Вариации на тему любви и милости

Распечатать
image (11).png
Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер с фр. М. С. Степановой. —
Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2023. — 352 с. — (Православное богословие).

Духовная любовь к себе — второй коррелят любви к ближнему

Христианская любовь есть в первую очередь любовь к Богу и во вторую — любовь к ближнему, но они неотделимы друг от друга, и любить последнего, то есть ближнего, по заповеди Христовой (Мф. 22: 39; Мк. 12: 31; Лк. 10: 27), следует как самого себя. Таким образом, христианская любовь включает любовь к себе, или самолюбие (φιλαυτία). Однако важно избежать путаницы, поэтому уточним, что это самолюбие (его можно обозначить как духовное, здоровое или «прекрасное») противоположно самолюбию, которое иногда называют плотским или нездоровым. Оно, согласно святым отцам, — первая из всех страстей и их мать. Самолюбие-страсть состоит в том, чтобы любить себя по плоти (Рим. 8: 13), эгоистично и нарциссически, забывая о Боге. Напротив, самолюбие-добродетель предполагает духовную любовь к себе, в Боге, памятуя о Нем; она подразумевает любовь к себе — такому, какой ты есть в настоящее время (созданному по образу Божиему) и каким призван стать — уподобляясь Богу, сделавшись Его чадом по усыновлению и богом по благодати.

Духовная любовь к себе, или самолюбие-добродетель, подчинена первой заповеди (о любви к Богу), поскольку духовная любовь к себе может быть только в Боге и ради Бога. Она, как отмечает преподобный Максим Исповедник, состоит в том, чтобы «непрестанно служить Богу этим прекрасным самолюбием».

Любовь к Богу и самолюбие-добродетель взаимообусловленны: духовно любить себя — значит любить образ Божий, следовательно, и Бога. И наоборот, как пишет преподобный Антоний Великий, «тот, кто любит своего ближнего, любит Бога, а кто любит Бога, любит душу свою», так как она есть то, что соединяет его с Богом.

Если самолюбие-страсть есть привязанность человека к собственной индивидуальности, к своему эго, греховному и исключающему из жизни Бога и, как следствие, лишающему человека истинной жизни, то самолюбие-добродетель, напротив, полностью открыто Богу, Его воздействию и благодати. Если в первом случае человек, по слову святого Максима Исповедника, «любит себя в ущерб себе», сам того не осознавая, то во втором — он любит себя искренне, в своей наиболее глубокой и наиболее существенной реальности, в своей подлинной природе, принципом и целью которой является Бог; любит свою уникальную личность, которая призвана при помощи благодати привести его к совершенству в Боге. Если из-за самолюбия-страсти человек отходит от Бога, то самолюбие-добродетель позволяет ему, с помощью Божией, узнать самого себя и обрести истинную жизнь, некогда утраченную. Если самолюбие-страсть толкает человека к греху и приводит к тому, что в нем укореняются различные страсти, то самолюбие-добродетель помогает возненавидеть грех и очиститься от страстей, ведущих к болезням и смерти; упражнение в добродетелях преображает человека, и он становится таким, каким его задумал Бог. Согласно святым отцам, через добродетели, которые в нас заложены как в образе Божием, человек уподобляется Богу. Любить себя в своей духовной сущности подразумевает со стороны человека любовь, привязанность к добродетели, а если точнее, приверженность к Богу через совершенствование в добродетелях. О том же пишет и святой Максим: «Получив вместо лукавого самолюбия благое, духовное мы непрестанно служим Богу этим прекрасным самолюбием, всегда от Бога взыскуя устроения души. Таково истинное и действительно угодное Богу служение — строгое попечение о душе путем добродетелей».

Духовное самолюбие, в свою очередь, становится одним из ключей к обретению любви к ближнему, как заповедал Христос: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39; Мк. 12: 31; Лк. 10: 27). Только имея истинную любовь к себе, то есть в Боге и ради Бога, человек способен поистине духовно возлюбить своего брата — так, чтобы в этой любви не было ничего страстного или плотского; возлюбить такой же образ Божий — ближнего, созданного Богом и призванного уподобиться Ему; возлюбить еще одного сына по усыновлению одного и того же Отца, как своего брата во Христе. Как пишет святой Антоний Великий, «тот, кто знает себя, знает всех людей тот, кто может любить себя, любит всех». И наоборот, духовное самолюбие подразумевает любовь к ближнему, как подчеркивает святитель Иоанн Златоуст: чтобы истинно возлюбить себя, необходимо возлюбить своего брата.

Духовная любовь к себе, равно как любовь к ближнему и любовь к Богу, не является для человека естественной: самолюбие-добродетель должно вытеснить в сердце самолюбие-страсть, другими словами — плотская любовь, которая в человеке существует априори по причине его греховной природы, должна преобразиться в духовную любовь. Это возможно только путем очищения сердца и борьбы со страстями, из-за которых человек замыкается на себе и на мире.

IMG_7371.JPG

Содержание

Предисловие

Часть первая. Любовь и ее корреляты 

Христианская любовь и как она связана с любовью к Богу и любовью к себе

Христианская любовь и любовь к ближнему

Любовь к Богу — первый коррелят любви к ближнему

Духовная любовь к себе — второй коррелят любви к ближнему

Как любовь связана с духовной жизнью

Духовные плоды любви

Деятельная любовь в Православной Церкви

Любовь к врагам

Кто наши враги?

Природа, проявления и степени любви к врагам

Основания любви к врагам

Условия стяжания любви к врагам

Духовные плоды любви к врагам 

Любовь к врагам как признак и критерий духовного совершенства

Осуждение других и осуждение себя

Супружеская любовь и христианская любовь

Часть вторая. Любовь в трудах и наставлениях современных православных святых и старцев

Наставления святителя Николая Сербского о любви в произведении «Кассиана»

Божественная любовь

Любовь Творца

Любовь первого человека к Богу

Потеря любви грешным человеком

Любовь Бога Слова в Его спасении человечества

Любовь человека, ищущего спасения

Любовь к ближнему согласно старцу Иосифу Исихасту

Не осуждать ближнего

Обуздывать гнев

Выносить критику и порицания

Быть терпеливым

Познать самого себя

Союз любви к ближнему и смирения

Систематически прощать

Отвечать на зло добром

Исправлять ближних

Наблюдать за собой

Нужно любить всех

Любовь к ближнему есть надприродный дар

Союз любви к ближнему и любви к Богу

Основания любви к ближнему

Духовная польза любви к ближнему

Пример старца Иосифа

Отношения с ближним в понимании архимандрита Сергия (Шевича)

Любовь к врагам по преподобному Силуану Афонскому

Кто наши враги?

Что значит любить врагов?

На чем основывается любовь к врагам?

Как достигнуть любви к врагам?

Духовные плоды любви к врагам

Любовь к врагам как признак и мерило духовного совершенства

Любовь к врагам — условие спасения

Заключение

Значение любви в воспитании детей по перподобному Порфирию Кавсокаливиту

Вступление

Любовь обычная и любовь христианская

Уважение свободы ребенка как проявление христианской любви и как принцип воспитания

Ответственность родителей за психологическое состояние детей

Пример как основной принцип воспитания

«Положительная энергия» и «отрицательная энергия»

Воспитание ребенка начинается с момента его зачатия

Значимость Божественной благодати 

В молитве доверять детей Богу

Часть третья. Антология комментируемых текстов

Апостол Лука: Любовь к ближнему возможна только в личных отношениях с ним

Апостол Матфей: Любить каждого человека значит любить Христа

Апостол Павел: Если не имею любви, то я ничто

Апостол Павел: Любовь — мать и сумма всех добродетелей 

Апостол Иоанн Богослов: Благодать брака преображает естественную любовь-чувство в духовную любовь

Святитель Диадох Фотикийский: Духовную любовь укрепляет Божественная благодать

Преподобный Исаак Сирин: Милосердие лучше правосудия

Преподобный Исаак Сирин: Нам не нужно знать злых дел человеческих

Святитель Николай Сербский: Берегитесь двух грехов перед лицом грешника — презрения и страха

Преподобный Максим Исповедник: Любовь содержит в себе все добродетели

Преподобный Авва Дорофей: Любовь к Богу и любовь к ближнему неотделимы друг от друга

Преподобный Максим Исповедник: Любить всех людей одинаково

Преподобный Симеон Новый Богослов: Отказать в милостыне кому-либо однажды — значит отказать Христу, Который есть в каждом

Преподобный Симеон Новый Богослов: Кто такие милостивые

Преподобный Паисий Святогорец: Сострадание приближает нас к Богу

Преподобный Симеон Новый Богослов: Достигнуть того, чтобы относиться к врагам как к друзьям

Древний патерик: Нестяжание — условие любви

Преподобный Порфирий Кавсокаливит: Любовь не требует взаимности

Преподобный Максим Исповедник: Любовь объединяет людей, разделенных и разобщенных грехом

Преподобный Макарий Великий: Создать единое тело, члены которого дополняют друг друга

Святитель Григорий Нисский: Милость как источник равенства и мира

Преподобный Силуан Афонский: Любовь к врагам

Святитель Николай Сербский: Благослови врагов моих, Господи

Авва Евагрий: Всякого человека считать за бога после Бога 

Преподобный Исаак Сирин: Оказывать ближнему честь выше меры его

Святитель Аммон: Любовь никого не отвергает

Святитель Григорий Двоеслов: Две заповеди любви к ближнему

Святитель Иоанн Златоуст: Множество людей — источник взаимной любви

Святитель Иоанн Златоуст: Считать других превосходнее себя и благодетельствовать им

Преподобный Иоанн Газский: Считать ближнего своим отражением

Святитель Василий Великий: Идеал братской жизни

Преподобный Порфирий Кавсокаливит: Я и ты — это одно

Преподобный Максим Исповедник: Ничто так не приближает к Богу, как сострадание

Преподобный Исаак Сирин: Человек милостивый — врач своей души

Преподобный Исаак Сирин: Милость человека любящего простирается на все творение

Преподобный Макарий Великий: Святые горят любовью Духа к человечеству

Преподобный Симеон Новый Богослов: Лучше страдать в адских муках вместе с ближним, чем спастись без него

Святитель Григорий Нисский: Единство в Духе Святом — плод любви к Богу и к людям

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

06.12.2023
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить