Сретенский Месяцеслов

Вторник, 20 августа
07 августа ст. ст.

Седмица 9-я по Пятидесятнице. Глас 7.
Пост

Обретение мощей святителя Митрофана, в схиме
Макария, епископа Воронежского

Святые дня
Попразднство Преображения Господня. Преподобномученик Дометий Персянин, иеродиакон, и два ученика его (363); преподобный Антоний Оптинский (1865). Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский, в Ближних пещерах (1110); преподобный Пимен, игумен, постник Печерский, в Дальних пещерах (XIII–XIV); преподобный Меркурий Печерский, епископ Смоленский, в Ближних пещерах (1239); мученики Марин и Астерий (260); преподобный Ор Фиваидский (ок. 390); преподобномученица Потамия чудотворица; преподобный Феодосий Новый (IX–X); святитель Иерофей Венгерский, епископ (X); святитель Стефан I, король Венгрии (1038); преподобная Феодора Сихловская (начало XVIII) (Румын.). Священномученики Александр Хотовицкий, Петр Токарев, Михаил Плышевский, Иоанн Воронец, Димитрий Миловидов и Алексий Воробьев, пресвитеры; Елисей Штольдер, диакон, и преподобномученик Афанасий (Егоров), игумен (1937); священномученик Василий Аменицкий, пресвитер (1938).

ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ МИТРОФАНА, В СХИМЕ МАКАРИЯ, ЕПИСКОПА ВОРОНЕЖСКОГО

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, родился 6 ноября 1623 года во Владимирской земле, по предположению, в семье священника. Мирское имя будущего святителя было Михаил. Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел детей. Сохранились сведения о заботливости святого Митрофана по воспитанию своего сына Ивана. Будущий епископ был некоторое время священником в селе Сидоровском Суздальской епархии.

На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу. Своим местожительством он избрал Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где и был пострижен в иночество с именем Митрофан.

Здесь угодник Божий начал иноческое подвижничество, отличаясь глубоким смирением. О его строгой иноческой жизни стало известно в монашеской среде. Через три года после вступления в Золотниковскую обитель братия соседнего Яхромского Космина монастыря, не имевшего в ту пору настоятеля, стали просить местное духовное начальство о доставлении им в игумены Митрофана. Просьба была исполнена.

Когда о ревности подвижника узнал Патриарх Московский и всея Руси Иоаким, он поручил ему более обширную Унженскую обитель, основанную в XV веке преподобным Макарием Желтоводским в Костромской земле. Здесь будущий святитель настоятельствовал около семи лет, в течение которых монастырь достиг процветания. Был построен храм в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии, написано немало замечательных икон.

Монастырь игумена Митрофана привлекал внимание не одного Патриарха, но и царя Феодора Алексеевича, который посещал обитель и нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682-м году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, была образована новая Воронежская епархия, царь Феодор первым ее епископом предложил назначить игумена Митрофана. Епископскую хиротонию 2 апреля 1682 года возглавил Патриарх Иоаким.

Святителю Митрофану пришлось быть свидетелем бунта раскольников в июле того же года и присутствовать на «прении о вере» между старообрядцами и православными в Грановитой палате. Это событие произвело на него сильное впечатление и впоследствии сказалось на его архиерейских делах. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола и сподвижник патриотических начинаний царя-реформатора. Святитель Митрофан рассматривал духовенство как силу, способную воздействовать на население самым благотворным образом.

В самом начале своей деятельности святитель начал сооружать в Воронеже новый каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Святитель Митрофан любил церковное благолепие и вкладывал в строительство собора огромные средства. Быт святителя был более чем скромен.

Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Он одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696-м году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану, как бы в награду за участие в этой победе, именоваться епископом Воронежским и «Азовским».

В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй. Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен. На Воронежской кафедре угодник Божий пробыл 20 лет, до самой своей кончины.

Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

Не будучи знаком с распространенной в XVII веке латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. В своем «Духовном завещании» святитель Митрофан назидал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь». Преставился к Богу святитель Митрофан в 1703-м году, в глубокой старости. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

С 1820 года число почитателей молитвенной памяти святителя Митрофана особенно возросло, при соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице. В 1831-м году последовало официальное донесение об этом Синоду, по решению которого 7 августа 1832 года состоялось торжественное открытие гроба, а затем последовала канонизация святителя. От его святых мощей по милости Божией происходили многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. В 1836-м году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

Тропарь святителю Митрофану, епископу Воронежскому. Глас 4.
Правило веры и образ кротости,/ словом и житием, пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси./ Тем же и во светлостех святых,/ солнца светлейше возсиял еси,/ венцем нетления и славы украшаемь,/ моли Христа Бога,// стране нашей и граду твоему в мире спастися.
Кондак святителю Митрофану, епископу Воронежскому. Глас 8.
Воздержанием тело духу поработив,/ душу же равноангельну сотворив,/ святительскою одеялся еси одеждою, яко венец священства,/ и ныне, всех Владыце предстоя,// моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.
Величание святителю Митрофану, епископу Воронежскому:
Величаем тя,/ святителю отче наш Митрофане,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас// Христа Бога нашего.