Сретенский Месяцеслов

Вторник, 27 июля
14 июля ст. ст.

Седмица 6-я по Пятидесятнице. Глас 4.
Поста нет.

Преподобный Никодим
Святогорец

Святые дня
Апостол от 70-ти Акила (I). Преподобный Стефан Махрищский (1406); мученик Иуст Римский (I); преподобный Еллий монах (IV); преподобный Онисим Магнезийский, чудотворец (IV); мученик Иоанн Мервский. Священномученик Константин Богоявленский, пресвитер (1918); священномученик Николай Порецкий, пресвитер (1933). Икона Божией Матери: «Елисаветградская».
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ
1 Кор., 122 зач., I, 1-9. Мф., 52 зач., XIII, 24-30, и за среду (под зачало): 1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8. Мф., 53 зач., XIII, 31-36. Мчч.: 1 Кор., 154 зач. (от полу́), XIII, 11 - XIV, 5. Лк., 51 зач. (от полу́), X, 19-21 .

На этот день переносится с 15(28) июля служба мчч. Кирика и Иулитты.

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКОДИМА СВЯТОГОРЦА

Преподобный Никодим Святогорец, в крещении Николай, родился в 1748-м году на греческом острове Наксос. В возрасте 26 лет он пришел на Святую Гору Афон и там, в монастыре Дионисиат, принял постриг с именем Никодим.

Вначале инок Никодим нес послушание чтеца и письмоводителя. Через 2 года после его поступления в монастырь на Афон прибыл митрополит Коринфский Макарий, который поручил молодому иноку подготовку к изданию рукописи «Добротолюбие», найденной им в 1777-м году в Ватопедском монастыре. Работа над этой книгой явилась началом многолетних литературных трудов Никодима Святогорца.

Вскоре молодой инок перешел в Пантократорский скит, в послушание к старцу Арсению Пелопонессу, под руководством которого ревностно изучал Священное Писание и творения святых отцов. В 1783-м году преподобный Никодим принял схиму и шесть лет пребывал в совершенном безмолвии. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Коринфский Макарий, он возложил на преподобного Никодима новое послушание – редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг молчальничества и опять занялся литературной работой. С того времени до самой своей кончины он продолжал ревностно трудиться на этом поприще.

Незадолго до своей кончины преподобный Никодим, утомленный книжными трудами и аскетическими подвигами, перешел на жительство к иеромонахам иконописцам Стефану и Неофиту Скуртеям (Куцовлахам). Он упросил их заняться изданием своих трудов, чего не мог уже сделать сам из-за болезненного состояния. Здесь, у Скуртеев, 1 июля 1809 года преподобный Никодим мирно отошел ко Господу.

По свидетельству современников, преподобный Никодим был прост, незлобив, нестяжателен и отличался глубокой сосредоточенностью. Он обладал замечательной памятью: Священное Писание знал наизусть, помня даже главы, стихи и страницы, мог на память цитировать очень многое из творений святых отцов.

Литературные труды старца Никодима разнообразны. Им написаны предисловие к «Добротолюбию» и краткие жития подвижников. Из аскетических наставлений подвижника особенно известна книга «Невидимая брань», переведенная на русский язык великим богословом-аскетом епископом Феофаном Затворником. Замечателен труд подвижника «Учение об исповеди», заканчивающийся проникновенным «Словом о покаянии». Интересна книга преподобного «Благонравие христиан», изданная в Венеции в 1803-м году. Велики заслуги святого и в области издания богослужебных книг. В 1796-м году он опубликовал извлеченные из афонских рукописных собраний 62 канона Пресвятой Богородице под названием «Венец Приснодевы».

Преподобный Никодим подготовил издание новой редакции «Пидалиона» –  греческой «Кормчей книги», содержащей правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов.

Большое внимание преподобный уделял агиографии, о чем свидетельствуют такие его труды, как «Новый избор житий святых» и изданная уже после его кончины книга «Новый Синаксарь» в 3-х томах. Им осуществлен перевод с древнегреческого на новогреческий язык «Толкования Посланий святого апостола Павла» Архиепископа Болгарского Феофилакта. Сам святой Никодим написал толкование семи Соборных Посланий.

Преподобный Никодим известен и как творец и толкователь священных песнопений. Им составлены (принятые в Русской Церкви) канон в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы», а также «Служба Преподобным и Богоносным отцем, во Афоне постнически просиявшим», «Еортодромион или изъяснение песенных канонов, которые поются накануне Господских и Богородичных праздников», «Новая Лествица, или толкование 75-ти степенных песней Октоиха».

Тропарь преподобному Никодиму Святогорцу. Глас 3.
Мудрости благодатию, отче, украшенный,/ труба богогласная показался еси Духа/ и добродетелей наставник, Никодиме Богоглаголивый,/ всем бо подаеши спасительная учения,/ жития чистаго показуя сияние/ богатством Божественных твоих словес,// ими же, яко свет, мирови возсиял еси.
Кондак преподобному Никодиму Святогорцу. Глас 8.
Яко таинника изряднейшаго добродетельнаго жития и благочестия,/ богоноснаго учителя Православия, празднует тя Церковь,/ с Небес бо дарования приемый,/ озаряеши Божественными твоими писании вопиющих ти:// радуйся, отче Никодиме.
Величание преподобному Никодиму Святогорцу:
Ублажаем тя,/ преподобне отче Никодиме,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче ангелов.