Сретенский Месяцеслов

Среда, 12 июня
30 мая ст. ст.

Седмица 7-я по Пасхе. Глас 6.
Пост

Преподобный Исаакий,
игумен обители Далматской

Святые дня
Преподобный Додо Давидо-Гареджийский (596) (Груз.) (переходящее празднование в среду по Вознесении). Священномученик Василий Смоленский, пресвитер (1942).

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО ИСААКИЯ, ИГУМЕНА ОБИТЕЛИ ДАЛМАТСКОЙ

Преподобный Исаакий происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в Константинополь. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был император Валент (364–378).

Когда император собирался на войну с варварами, преподобный Исаакий несколько раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили святого, а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из которого живым не выбиралось ни одно существо. Но 2 ангела чудесным образом избавили Исаакия от гибели.

Придя к императору в последний раз, он предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого, армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.

О встрече преподобного Исаакия с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блаженный Феодорит Кирский, Созомен и некоторые другие. В синаксарном житии преподобного в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в других редакциях: святой узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до Константинополя, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения. Эта история была впоследствии пересказана историком Иоанном Зонарой.

После смерти императора Валента на престол взошел император Феодосий I Великий (379–395). Услышав о пророчестве святого, император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого преподобный Исаакий, согласно житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать Константинополь и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, преподобный Исаакий попросил построить ему келлию. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для него, и святой выбрал скромную келлию, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде Константинополя, за городскими стенами.

К святому приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Император Феодосий также неоднократно приглашал его во дворец. Преподобный Исаакий всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения святого они всегда чудесным образом открывались.

Через некоторое время вокруг келлии Исаакия был основан монастырь, впоследствии названный Далмата монастырь, который считался древнейшим в Константинополе; там святой прожил до конца своих дней.

Почувствовав приближение смерти, преподобный Исаакий созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, которого назначил своим преемником.

После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к церкви Святой Ирины (которая тогда была кафедральным собором Константинополя). Братия монастыря и ученики святого испросили разрешение положить останки Исаакия в церкви Святого Стефана, построенной неподалеку от Далматского монастыря. Святой Исаакий был погребен в алтаре этого храма, справа от святого престола.

Исходя из текста жития Исаакия, годом его смерти следует считать 383-й. Однако другие источники такую дату не подтверждают. Согласно житию Далмата, Исаакий жил еще при архиепископе Аттике (406–425). Каллиник, автор жития преподобного Ипатия Руфинианского, также сообщает, что святой Исаакий был жив еще в 406 году, когда посещал преподобного Ипатия в его монастыре. При этом другая версия жития Далмата, изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 год как дату кончины святого, однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте.

Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 год нельзя считать годом смерти преподобного. В настоящее время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 года. Некоторые исследователи более конкретно определяют год смерти святого Исаакия. Так, А. Камерон относит его кончину к 416 году, на основании данных о церкви Первомченика Стефана, в которой были положены мощи Исаакия. Существует мнение, что святой скончался в 424 или 425 году.

Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей преподобных Исаакия и Далмата хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне.

Почитание преподобного Исаакия в России связано с личностью императора Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днем памяти святого. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.


Тропарь преподобному Исаакию, игумену обители Далматской. Глас 4.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему,/ яже вещей истина:/ сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Исаакие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак преподобному Исаакию, игумену обители Далматской. Глас 8.
Яко угодник Божий верный,/ по Христове Церкви ревностию разжегся,/ бразды Валентовы удержав,/ пророчески тому о затворении Церкве пагубную смерть предрекл еси, преподобне.// Тем же присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.
Величание преподобному Исаакию, игумену обители Далматской:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Исаакие,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.