Трапезная «Несвятые святые»

Распечатать

По древней христианской традиции Литургия продолжается трапезой. И потому рядом с новым храмом мы устроили трапезную. Тут можно отведать что-нибудь вкусное и пообщаться, отметить семейные торжества. А еще почитать, и подумать, и помолиться.

1. Вывеска монастырской трапезной Несвятые святые-min.jpg
Вывеска монастырской трапезной «Несвятые святые»

Трапеза во имя Божие

Все посетители и сотрудники литературного кафе «Несвятые святые» точно последняя нескончаемая глава книги митрополита Тихона (Шевкунова). Вот как владыка пишет, почему такое название:

«Хотя мои друзья – обычные люди. Таких много в нашей Церкви. Конечно, они весьма далеки от канонизации. Об этом нет даже и речи. Но вот в конце Божественной литургии, когда великое Таинство уже свершилось и Святые Дары стоят в алтаре на престоле, священник возглашает: “Святая святым!”

Архимандрит Тихон (Шевкунов) 1.jpg
Архимандрит Тихон (Шевкунов)

По древней христианской традиции Литургия продолжается трапезой

Это означает, что Телом и Кровью Христовыми будут сейчас причащаться святые люди. Кто они?

Это те, кто находится сейчас в храме, священники и миряне, с верой пришедшие сюда и ждущие Причащения. Потому что они – верные и стремящиеся к Богу христиане. Оказывается, несмотря на все свои немощи и грехи, люди, составляющие земную Церковь, для Бога – святые»[1].

Закончилась Литургия, и по древней христианской традиции продолжается она – трапезой.

Как говорит владыка Марк (Арндт), архиепископ Берлинский и Германский, в Причащении нам даруется единство во Христе, которое мы еще все призваны воплотить в жизнь[2]. Вкушающие вместе пищу не могут быть обиженными друг на друга. Все недоразумения разрешаются перед Причастием, когда испрашиваем прощения, и от них и следа не должно оставаться за столом.

«Если брат твой раздражен на тебя,
введи его в жилище свое
и не медли войти к нему
есть свой кусок с ним.
Это станет избавлением для души твоей,
и она уже не будет соблазняться во время молитвы»[3],

– тут же можно прочитать слова одного из святых отцов, взяв с полки книгу издательства Сретенского монастыря. Юмор в том, что это может оказаться томик, например, известной трилогии схиархимандрита Гавриила (Бунге) «Объядение, лакомство, чревоугодие».

Архиепископ Марк (Арндт).jpg
Архиепископ Марк (Арндт)

И это при вкуснейшей здесь домашней еде, будь то царская уха из двух видов рыб, выловленных где-то на Валааме, разнообразнейшие салаты и закуски из выращенных в скиту сезонных овощей и фруктов, несколько приготовленных на все вкусы и запросы видов рыб, как в горячем, так и в холодном виде, а если нет поста, то мясные первые и вторые блюда плюс разнообразные гарниры, а также десерты и выпечка сретенской пекарни, вплоть до тортов, в том числе постных. Напитки – тоже самые разные: от традиционных в монастырях морсов и компотов до изысканных видов кофе.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).jpg
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Каждая трапеза тех, кто «собран во имя Мое», таинственно становится Эммаусом, где присутствует и Господь

Но дело вовсе не в разнообразии снеди и даже не в ее утонченных вкусовых качествах. При том что все здесь готовится на месте только из свежайших натуральных продуктов. Как отмечал в собранной для монашествующих и мирян Настольной книге архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Одному великому прозорливому старцу случилось некогда вкушать пищу со многими братиями, и, когда они ели, старец, сидя за трапезою, молился духом и увидел, что одни едят мед, а другие хлеб, а иные сено, и удивился сам в себе, и молил Бога, говоря:

– Господи, открой мне сию тайну, как одна и та же пища, всем предложенная на трапезе для вкушения, представляется столь разнообразною, и одни едят мед, другие хлеб, а иные сено?

И пришел голос свыше, говоря:

– Вкушающие мед – это те, которые со страхом и трепетом и духовною радостию сидят за трапезою и непрерывно молятся, и молитва их, как фимиам, восходит к Богу, потому они и вкушают мед. А вкушающие хлеб – это те, которые при вкушении благодарят за дарованное от Бога. Ядущие же сено – это те, которые ропщут и говорят: это хорошо, а это худо. Не так должно рассуждать, а паче славословить Бога и песнопения воссылать Всевышнему, чтобы и в нас исполнилось сказанное: Аще… ясте, аще… пиете, или иное что творите, вся во славу Божию творится (1 Кор. 10: 31)»[4].

Схиархимандрит Гавриил (Бунге).jpg
Схиархимандрит Гавриил (Бунге)

Так что и если посетитель долистает книгу схиархимандрита Гавриила (Бунге) до конца, он поймет, что за столиком здесь в световом круге под уютным абажуром можно не только усладиться самой простой пищей, а также долгожданным миром с ближним, но и пережить при этом нечто фантастическое:

«Ибо каждая трапеза тех, кто собран во имя Мое, вдруг таинственно становится Эммаусом, где Господь присутствует инкогнито и узнается неожиданно»[5].

И тогда каждый из нас действительно может поведать, как о том и уверял владыка Тихон, свое Евангелие, свою Радостную Весть о Встрече с Богом. И так в идеале здесь могут быть написаны следующие тома «Несвятых святых».


Пища и телесная, и духовная –
и для семейных торжеств, и для простых дружеских встреч

После окончания Литургии, причастились ли вы на ранней или на поздней службе, веселыми ногами свернуть направо и спуститься вниз. Здесь, за новым храмом, если вы идете от древнего храма Сретения Владимирской иконы Божией Матери, с 9:00 до 20:30 можно отведать что-нибудь вкусненькое, пообщаться.

На полках литературного кафе есть и Библия, и последние новинки православных издательств

Постящиеся, конечно, знают: «Лучший повар – пост». Потому-то и «соты меда» на самом-то деле за трапезой вкушают именно те, кто хорошо попостился. А еще, как подмечает боговдохновенный автор, любители Священного Писания: коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда и сота устом моим (Пс. 118: 103).

На полках литературного кафе можно найти и Книгу книг – Библию, и последние новинки от Сретенского и других православных издательств. Есть тут и твердая пища для христиан, найдется и словесное молоко (1 Пет. 2: 2).

Преподобный Иоанн Лествичник.jpg
Преподобный Иоанн Лествичник
Также и в пище вещественной: предлагается меню и для аскетов с полным соблюдением Устава, и для тех, кто не вдается в тонкости Типикона. В конце концов даже такой мэтр аскетики, как преподобный Иоанн Лествичник увещевал: если борет гнев, дай некое малое утешение чреву[6]. Он же отмечал:

«Время веселия и утешение пищею для совершенного есть отложение всякого попечения; для подвижника – время борьбы; а для страстного – праздник праздников и торжество торжеств»[7].

Каждое воскресение – малая Пасха, и по Огласительному слову святителя Иоанна Златоуста: приидите все[8].

В интерьере кафе современная яркая акцентировка стен по контрасту наполняется антикварными предметами еще царских XIX и самого начала XX веков и инкрустируется иконами и старинными оригиналами фотографий: это и уже прославленные Церковью святые, и те, кто будет канонизирован, а вот на снимке внезапно тот, кто сегодня возглашал ектении на Литургии или чьи слова из интервью вы прочитали в этом тексте… Или вот увиденный и вовсе только что прошел мимо столика…

«Место встречи изменить нельзя», – иногда можно услышать здесь, и эта отсылка к советскому кинематографу при обилии фотографий звучит как-то по-христиански свежо и весело.

В большом красном зале рядом с Владимирской иконой Божией Матери, встреченной здесь и спасшей некогда веками ранее по молитвам у этого чудотворного образа Россию, соседствует фотокарточка святого Царя Николая II… Тут создано очень емкое пространство памяти и размышлений. Молитвы.

Это место съемки знаковых интервью и телеобращений, встреч, обсуждений, принятия важных решений. История и сегодня созидается здесь.

В том числе она сплетается и из множества личных историй спасения. Здесь отмечают крестины, именины, венчания. Возможен заказ как отдельного столика, так и целого зала. По предварительной договоренности для вас приготовят любое меню. Искони эти важные для каждого человека события, связанные с его вступлением в новую жизнь, христиане отмечали особенно торжественно. Здесь возрождаются эти традиции. Устраивают тут и поминальные трапезы после препроводов родного к Богу.

Тут создано очень емкое пространство памяти и размышлений

«Несвятые святые» – проект на пересечении личного настоящего и общечеловеческого прошлого и будущего, евангельской вечно новой истории и мемуарной и сценарной литературы, веры, быта, культуры.
 
На крыльце дома иеромонаха Рафаила (Огородникова) в Лосицах
На крыльце дома иеромонаха Рафаила (Огородникова) в Лосицах

Здесь, где на столиках намеренно простые клеенки, как в некогда уже, впрочем, обветшавшем и, может, исчезнувшем доме в Лосицах отца Рафаила (Огородникова), а на стенах – его уже навсегда молодые фотографии, можно и «просто попить чайку»… Подумать. Вспомнить. Помолиться.

И подняться отсюда по лестнице в уже новую жизнь.


Контакты монастырской трапезной «Несвятые святые»:

тел.: +7 (915) 273 60 54
e-mail: sreten-banket@yandex.ru

 

 

 




[1] Тихон (Шевкунов), митрополит. «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: Изд-во Сретенского монастыря; ОЛМА Медиа Групп, 2011. С. 634–635.


[2] Марк (Арндт), архиепископ. Учитесь видеть друг друга // http://www.pravoslavie.ru/91295.html.


[3] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Объядение, лакомство, чревоугодие: Учение отцов-пустынников о еде и посте (на основе текстов Евагрия Понтийского). М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. С. 191.


[4] Настольная книга для монашествующих и мирян / Сост. архимандрит Иоанн (Крестьянкин). М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2012. С. 186.


[5] Гавриил (Бунге), схиархимандрит. Объядение, лакомство, чревоугодие. С. 198.


[6] Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица, или Скрижали духовные. Слово 8. О безгневии и кротости. Стих 16.


[7] Там же. Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве. Стих 15.


[8] Иоанн Златоуст, святитель. Слово огласительное на Святую Пасху.




27 декабря 2018

Московский Сретенский монастырь : Возрожденный трудом и молитвой : фотоальбом

Смотреть

Петушки обетованные

Смотреть

Книга совпадений. Чудеса на дороге к Богу

Смотреть

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации

Смотреть

Сретенский монастырь: прошлое и настоящее

Смотреть

Православный взгляд на онкологию. Протоиерей Сергий Филимонов

Смотреть

Послания апостола Павла. Пособие по изучению и толкованию. Протоиерей Стефан Жила

Смотреть

Псалтирь. Гражданский крупный шрифт

Смотреть

Душа после смерти

Смотреть

Наука из наук

Смотреть

Бог да душа — вот монах

Смотреть

Познати на земли путь Твой

Смотреть

Ищите же прежде Царства Божия

Смотреть

Школа жизни

Смотреть

Утешение в скорби

Смотреть

Достойно горького плача

Смотреть

Двое в плоть едину

Смотреть

Скромное апостольство

Смотреть

Стояние в молитве. Рассказы о Святой Земле, Афоне, Царьграде

Смотреть

Избранное: статьи и исследования. Диакон Сергий Трубачёв

Смотреть

Брак — ад или рай? Митрополит Лимасольский Афанасий

Смотреть

Добротолюбие, или словеса и главизны Священного трезвения, собранные от писаний святых и богодухновенных отец, в нем же нравственным по деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает

Смотреть

Церковь грешников. Архимандрит Варнава (Ягу)

Смотреть

Райский сад. Ганс Христиан Андерсен

Смотреть

Житие святителя Спиридона Тримифунтского. В пересказе для детей

Смотреть

Полынь скитаний. Ольга Рожнева.

Смотреть

Вместе тесно, а врозь скучно. Советы для гармоничной совместной жизни. Архимандрит Андрей (Конанос)

Смотреть

Радуйтесь! Надежда Тузинайте

Смотреть

Негасимый свет. Священник Димитрий Шишкин

Смотреть

Четыре египетских пустынника (по коптским фрагментам “Лавсаика”)

Смотреть

Царь. Книга о святых царственных страстотерпцах.

Смотреть

Родители и дети. Архимандрит Симеон (Крайопулос)

Смотреть

Видимое невидимое. Александрина Вигилянская

Смотреть

Календарь-2019. Год с греческими святыми и подвижниками ХХ века

Смотреть

Тихие воды последней пристани. Архимандрит Иов (Гумеров)

Смотреть

Моя первая исповедь. Протоиерей Артемий Владимиров

Смотреть

Мужики, мужики… Протоиерей Андрей Ткачев

Смотреть

Там, где всё настоящее

Смотреть

«Несвятые святые» и другие рассказы

Смотреть
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Наталья   28 Января 2019, 14:01
А мне больше нравилось старое кафе, за книжным магазином))))) Интересно, что там сейчас?
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполенению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить