Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной

Распечатать

О молитве

Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной / святитель Игнатий (Брянчанинов). —
Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2022. — 176 с.

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга святителя Игнатия (Брянчанинова) «Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной». В нее вошли наиболее значимые статьи святителя о келейной (домашней) и церковной молитве, собранные из 1, 2, 3, 4 и 5-го томов его сочинений. В предложенных читателю выдержках указаны пути к стяжанию живой, теплой, внимательной, благодатной молитвы. «Научись молиться Богу правильно, – пишет святитель. – Научившись молиться правильно, молись постоянно, – и удобно наследуешь спасение».

Почему молитва называется источником добродетелей? «Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом. Она заимствует добродетели из источника благ – Бога, – усвояет их тому человеку, который молитвою старается пребывать в общении с Богом», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

В книге даны ответы на наиболее частые вопросы о молитве: почему Бог не отвечает на молитвы, почему не дает просимого? Как не терять внимание во время молитвы? Как пост может помочь молитвенному деланию? Как много нужно молиться? Как быть, если молитва дается с большим трудом? Зачем нужно молитвенное правило, обязательно ли исполнять его? Как научиться непрестанной молитве?

Здесь также можно найти информацию о церковной молитве – о том, какие бывают службы, с каким расположением духа должно приходить в церковь, чтобы соборно помолиться.

Книга «Источник добродетелей. О молитве келейной и церковной» будет интересна всем православным христианам: и тем, кто только приходит к вере – в книге есть глава о молитве новоначальных, и тем, кто в Церкви давно, а также монашествующим – в книге есть главы, посвященные иноческой молитве.

Для кого-то это издание может стать первым шагом на пути к знакомству с духовным наследием великого подвижника Русской Церкви – святителя Игнатия (Брянчанинова).

О молитве. Статья I

Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия и жалобами на соперника своего (Лк. 18: 3) — на насилующий ее грех — непрестанно утомляет Неутомимого: она возрадуется в свое время о чистоте своей и о бесстрастии своем.

Иногда немедленно бывает услышано наше прошение; иногда же, по словам Спасителя, Бог долготерпит о нас (Лк. 18: 7), то есть не скоро исполняет просимое нами: Он видит, что нужно остановить на время это исполнение для нашего смирения, что нужно нам утомиться, увидеть нашу немощь, которая всегда обнаруживается очень резко, когда мы бываем предоставлены самим себе.

Молитва, как беседа с Богом, сама собою — высокое благо, часто гораздо большее того, которого просит человек, — и Милосердый Бог, не исполняя прошения, оставляет просителя при его молитве, чтоб он не потерял ее, не оставил это высшее благо, когда получит просимое благо, гораздо меньшее.

Прошений, исполнение которых сопряжено с вредными последствиями, Бог не удовлетворяет; не удовлетворяет Он и тех прошений, которые противны Его святой воле, противны Его премудрым, непостижимым судьбам.

В противность определению Божию просил великий Моисей Боговидец, чтоб даровано ему было войти в землю Обетованную, и не был услышан (Втор. 3: 26); молился святой Давид, усиливая молитву постом, пеплом и слезами, о сохранении жизни заболевшему сыну его, но не был услышан (2 Цар. 12). И ты, когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятаго Бога, Который, по недоведомым причинам, оставил твое прошение неисполненным.

DSCF0091.jpg
Сынам мира, просящим у Бога земных благ для удовлетворения плотским вожделениям, возвещает святой апостол Иаков: Прóсите, и не приемлете, зане зле прóсите, да во сластех ваших иждивете (Иак. 4: 3).

Когда желаем предстать царю земному, то приготовляемся к этому с особенною тщательностию: изучаем, какое должно быть при беседе с ним настроение наших сердечных чувств, чтоб по порыву какого-нибудь чувства не увлечься в слово или движение, царю неприятное; заблаговременно придумываем, что говорить ему, чтоб говорить одно угодное и тем расположить его к себе; заботимся о том, чтоб самый наружный вид наш привлек его внимание к нам. Тем более мы должны сделать приличное приготовление, когда желаем предстать Царю царей, и вступить молитвою в беседу с Ним.

Человек зрит на лице, Бог же зрит на сердце (1 Цар. 16: 7); но в человеке расположение сердца наиболее сообразуется с положением лица его, его наружности. И потому давай при молитве самое благоговейное положение телу. Стой, как осужденный, с поникшею главою, не смея воззреть на небо, с опущенными вниз руками или сложив их сзади, как бы от связания веревками, как обыкновенно бывают связаны схваченные на месте преступления преступники. Звук голоса твоего да будет жалостным звуком плача, стоном уязвленного смертоносным орудием или терзаемого лютою болезнию.

Бог зрит на сердце. Он видит самые сокровенные, самые тончайшие помышления и ощущения наши; видит все прошедшее и все будущее наше. Бог — вездесущ. И потому стой на молитве твоей, как бы ты стоял пред Самим Богом. Точно ты стоишь пред Ним! ты стоишь пред Судьею твоим и полновластным Владыкою, от Которого зависит твоя участь во времени и в вечности. Употреби твое предстояние пред Ним на устроение твоего благополучия; не допусти, чтоб это предстояние, по недостоинству своему, послужило для тебя причиною казней временных и вечных.

Намереваясь принести Богу молитву, отвергни все помышления и попечения земные. Не занимайся мыслями, которые тогда придут тебе, как бы они ни казались важными, блестящими, нужными. Отдай Божие Богу, а нужное для временной жизни успеешь отдать в свое время. Невозможно в одно и то же время работать Богу молитвою и занимать ум помышлениями и попечениями посторонними.

Пред молитвою покади в сердце твоем фимиамом страха Божия и святого благоговения: помысли, что ты прогневал Бога бесчисленными согрешениями, которые Ему явнее, нежели самой совести твоей: постарайся умилостивить Судью смирением. Остерегись! не возбуди Его негодования небрежением и дерзостию: Он благоволит, чтоб даже ближайшие к Нему, чистейшие ангельские Силы предстояли Ему со всяким благоговением и святейшим страхом (Пс. 88: 8).

DSCF0107.jpg
Риза души твоей должна сиять белизною простоты. Ничего не должно быть тут сложного! не должны примешиваться лукавые помыслы и ощущения тщеславия, лицемерства, притворства, человекоугодия, высокоумия, сладострастия — этих темных и зловонных пятен, которыми бывает испещрена душевная одежда молящихся фарисеев.

Вместо жемчугов и алмазов, вместо золота и серебра укрась себя целомудрием, смиренномудрием, слезами кротости и духовного разума, а прежде нежели получишь эти слезы — слезами покаяния; укрась себя младенческим, ангельским незлобием: вот драгоценная утварь! Когда увидит Царь царей на душе эту утварь, склоняются к душе Его милостивые взоры.

Прощение всех, всех без исключения обид, и самых тягчайших, — непременное условие успеха в молитве. Егда стоите молящеся, повелевает Спаситель, отпущайте, аще что имате на кого, да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша: аще ли же вы не отпущаете, ни Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешений ваших (Мк. 11: 25–26). «Молитвы памятозлобных — посевы на камне», — сказал преподобный Исаак Сирский.

Умеренное, благоразумное, постоянное воздержание от пищи и пития делает тело легким, очищает ум, дает ему бодрость, а потому служит также приготовлением к молитве. Невоздержание чрева соделывает тело тяжелым, дебелым, ожесточает сердце, потемняет ум множеством испарений и газов, восходящих из желудка в мозг. Едва встанет пресыщенный или насытившийся на молитву — сонливость и леность нападают на него, множество грубых мечтаний рисуются в его воображении, сердце его не способно прийти в умиление. Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост. Слабость тела, происходящая от малоядения, не позволяет совершать молитв в должном количестве и с должною силою.

DSCF0085.jpg
Содержание

К читателю

О молитве. Статья I
О молитве. Статья II
Чин внимания себе для живущего посреди мира
Молящийся ум взыскует соединения с сердцем
Дух молитвы новоначального
Слово о келейном молитвенном правиле
Слово о церковной молитве
Слово о молитве устной и гласной
Слово о поучении, или памяти Божией
Советы относительно душевного иноческого делания
▪ О молитве
▪ О приготовлении к молитве
▪ О внимании при молитве
▪ О келейном правиле
▪ О богомыслии
Объяснение молитвы Господней «Отче наш». Слово во вторник 23-й недели
О молитве и покаянии. Поучение второе в Неделю мытаря и фарисея
Объяснение таинственного значения евангельской повести. Поучение в 31-ю неделю
О молитве. Поучение в субботу 32-й недели

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

17.01.2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить