Сретенский Месяцеслов

Четверг, 3 октября
20 сентября ст. ст.

Седмица 15-я по Пятидесятнице. Глас 5.
Поста нет.

Преподобного и благоверного князя
Олега Брянского

Святые дня
Великомученик Евстафий Плакида, жена его мученица Феопистия и чада их мученики Агапий и Феопист (ок. 118); мученики и исповедники благоверный князь Михаил Черниговский и болярин его Феодор, чудотворцы (1245). Собор святых Брянской митрополии. Священномученики Феоктист Смельницкий и Александр Тетюев, пресвитеры (1937).

ЖИТИЕ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ ОЛЕГА БРЯНСКОГО

Нашествие на Русь ордынских полчищ в XIII веке было воспринято современниками как «погибель Русской Земли». Померкла самобытность государства, расхищены его богатства, замерла торговля, сожжены города, храмы и иноческие обители. Гибло все земное, временное, все дела рук человеческих. Уцелело лишь то, что вечно и непоколебимо: вера Христова, Церковь Православная, которую, по обетованию Спасителя не одолеет и сам ад. Она очищалась, как золото, в горниле страданий, возвышалась незыблемо, как утес в бушующих волнах океана. Только на этом камне веры могла возродиться Русь, когда наступил час ее Воскресения.

В эту эпоху особенно остро ощущалась малозначимость «славы мира сего», и в то время, как одни князья всеми правдами и неправдами искали и добивались власти, другие с легкостью расставались с ней, предпочитая нетленную славу Царства Небесного.

Исповеднический подвиг в языческой Орде князя-мученика Михаила Черниговского и его боярина Феодора 20 сентября 1246 года имел вселенское значение. На все уговоры окружавших уступить требованию хана и поклониться идолам, тем самым сохранив власть, и в дальнейшем послужить Руси, как и на прочие лукавые речи, князь Михаил отвечал: «Не хочу я быть христианином только по имени, а дела творить языческие». Устояв перед этим великим искушением и не дав повода к соблазну братии, князь претерпел мученическую кончину ради Христа. «Не погублю души моей, прочь, слава мира сего тленного», – эти предсмертные слова святых Михаила и Феодора стали завещанием Православной Руси.

«Род праведных благословится», – говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере относится к святому князю Михаилу. Он стал родоначальником благочестивой династии, дети и внуки князя продолжили его христианское служение.

Дочь страстотерпца Михаила, преподобная Евфросиния Суздальская, за свое строгое постническое и богоугодное житие причислена к лику святых. Сын Михаила, князь Брянский Роман, также стяжал особенную милость Божию. В 1288-м году он получил исцеление перед чудотворной иконой Божией Матери на Свенской горе, где впоследствии основал храм и монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Ныне он почитается как святой благоверный князь.

Из летописей известно, что в 1274-м году Роман вместе с сыном Олегом (во Святом Крещении – Леонтием) участвовал в военных действиях против Литвы. По окончании войны Олег приезжал во Владимир Волынский к своей сестре Ольге (во Святом Крещении – Елене) Романовне, супруге благочестивого князя Волынского Владимира Васильковича, создателя многих храмов и монастырей. Наследовав после смерти своего мужа богатые земли на Волыни, она, надо полагать, помогала брату Олегу в устроении его Брянской обители.

Видя, сколь преходящи и непрочны красоты и богатства земные, Олег отказался от заманчивой наследственной власти Великого князя Черниговского, передав ее своему брату, а сам принял монашество с именем Василия в созданном им на свои средства Брянском Петро-Павловском монастыре. В этой обители святой благоверный князь скончался строгим подвижником в начале XIV века, предположительно в 1331-м году.

Тело святого Олега Брянского было погребено под спудом в соборном храме его монастыря.

Память преподобного благоверного князя Олега издревле почиталась в Русской Церкви. В пергаментном синодике, рукописи XV–XVI веков Императорской Публичной Библиотеки, в Чине Торжества Православия в числе благоугодивших Богу провозглашается вечная память князю Олегу с одним его первым именем – Олегу Добрянскому.

14 июля 1897 года Святейший Синод, в ответ на ходатайство Брянской городской Думы, издал указ, в котором говорилось: «По вниманию к благочестивому усердию граждан города Брянска и согласно отзыву Преосвященного Орловского, Святейший Синод определяет: совершать ежегодно в городе Брянске торжественное празднование в честь святых угодников Олега и Поликарпа, в дни их памяти, дозволив вместе с тем возглашать имена этих угодников Божиих на отпустах и носить их иконы вместе с иконой Свенской Божией Матери в ежегодно совершаемом 11 августа крестном ходе вокруг города Брянска…».

13-го июля 1900 года Брянская городская Дума объявила 20 сентября – день памяти Брянского угодника Божия, святого князя Олега – не торговым днем. В этот день, с 1900 года, во всех брянских храмах совершались торжественные Богослужения. В 1903-м году, по благословению Святейшего Правительствующего Синода, издан «Верный месяцеслов всех Русских Святых», где впервые указан и день памяти преподобного Олега, князя Брянского – 20 сентября.

В 1923 году монастырь был упразднен. В начале 1930-х годов, по благословению архиепископа Брянского Даниила (Троицкого), во избежание поругания от безбожников, совершено перезахоронение мощей преподобного князя Олега под алтарем Введенского храма обители. Принимавшие участие в перезахоронении дали обещание не рассказывать никому о происшедшем. Только в 1995-м году бывшая староста Введенского храма Мария Александровна Белова, которая в 1930-е годы была юной прихожанкой, открыла местонахождение святых мощей. 10 августа 1995 года, по благословению архиепископа Брянского и Севского Мелхиседека, честные останки святого князя были вновь обретены и с тех пор открыто почивали во Введенском храме обители.

1 июля 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил пастырский визит на Брянскую землю, с тем чтобы освятить нововозведенный собор во Имя Святой Троицы. Перед началом богослужения Святейший благоговейно приложился к мощам святого благоверного князя Олега Брянского.

Установилась добрая традиция, согласно которой у мощей святого служится напутственный молебен для брянских призывников, которые просят у князя-воина благословения и помощи в прохождении воинской службы.

Тропарь преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому. Глас 8.
От юности возлюбил Хpиста всем сеpдцем, пpеподобне,/ славу земную яко пpеходящу оставил еси,/ и цаpство земное в ничтоже вменив/ лику инок pадостно пpичелся еси,/ и тpуды многими гpад Бpянск, аки солнце пpесветло, озаpил еси:/ тем быв Тpоицы укpашение,// моли, княже Олеже, Хpиста Бога спастися душам нашим.
Кондак преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому. Глас 4.
Уподобился еси плодоносней леторасли/ от корене честнаго,/ Олеже благородне,/ истину возлюбив и нетленный Христов живот./ Тем же молитвою, бдением и пощением/ светильник великий быв твои мучеником,// просвети, блаженне, отечество твое и спаси души наша.
Величание преподобному и благоверному князю Олегу Брянскому:
Ублажаем тя,/ благоверне княже Олеже,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши за нас// Христа Бога нашего.