Неделя 8-я по Пасхе, о слепом. Глас 7.
Поста нет.
День Святой Троицы. Пятидесятница
Мученик Лукиллиан
и иже с ним
ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. ПЯТИДЕСЯТНИЦА
Пятидесятница – Праздник седмиц, также праздник жатвы (Исх. 34: 32). В этот праздник, кроме молитв и жертвоприношений, преимущественно читались места из книг закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара.
В Христианской Церкви под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов. Это один из величайших христианских праздников от времен апостольских (Деян. 2: 1–22).
Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Священного Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое следует сразу после литургии и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв святого Василия Великого. В этих молитвах Церковь молится Триипостасному Богу о даровании всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении Его милостей на все наши нужды – телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших, чтобы Господь всем нам простил грехопадения наши и отшедшим дал свободу и ослабление, а нас здесь благословил и дал нам мирный конец и всех удостоил небесного Своего царствия.
В Троицын день Восточная Церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами. Этот обычай перешел к нам от иудеев, которые в память Синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали впоследствии синагогу и свои дома древесными ветвями и устилали пол травой и цветами.
Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы, напоминая о Синайском законодательстве и о событии сошествия Святого Духа на апостолов в этот день, должны служить для нас знаком и выражением нашей радости и благодарности Богу, устрояющему наше спасение и с обновлением природы обновляющему и освящающему наши поля и все обильно дарующему нам для наслаждения.
ЖИТИЕ МУЧЕНИКА ЛУКИЛЛИАНА И ИЖЕ С НИМ
Лукиллиан был языческим жрецом при римском императоре Аврелиане (270–275). В старости он убедился в ложности языческой религии, всей душой обратился к вере во Христа Спасителя и крестился.
Под влиянием его проповеди многие язычники стали обращаться к христианству. Тогда иудеи за распространение веры в распятого ими Христа донесли на Лукиллиана градоначальнику Никомидии Сильвану. Тот стал принуждать старца возвратиться к идолослужению. За отказ святому Лукиллиану сокрушили челюсти, били палками повесили вниз головой, а затем заключили в темницу, где он встретил четырех отроков-исповедников Христовых – Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия. Святой Лукиллиан убеждал их твердо стоять за веру, не бояться мучений и смерти.
Через некоторое время все они были приведены на судилище и брошены в раскаленную печь, но внезапно пролившийся дождь угасил пламя, и святые мученики остались невредимы. Правитель приговорил их к смертной казни, отправив для исполнения приговора в Византию. Святые отроки были усечены мечом, а святой мученик Лукиллиан многочисленными гвоздями пригвожден ко кресту.
Свидетельницей подвига святых мучеников была святая дева Павла, посвятившая себя служению страдавшим за веру во Христа. Она доставляла пищу узникам-христианам, омывала их раны, приносила лекарства и погребала тела мучеников.
После кончины святого Лукиллиана и четырех отроков она возвратилась в Никомидию и продолжала свое святое служение. Святая дева была схвачена и брошена в печь, однако силою Божиею осталась невредима. Тогда ее отослали в Византию, где святая мученица была усечена мечом.