Новая лекция профессора А.Н. Ужанкова продолжает прошлогодний курс Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря «Духовные основы русской литературы» и на этот раз посвящена разбору оды Г.Р. Державина «Бог».
Вторая лекция профессора А.Н. Ужанкова продолжает прошлогодний курс Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря «Духовные основы русской литературы» и на этот раз посвящена роману в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Лекция профессора А.Н. Ужанкова продолжает курс Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря «Духовные основы русской литературы». На этот раз она посвящена анализу сборника «Повести Белкина» А.С. Пушкина.
Рассмотрение повести через призму святоотеческого учения о прилоге, о зарождении и развитии греха в человеке.
В лекции повесть разобрана через призму тем о вере в Бога, своеволии, отчаянии и гордыне.
Лекция посвящена проблеме творчества в произведении, вопросам о таланте, как даре от Бога, о подобии Бога в человеке – умении творить.
Лекция посвящена темам Отечества, веры, любви и предательства, теме товарищества произведении Н.В. Гоголя.
О воле и Промысле Божием в сказке П.П. Ершова.
Лекция посвящена образу дома как самовыражению личности художника. Понятие дома многозначное. Рассматривается, как Лермонтов пытается раскрыть понятие дома в своих произведениях.
О важных человеческих вопросах и философии в произведениях В.Ф. Одоевского, что он сумел предугадать.
Лекция посвящена сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», в ней раскрывается авторский замысел о жертвенной любви героев и прослеживается их путь духовных исканий и выборов.
Лекция посвящена теме русского человека, русского характера в произведении И.А. Гончарова.
Лекция о древнерусской словесности посвящена вопросу взаимоотношения древнерусского человека и Бога, роли автора в литературе Средних веков, о поиске и самоопределении русских людей в мире.
Лекция о древнерусском житийном жанре: как он сложился? Почему для древнерусского автора именно Борис и Глеб стали первыми святыми? Какие заимствования из Евангельских сюжетов наблюдаются в житии?
Лекция о древнерусском житийном жанре: какова роль монашеского послушания для древнерусского книжника? Какие заимствования из Евангельских сюжетов наблюдаются в житии? Почему именно Феодосий Печерский является образом идеального монаха?
Лекция о древнерусском жанре летописи: почему народу необходима фиксация истории? Ожидание апокалипсиса в разные годы. Летописное летоисчисление.
Лекция о древнерусском жанре поучения: как он сложился? Почему для Владимира Мономаха было важно оставить такой документ? Основные особенности древнерусского менталитета, отражение Домостроя в тексте поучения.
Лекция о древнерусском жанре моления: о первом политическом заключенном Русского Севера, отношениях монашества и государства, о судьбе Даниила и его литературной карьере.
Лекция о древнерусском жанре воинской повести: как он сложился? Роль и личность Александра Невского для древнерусского человека. Особенности древнерусского менталитета. Образ Александра Невского для современников и для нашего времени.
Лекция о древнерусском жанре воинской повести: отношения Руси и Речи Посполитой. Роль русских князей и междоусобицы в положении Руси в Средние века. Отражение событий монголо-татарского захвата в древнерусских летописных сводах. Формирование образа героя и врага в воинской повести.
Лекция о древнерусском жанре жития: отличие средневекового мышления о святости с современностью. Роль автора жития в истории России. Детство и юность святого. Монашеский путь как отречение от мира.
Лекция о древнерусском жанре воинской повести: отношения Руси и Речи Посполитой. Роль русских князей и междоусобицы в положении Руси в Средние века. Об особенностях положения Рязанских земель в эпоху монголо-татарского владычества. Герои Рязанской земли.
Лекция о древнерусском жанре воинской повести. Образ князя-воина. Образ воина-монаха. Благословение князя на бой. Стратегическое значение победы на Куликовском поле.
Лекция о древнерусском учительном жанре. Семейный уклад Древней Руси. Восточная культура и ее отражение в быту русских людей.
Лекция о древнерусском жанре повести: жанр жития и его метаморфозы. Женский путь на Древней Руси.
«Отталкиваясь от образов душевных, Пушкин переносит восприятие героев на новый уровень – духовный, религиозный», – так Александр Николаевич объяснил главное отличие русской литературы XIX века от европейской.
Стихи классика построены на душевном, эстетическом уровне в соединении с духовным, религиозным. При разборе сказаний Пушкина он сделал акцент на христианских основах, заложенных писателем.
Преподаватель выделил три основные темы, которые раскрывает писатель в своем сборнике: Россия, русский народ, вера и предрассудки общества.