Византийская эпоха в истории Европы: VII–VIII века

Распечатать
1.jpg
История Европы : дохристианской и христианской : в 16 томах. — Т. 8 : Византийская эпоха в истории Европы /
протоиерей Владислав Цыпин. — Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 800 с.
ISBN 978-5-7533-1878-7 (т. 8) ISBN 978-5-7533-0580-0

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга протоиерея Владислава Цыпина «Византийская эпоха в истории Европы: VII–VIII века». Она продолжает авторскую серию «История Европы: дохристианской и христианской». Издание охватывает конец ранневизантийского и начало средневизантийского периода. Это эпоха возвращения Византийской империи статуса оплота православия после «очистительного» VI Вселенского Собора; это время возникновения иконоборческой ереси и победного восстановления почитания икон, время появления таких великих подвижников и учителей Церкви, как преподобные Иоанн Лествичник, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин.

В своей новой книге протоиерей Владислав Цыпин рассказывает о христианских государствах Европы VII–VIII веков (Византийская империя, королевство франков, Ирландия, Британия, Испания и др.), их политической, церковной, общественной и культурной жизни. Особое внимание автор уделяет жизни Церкви того периода – борьба с ересями, столкновение с зародившимся исламом, проведение церковных Соборов, создание важнейших богословских, агиографических и гимнографических памятников (Великий покаянный канон, Великий акафист Пресвятой Богородице и др.). Автор описывает не только важнейшие исторические события, но и быт и нравы людей той эпохи.

andreilebedev 1.jpg

Книга «Византийская эпоха в истории Европы: VII–VIII века» написана очень доступно и увлекательно. Ее автор – доктор церковной истории, доктор богословия, профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Сретенской духовной академии – опирается на обширный корпус исторических текстов и исследования специалистов.

Это издание будет интересно широкому кругу читателей, особенно интересующимся средневековой историей и историей Церкви.

***

Самая глубокая перемена византийского общества, каким оно сложилось в VII столетии, стала его христианизация, которая глубоко проникла и в его нравственные устои, в семейные отношения и в бытовой уклад. Нормой жизни стало регулярное участие в храмовом богослужении, посещение близлежащих монастырей и нередко паломничество в дальние обители, особенно в те, где хранились чтимые святыни, мощи святых, чудотворные иконы. Несмотря на захват Иерусалима и Палестины мусульманами, отважные паломники из разных регионов империи совершали долгие и опасные путешествия на Святую Землю. Всеобщей практикой стало соблюдение установленных Церковью постов. В повседневную жизнь ромеев вошла домашняя молитва, которая совершалась в семейном кругу или индивидуально в установленные сроки: утром, вечером, перед отходом ко сну, перед принятием пищи и по завершении трапезы, перед началом всякого важного дела. И в храме, и у себя дома христиане молились перед иконами или перед крестом. При наступлении бедствий – природных катаклизмов, из которых самыми страшными были землетрясения, не щадившие сейсмоопасную территорию Ромейской империи, но также бездождие или, напротив, обильные дожди в период уборки урожая, недород и вызванный ими голод, при набегах варваров, в пору внутренних смут, общеимперских или локальных, – совершались молебствия и крестные ходы, в которых участвовала большая часть населения той местности, где такой крестный ход проводился. В эпоху Ираклидов крещение совершалось уже, как правило, над новорожденными детьми, уходивших в иной мир отпевали и затем имена их поминались в заупокойных молитвах на литургии. Деятельным выражением христианских нравов ромеев была масштабная, организованная церковными и государственными властями, но также и частная благотворительность, доходившая до подлинного нищелюбия. Христианское милосердие выражалось не только в подаче милостыни неимущим, бедным и безродным старикам, вдовам и сиротам, погорельцам, но и в самоотверженном уходе христиан с особенно чуткой совестью за калеками, больными, прикованными к постели, за престарелыми и лишенными разума.

andreilebedev 5.jpg

Это не значит, конечно, что земля стала небом и люди перестали грешить. Христиане, молившиеся келейно, участвовавшие в таинствах, подававшие милостыню нищим, грешили, и подчас тяжкими грехами: несоблюдением целомудрия и супружеской верности, содомией, сребролюбием, которое в одних случаях выражалось в ростовщичестве, вымогательстве чиновников, а в других – в кражах, грабежах и разбойных нападениях, вплоть до смертоубийства. Большие города служили прибежищем для воров, профессиональных нищих, проституток и сутенеров, в глухих местах свирепствовали разбойничьи банды; коррупция, карьеризм, угодничество, искательство чинов, подсиживание сослуживцев составляли прозу жизни имперской и муниципальной бюрократии. И все-таки даже люди невысоких моральных правил способны были к покаянию и исправлению, к перемене жизни, которая внешним образом часто проявлялась в принятии пострига.

Содержание:

I. Ромейская империя в VII веке

1. Время правления императора Ираклия и Ираклидов

2. Правление Фоки

3. Император Ираклий в первый период своего правления

4. Ислам на границах империи и смерть императора Ираклия

5. Царствование Константина III и Ираклия Младшего

6. Церковь в правление императоров Фоки и Ираклия

7. Правление Константа II

8. Правление Константина IV Погоната

9. Церковь на пути к VI Вселенскому Собору

10. VI Вселенский Собор

11. Правление Юстиниана II

12. Трулльский Собор

13. Правление Леонтия и Апсимара-Тиберия14. Повторное правление Юстиниана II

15. Церковь на рубеже VII и VIII столетий

16. Ромейская цивилизация

II. Христианские государства Европы в VII веке

1. Королевство лангобардов

2. Королевство франков

3. Церковь Галлии

4. Зарейнские владения франкских королей и независимые германские племена

5. Ирландия

6. Британия

III. Ромейская империя в эпоху иконоборческой смуты

1. Правление императоров Филиппика Вардана, Анастасия II и Феодосия III

2. Правление Льва Исавра

3. Начало иконоборческой смуты

4. Император Константин Копроним

5. Гонения на иконы при Константине V и противостояние иконоборческой ереси

6. Правление императора Льва Хазара

7. Правление святой Ирины и Константина VI

8. VII Вселенский Собор

9. Церковь в конце VIII столетия

10. Византийская цивилизация в эпоху правления Исаврийской династии

11. Балканские влахи в VII и VIII вв

IV. Христианские государства Запада в VIII веке

1. Королевство лангобардов

2. Завоевание Испании мусульманами

3. Мусульманская Испания

4. Астурийское королевство

5. Государство франков в правление Карла Мартелла

6. Пипин Короткий — первый король из династии Каролингов

7. Правление короля франков Карла Великого

8. Карл Великий — император Рима

9. Государство и общество в империи Карла Великого

10. Палатинская академия

11. Кончина Карла Великого и его место в истории

12. Церковь в Государстве франков в VIII в.


КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр.15, тел.: +7 (495) 628‒82‒10, +7 (495) 621‒86‒40,
  • в магазине Сретенского монастыря — г. Москва, ул. Большая Лубянка, д.17, тел.: +7 (495) 150‒19‒09,
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
27.02.2024
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить