Сретенский Месяцеслов

Воскресенье, 12 мая
29 апреля ст. ст.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Глас 2.
Поста нет.

Неделя 3-я по Пасхе,
святых жен-мироносиц

Преподобный Амфилохий
Почаевский

Святые дня
Девять мучеников Кизических: Феогнид, святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Руф, Мария Клеопова, Антипатр, Саломия, Феостих, Иоанна, Артема, Марфа и Магн, Мария, Феодот, Сусанна и иные, Фавмаси и Филимон (286–299); праведные Иосиф Аримафейский и Никодим (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе), мученики Диодор и Родопиан, диакон (284–305); преподобный Мемнон Чудотворец, игумен Египетский; преподобный Нектарий Оптинский (1928). Святитель Василий Острожский, митрополит (1671) (Серб.); триста мучеников, в горах Дудиквати и Папати (Турция) пострадавшие (XVII–XVIII) (Груз.); благоверная Тамара, царица Грузинская (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

НЕДЕЛЯ 3-Я ПО ПАСХЕ, ЖЕН-МИРОНОСИЦ

Нынешний воскресный день определен Святой Церковью Христовою к ублажению памяти святых жен-мироносиц. Кто были жены-мироносицы?

Все евангелисты прежде всего указывают на Марию, рожденную в Галилейском городе Магдалы, ту самую, из которой Иисус изгнал семь бесов. За такое благодеяние Мария Магдалина платила Господу пламенною любовью. Вторая мироносица – Мария Иосиева, мать Иакова и Иосии, следовала за Спасителем до самого гроба. Сын этой Марии, Иаков Алфеев, был одним из 12 апостолов. Саломия была матерью сынов Зведеевых, апостолов Иоанна и Иакова. Кроме Марии Магдалины и Марии Иаковлевой, святой апостол Лука указывает на жен-мироносиц – Иоанну и еще других, не называя их по именам (Лк. 24: 10). Кто была эта Иоанна? Жена Хузы, домоправителя Иродова, исцеленная также Господом. По словам святого апостола Луки, между женами была несомненно Сусанна (Лк. 8: 1–3) и многие другие, которые служили Христу своим достоянием. Конечно, к числу жен-мироносиц принадлежали Мария и Марфа, сестры Лазаревы, столь пламенно любившие Господа.

Святая Церковь Христова ублажает память всех святых, и особенно дороги христианам эти жены-мироносицы, счастливые спутницы Христовы, которые служили Учителю не только своим достоянием, но и трудами рук своих, преданные Ему всем сердцем, страдавшие вместе с Господом, окружавшие Его не только во время путешествий, но и на крестном пути, на Голгофе, у самого Креста. Воспоминания о их самоотвержении, подвигах, о их несравненной и нежной любви ко Христу наполняют сердца верующих людей тою же любовью ко Господу и стремлением служить Ему до самой смерти!

Христос не выбирал жен-мироносиц и не звал их следовать за Собою, подобно апостолам и 70 ученикам, но они сами пошли за Ним как за единою целью своей возрожденной жизни, как за вечной истиной, как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников и народных наставников. Они сами покинули свои дома, дела, имущество, семьи и пошли за Господом, радуясь, что хоть чем-нибудь могут быть полезными Христу и Его общине. Во время крестного шествия Христа на Голгофу только женщины-мироносицы плакали и рыдали. Господь услышал вопль жен и обратился к ним со словом утешения. Что должны были испытать эти любящие жены, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть возлюбленного Учителя?! Все ученики от страха разбежались, даже апостол Петр, обещавший умереть с Иисусом, но трижды отрекшийся от Него. И только Богоматерь с Иоанном Богословом и жены-мироносицы остались у самого Креста. Затем Богоматерь унесли на руках, ибо Она лишилась чувств, но Мария Магдалина и другие жены-мироносицы, которых толпа отодвинула от Креста, пребывали здесь до самого конца. Когда Сын Божий испустил дух, те же жены-мироносицы поспешили домой, чтобы уготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисусово во гроб. Они ушли только по наступлении совершенной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. И за свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены первыми из человеков получили удостоверение о Воскресении Христа и сделались первыми и сильными проповедницами, как познавшие это из уст Ангела.

Итак, возлюбленные матери, жены и сестры, пример благоговейных жен-мироносиц пред нами! Жизнь их многопоучительна для современных христианок. Они не отличались добродетелями, пока не знали Христа; Мария Магдалина была жилищем злого духа, Марфа была образцом житейских влечений и мирской суеты, но Божественное учение Спасителя, чудеса Сына Божия и благодать Христова совершенно их возродили.

По примеру жен-мироносиц многие христианские женщины впоследствии обратились с живою верою к вознесшемуся на небо Христу. В истории христианства мы видим множество матерей и жен, возлюбивших учение Христа и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, земную славу, почести, богатства, наслаждение мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитавших смерть отречению от Христа и Его заповедей. Мы знаем даже таких матерей, которые вели на казнь за Христа своих отроков и с радостью отдавали их в жертву людям, дабы прославить в Царствии Божием. Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями.

Святая Церковь и ныне с упованием смотрит на вас, благочестивых жен и сестер! Вы поддерживаете еще веру в ваших семьях и заботитесь об украшениях и благолепии храмов. Но в наше время является множество жен с небывалым еще в истории христианства направлением и состоянием духа. Я хочу сказать вам о тех, которые не находят себе никакой деятельности, томятся своею жизнью, жалуются на скуку и чистосердечно спрашивают всех: что им делать, чем заняться? Они признают в себе недостаток энергии, здоровья и отсутствие всяких стремлений, желаний, дарований и любви к чему бы то ни было. Точно на них не лежит никаких обязанностей, точно они не дочери своих отцов и матерей, не матери своих детей, не жены своих мужей!?

Спрашивается: что делать тем, которые имеют на руках престарелых родителей и скучают? Покоить родителей и помогать им готовиться к переходу в загробную жизнь. Это ли не обязанность, не дело, не служба родителям, а главное – Богу? Что делать замужним женщинам? Сохранять то, что зарабатывают их мужья, создавать приятный очаг мужьям, воспитывать детей, блюсти в домах Дух Божий, быть примером христианской жизни для младших и служащих. Насколько дети окажутся подготовленными к духовной жизни и к борьбе со страстями, настолько жизнь их будет легче и избавлена от скорбей, испытаний и искушений. Но чтобы мать семейства могла свято исполнять свои важные обязанности, ей необходимы знание веры, искренняя вера, понимание любви Божией, любовь к Богу и неразлучная жизнь со Святою Церковью. У кого нет собственных детей, они могут посвятить жизнь чужим детям, часто бедствующим, заброшенным, осиротевшим, часто впадающим в грех по неведению.

Спрашивают еще: где найти отдых от ежедневных забот и попечений? Странный вопрос для светского человека! Ведь столько в миру придумано развлечений и удовольствий, но надо признать, следовательно, что светские удовольствия не развлекают и не дают отдыха, а только денежно разоряют. Оно, несомненно, так. Поэтому пусть эти жены и девицы научатся истинной жизни у прежних христианок, у своих предков, которые находили покой и отдых в духовном чтении, в молитве, в церковной жизни, в благотворительности, в просвещении народа.

Возлюбленные сестры во Христе, помогайте пастырям, служите Господу! Аминь.

Священномученик Серафим (Чичагов)


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО АМФИЛОХИЯ
ПОЧАЕВСКОГО (ГОЛОВАТЮКА)

В XX веке в Почаевской лавре воссиял новый светильник веры и благочестия – преподобный Амфилохий (Головатюк, 1894‒1971).

Юношей он был призван в царскую армию. Пройдя через многие испытания, он в 1925-м году избирает тернистый путь спасения в монашестве и поступает в Почаевскую лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания и удостаивается монашеского пострига с именем Иосиф и священнического сана. Исполняя различные работы и послушания в лавре, отец Иосиф в то же время лечит больных и особенно становится известным как костоправ.

Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить лавру в музей атеизма. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы.

Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили всё мужественно и спокойно, готовые, если нужно, отдать жизнь за веру во Христа. В храмах монастыря круглосуточно теплились лампады и возносились молитвы.

Отец Иосиф часто ночи проводил в храме, где до утра служил акафисты. В одно время своим мужеством и смелостью он отстоял Троицкий собор. Вскоре за это отца Иосифа арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Все, кто знал старца, не переставали хлопотать об его освобождении, чего и добились, но в лавру власти запретили ему возвращаться.

Отец Иосиф поселился у родных. После того как однажды по наущению властей он был избит до полусмерти, опасаясь за жизнь старца, его постригли в схиму с именем Амфилохий. По милости Божьей он ещё многие годы служил людям, получив от Господа дары прозорливости и исцелений, которые всячески скрывал, избегая суетной человеческой славы.

Десятки, если не сотни тысяч людей исцелил преподобный. Вся жизнь святого была служением Богу и ближнему.

После его преставления 1 января 1971 года на месте погребения старца стали происходить чудеса и исцеления, которые не прекращаются и по сей день.
Перед праздником Пасхи 2002 года были обретены его нетленные мощи. 12 мая 2002 года схиигумен Амфилохий причислен к лику святых.
Мощи преподобного Амфилохия Почаевского открыты для поклонения в Пещерном храме Почаевской лавры.


Тропарь Недели жен-мироносиц. Глас 2.
Благообразный Иосиф,/ с Древа снем Пречистое Тело Твое,/ плащаницею чистою обвив, и благоуханьми,/ во гробе нове, закрыв, положи,/ но тридневен воскресл еси, Господи,// подаяй мирови велию милость.
Ин тропарь Недели жен-мироносиц. Глас 2.
Мироносицам женам при гробе представ Ангел, вопияше:/ мира мертвым суть прилична,/ Христос же истления явися чуждь./ Но возопийте: воскресе Господь,// подаяй мирови велию милость.
Кондак Недели жен-мироносиц. Глас 2.
Радоватися мироносицам повелел еси,/ плач праматере Евы утолил еси/ Воскресением Твоим, Христе Боже,/ апостолом же Твоим проповедати повелел еси:// Спас воскресе от гроба.
Тропарь преподобному Амфилохию Почаевскому. Глас 4.
Земли Волынския преславна подвижника/ и обители Почаевския достойна насельника/ людей православных изрядна целителя/ яви тя Церкви Своей Христос Бог наш,/ преподобне отче Амфилохие,/ Ему же усердно молися/ от навет вражиих свободитися// и спастися душам нашим.
Кондак преподобному Амфилохию Почаевскому. Глас 3.
Яко веры Православныя ревнитель и благочестнаго жития учитель,/ в болезнех и скорбех изрядный помощник и защититель,/ пред Господом предстоиши преподобне Амфилохие,/ сего ради вопием ти:/ сохрани обитель, в ней же подвизался еси,/ и спасай нас молитвами твоими,// отче блаженне.
Величание преподобному Амфилохию Почаевскому:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Амфилохие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.