Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Пост
Великий Пяток
Преподобного Александра,
игумена Ошевенского
Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница. Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница.
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА
Во святую и Великую Пятницу мы воспоминаем святые, спасительные и страшные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел за нас. Оплевания, избиения, пощечины, поношения, насмешки, багряница, трость, губка, уксус, гвозди, копье, и после всего этого Крест и смерть, – все это имело место в пятницу. После того как Иисус, проданный другом и учеником за тридцать сребреников, был взят, Его отвели сначала к первосвященнику Анне, который отослал Его к Каиафе, где Господь был оплеван, получал пощечины, вдобавок был унижен и осмеян, слыша: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26: 68). Туда же пришли и лжесвидетели, искажавшие Его слова: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2: 19). А когда Он назвал Себя Сыном Божиим, то архиерей разодрал одежды свои в знак того, что не может терпеть богохульства.
При наступлении утра Иисуса отвели к Пилату; и иудеи «не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (Ин. 18: 28). Или здесь под пасхой он подразумевает весь семидневный праздник, или она и на этот раз была в положенное время в пятницу вечером, но Христос совершил законную пасху на один день раньше, потому что в пятницу хотел быть закланным одновременно с пасхальным агнцем.
Пилат, выйдя к ним, спросил, в чем они обвиняют Иисуса, и поскольку не нашел ничего достойного обвинения, то послал Его к Ироду, а последний – снова к Пилату. Иудеи же стремились убить Иисуса. Пилат сказал им: «Возьмите Его вы, и распните, и по закону вашему судите Его» (Ин. 18: 31; 19: 6). Они отвечали ему: «Нам не позволено предавать смерти никого» (Ин. 18: 31), побуждая Пилата распять Его. Пилат спросил Христа, Царь ли Он Иудейский. Он признал Себя Царем, но Вечным, говоря: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36). Пилат, желая Его освободить, сначала сказал, что не находит в Нем никакой благовидной вины, а потом предложил, по обычаю, ради праздника отпустить им одного узника, – но они выбрали Варавву, а не Христа (Ин. 18: 38–40).
Тогда Пилат, предавая им Иисуса, прежде велел бить Его, потом вывел к ним под стражей, одетого в багряницу, увенчанного терновым венцом, со вложенной в правую руку тростью, осмеянного воинами, говорившими: «Радуйся, Царь Иудейский!» (Ин. 19: 1–5; Мф. 27: 29; Мк. 15: 16–19). Однако, надругавшись так, чтобы утолить их гнев, Пилат вновь сказал: «Я ничего достойного смерти не нашел в Нем» (Лк. 23: 22). Но они отвечали: «Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19: 7). Когда они так говорили, Иисус молчал, а народ кричал Пилату: «Распни, распни Его!» (Лк. 23: 21). Ибо через позорную смерть, какой предавали разбойников, иудеи хотели опорочить Его, чтобы истребить добрую память о Нем. Пилат же, как бы пристыжая их, говорит: «Царя ли вашего распну?» Они отвечали: «Нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19: 15). Поскольку обвинением в богохульстве они ничего не добились, то, наводят на Пилата страх от кесаря, чтобы хоть таким способом исполнить свой безумный замысел, говорят: «Всякий, делающий себя царем, противник кесарю» (Ин. 19: 12). Между тем жена Пилата, устрашенная снами, послала ему сказать: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19); и Пилат, умыв руки, отрицал свою виновность в пролитии крови Его (Мф. 27: 24). Иудеи же кричали: «Кровь Его на нас и на детях наших (Мф. 27: 25); если отпустишь Его, ты не друг кесарю» (Ин. 19: 12).
Тогда Пилат, испугавшись, отпустил им Варавву, а Иисуса предал на распятие (Мф. 27: 26), хотя втайне и знал, что Тот неповинен. Увидев это, Иуда, бросив сребреники в храме, вышел, пошел и удавился (Мф. 27: 3–5), повесившись на дереве, а после, сильно вздувшись, лопнул. Воины же, насмеявшись над Иисусом и бив тростью по голове (Мф. 27: 27–30), возложили на Него Крест; потом, захватив Симона Киринеянина, заставили нести Крест Его (Мф. 27: 32; Лк. 23: 26; Ин. 19: 17).
Около третьего часа, придя на Лобное место, там распяли Иисуса и по обе стороны от Него – двух разбойников, чтобы и Он был причтен к злодеям (Мк. 15: 27–28; Ис. 53: 12). Воины разделили одежды Его из-за бедности их, бросая жребий о цельнотканом хитоне, причиняя Ему множество всяческих оскорблений – не только этим, но и издеваясь над Ним. Когда Он висел на Кресте, говорили: «Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! Спаси Себя Самого». И еще: «Других спасал, а Себя не может спасти». И еще: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с Креста, и уверуем в Него» (Мк. 15: 29–31; Мф. 27: 40, 42).
И если они действительно говорили правду, то подобало им без сомнений обратиться к Нему, – ведь открылось, что Он Царь не только Израиля, но и всего мира. Ибо для чего померкло солнце на три часа, да еще в полдень? Чтобы все узнали о Его страданиях. Земля потряслась и камни расселись, чтобы обнаружилось, что Он мог это сделать и с иудеями. Многие тела усопших воскресли – в доказательство всеобщего воскресения и для явления силы Страдавшего. Завеса в храме разодралась (Мф. 27: 51), как будто храм гневался, разрывая свою одежду за то, что страдает Прославляемый в нем, и всем открылось невидимое прежде – Святое святых.
Христос был распят в третий час, как говорит святой Марк (Мк. 15: 25). От шестого же часа тьма была до часа девятого (Мф. 27: 45; Мк. 15: 33). Тогда и Лонгин сотник, видя солнце померкшее и другие знамения, устрашился весьма и сказал: «Воистину, Он был Сын Божий» (Мф. 27: 54; Мк. 15: 39; Лк. 23: 47). Один из разбойников злословил Иисуса, а другой унимал его, решительно запрещая ему, и исповедал Христа Сыном Божиим. Вознаграждая его веру, Спаситель обещал ему пребывание с Собою в раю (Лк. 23: 39–43).
В довершение ко всем издевательствам, Пилат написал на Кресте: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19: 19). Хотя первосвященники и не позволяли Пилату писать так, однако он возразил: «Что я написал, то написал» (Ин. 19: 21–22). Потом Спаситель произнес: «Жажду», – и Ему дали иссоп с уксусом. Сказав: «Совершилось!» – и преклонив главу, Он предал дух (Ин. 19: 28–30).
Когда все разошлись, при Кресте стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, рожденная от Иосифа после того, как Клеопа умер бездетным; а также любимый ученик Господа Иоанн (Ин. 19: 25–26). Обезумевшие же иудеи, которым недостаточно было видеть Тело на Кресте, просили Пилата, так как тогда была пятница и великий праздник пасхи, приказать перебить у осужденных голени, чтобы скорее наступила смерть. И у двоих перебили голени, потому что они были еще живы. Но, придя к Иисусу, увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней. Один же из воинов по имени Лонгин, угождая безумным, поднял копье и пронзил Христу ребра с правой стороны, и тотчас истекла кровь и вода (Ин. 19: 31–34).
Первое показывает, что Он человек, а второе – что Он выше человека. Или кровь – для таинства Божественного Причащения, а вода – для Крещения, ибо оба источника поистине дают начало Таинствам. И Иоанн, видевший это, засвидетельствовал, и истинно свидетельство его (Ин. 19: 35). Ведь написал присутствовавший там и видевший всё своими глазами; и если бы он хотел говорить ложь, не записывал бы того, что считалось бесчестием для Учителя. Говорят, будто он тогда собрал в некий сосуд Божественную и Пречистую Кровь из источающих жизнь ребер.
После этих удивительных событий, как уже настал вечер, пришел Иосиф, тайный ученик Иисуса, из Аримафеи, осмелился войти к Пилату, будучи известен ему, и просил Тело Иисусово (Мк. 15: 42–43; Ин. 19: 38); и Пилат позволил взять Тело (Ин. 19: 38). Иосиф, сняв Его с Креста, положил со всяким благоговением. Пришел также и Никодим, – приходивший прежде к Иисусу ночью, – и принес некий состав из смирны и алоэ, приготовленный в достаточном количестве (Ин. 19: 39). Обвив Тело пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи, они положили Его поблизости, в гробе Иосифа, высеченном в скале, где еще никто не был положен (Лк. 23: 53; Ин. 19: 40). Так устроилось для того, чтобы, когда Христос воскреснет, воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому лежавшему вместе с Ним. Смесь же алоэ и смирны евангелист упомянул потому, что она очень клейкая. Чтобы мы, когда услышим о пеленах и головных повязках, оставленных во гробе (Ин. 20: 6–7), не думали, будто Тело Христово украдено: ибо как можно было, не имея достаточно времени, оторвать их, настолько сильно прилипшие к Телу?
Все это чудесно совершилось в ту пятницу, и богоносные отцы повелели нам творить память обо всем этом с сокрушением сердца и умилением. Замечательно и то, что Господь распялся в шестой день седмицы – в пятницу – так же, как и вначале в шестой день был создан человек. А в шестой час дня был повешен на Кресте, как и Адам, говорят, в этот час простер руки, прикоснулся к запретному древу и умер, поскольку подобало ему снова воссоздаться в тот же час, в какой он пал. А в саду – как и Адам в раю. Горькое питие – по образу Адамова вкушения. Пощечины означали наше освобождение. Оплевание и позорное выведение в сопровождении воинов – почет для нас. Терновый венец – устранение нашего проклятия. Багряница – как кожаные одежды или наше царское убранство. Гвозди – окончательное умерщвление нашего греха. Крест – древо райское. Пронзенные ребра изображали Адамово ребро, из которого произошла Ева, от которой – преступление. Копье – устраняет от меня огненный меч (Быт. 3: 24). Вода из ребер – образ Крещения. Кровь и трость – ими Он, как Царь, подписал красными буквами грамоту, даровав нам древнее отечество. Есть предание, что Адамова голова лежала там, где был распят Христос – Глава всех, и омылась истекшею кровью Христовой, – почему это место и именуется Лобным.
При потопе череп Адама вымыло из земли, и кость плавала на воде, как некое явное чудо. Соломон со всем своим войском, почтив праотца, покрыл его множеством камней на месте, которое с тех пор названо «постланное камнем». Величайшие из святых говорят, что, по преданию, Адам был погребен там ангелом. Итак, где был труп, туда пришел и орел – Христос, Вечный Царь, Новый Адам, Древом исцеляющий ветхого Адама, павшего через древо.
Вопрос о праздновании Великой Пятницы в ранней Церкви неотделим от вопроса о праздновании Пасхи, которая во II–III вв. отмечалась в разных местностях по-разному и нередко понималась не как праздник Воскресения, а как воспоминание Распятия (поскольку Страсти Христовы приходились именно на празднование иудейской пасхи). Например, в сочинении Epistula apostolorum, написанном в Малой Азии во II в., воскресший Господь Иисус заповедует апостолам «праздновать воспоминание Его смерти, т. е. Пасхи». У Тертуллиана Пасхой называется день Распятия и Крестной Смерти. Ориген в беседах на Книгу пророка Исаии объясняет, что на Пасху вспоминаются страдания Христа по той причине, что Его Воскресение и так празднуется каждую неделю. У многих ранних авторов само слово «Пасха» понимается как производное от греческого глагола πάσχειν (страдать). Даже там, где Пасха понималась как праздник Воскресения, пасхальной Литургии предшествовал многочасовой пост (древнейшее свидетельство – Tertull. De orat. 18; De jejun. 2. 2), долженствовавший напомнить о Распятии.
Поскольку до I Вселенского Собора практика праздновать Пасху, понимаемую как праздник Воскресения, в один из воскресных дней не была всеобщей, то и день для воспоминания Страстей в разных традициях выбирался по-разному. Это был или день иудейской пасхи (по юлианскому календарю в разные годы выпадающей на разные даты), или 25 марта (как историческая дата Страстей), или еще какой-либо день. После I Вселенского Собора всеобщей стала традиция праздновать Пасху в 1-е воскресенье после 1-го весеннего полнолуния, а воспоминание Страстей закрепилось за пятницей перед этим воскресеньем, получившей наименование Великой, Страстной и др.
Преподобный Александр Ошевенский родился 17 марта 1427 года, в 80 верстах от Белозерска в Вышеозерской волости, за несколько месяцев до кончины преподобного Кирилла Белозерского († 9 июня 1427 г.), с которым был связан в последующем духовными узами всю жизнь.
Алексей (мирское имя преподобного Александра Ошевенского), пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена и супруги его Фотинии, был долгожданным ребенком и родился по усердным молитвам Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына, по ходатайству преподобного Кирилла.
Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника и их питателя в старости. В детстве мальчика обучили грамоте и готовили из него предприимчивого хозяина.
В 18 лет юношу пытались женить. С дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумен полюбил юношу за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя. Изучая Священное Писание, он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь тогда принял иноческий постриг.
К тому времени родители его переселились в село Волосово в 30 верстах от Каргополя, вниз по реке Онеге. Вскоре Никифор испросил у новгородского боярина Иоанна место для поселения у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы.
Преподобный Александр просил у игумена разрешения принять от родителей последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие. Не сразу благословил игумен молодого инока. Он предупреждал его об опасности пустынножительства. Но преподобный Александр боялся подвижнической славы, которую он имел среди братии, и вторично просил отпустить его из монастыря. Наконец, настоятель благословил его.
Обрадованный встречей отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил крест в основание будущей обители и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того преподобный Александр вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и некоторое время нес послушание на клиросе, в поварне и на хлебне. Его посвятили в сан диакона.
Наконец, когда преподобный Александр пришел к игумену в третий раз и рассказал ему, как звал его на устроение обители чудный голос, как обещал он пребывать на том месте, настоятель отпустил его, благословив иконами Божией Матери Одигитрии и святителя Николая Чудотворца.
Преподобный Александр освятил избранное место иконами, поручил отцу наблюдать за строительством церкви, а сам отправился к архиепископу Новгородскому Ионе (1459‒1470). Архиепископ Иона посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Боярыня Анастасия и ее сын Юрий готовы были отдать монастырю всю волость, но преподобный Александр принял грамоты лишь на необходимые земли.
Построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно. Но мало-помалу собралась братия.
Преподобный ввел строгий общежительный Устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келлии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания ‒ творить Иисусову молитву или читать псалмы. «Братия, ‒ говорил преподобный игумен, ‒ пусть не страшат нас труды и скорби пустыни. Вы знаете, что путем скорбей входят в Царствие Небесное. Пусть живет в вас взаимная любовь и смирение. Бог есть любовь, и Он любит смиренных».
Многие даже из мирян приходили к преподобному и пользовались его наставлениями. Два племянника святого приняли постриг в его монастыре, чем разгневали одного из братьев преподобного, Амвросия. Преподобный Александр кротостью смягчил брата, но племянники охладели в ревности к подвигам и оставили обитель. Скорби за спасение духовных чад расстроили здоровье преподобного. Он лежал и не мог не только приподнять руку или голову, но даже выговорить слово.
В таком изнеможении святой Александр молился преподобному Кириллу, своему покровителю. Преподобный Кирилл явился в белых ризах и, осенив больного крестом, сказал: «Не скорби, брат! Я помолюсь, и будешь здоров. Только не забывай обета, не оставляй этого места. Я буду помогать тебе». Проснувшись, преподобный почувствовал себя здоровым и наутро пошел в церковь. В подкрепление братии он рассказал о посещении преподобного Кирилла. 27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года.
После кончины игумена обитель начала быстро приходить в упадок. Но преподобный не оставил попечения о ней. Однажды монастырскому служителю Марку было видение во сне: обитель полна народу; седой старец в святительской одежде крестом осеняет работающих на постройке. Другой старец, с длинной бородой, окропляет святой водой, а третий, среднего роста, с русыми волосами, кадит. Четвертый инок, молодой, следит за ними издали. Третий старец, а это был преподобный Александр Ошевенский, объяснил, что ему помогают святитель Николай Чудотворец и преподобный Кирилл Белозерский, а юноша, стоявший поодаль, был дьяком Матфеем, которого вскоре постригли с именем Максим и избрали в игумена обители, как и предрек в видении преподобный Александр. Инок Максим был поставлен во игумена архиепископом Новгородским Сергием (1483‒1485) и восстановил обитель. Он настоятельствовал до 1525 года.
При построении нового храма во имя святителя Николая, по указанию явившегося преподобного Александра, были обретены его нетленные мощи. Тогда же был написан его образ ‒ согласно с тем, каким он являлся инокам, и по рассказу знавшего его старца: преподобный Александр Ошевенский был среднего роста, с сухим лицом и впалыми щеками, с небольшой и негустой бородой, с проседью в русых волосах. В таком виде он и изображается на иконах.