Храм Василия Блаженного

Распечатать

Храм ВБ.jpeg
Храм Василия Блаженного / М. О. Фомина — Моск- ва : Изд-во Сретенского монастыря, 2023. — 480 с. : ил.

Эпоха Ивана Грозного – один из самых противоречивых и трагичных периодов в истории России. Исследователи расходятся в оценках этого времени и личности первого русского царя. Начало царствования Ивана IV – это время великих достижений и побед, а вторая половина – время поражений, упадка и террора. Что повлияло на такой резкий перелом во внутренней и внешней политике? Кто подтолкнул царя и страну к таким разрушительным переменам?

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Марины Фоминой «Храм Василия Блаженного», в которой автор рассказывает об одном из главных символов России и о его создателе – Иване Грозном. Марина Фомина – математик, вся ее научная жизнь прошла на предприятиях космической отрасли, но сфера интересов была гораздо шире. Марина Олеговна любила историю, особенно ее привлекала эпоха правления Ивана Грозного. Интерес рос по мере развития интернета и появления в Сети оцифрованных материалов Лицевого летописного свода – иллюстрированной исторической хроники, созданной в XVI столетии. Математика помогла Марине Олеговне проанализировать этот и другие документы и сделать исследование, которое напоминает увлекательный детектив. Автор буквально по дням реконструирует некоторые периоды и делится своим видением развития событий, зачастую не совпадающим с точкой зрения историков.

Благодаря книге «Храм Василия Блаженного» читатель узнает, как развивалась и воплощалась идея строительства знаменитого собора, познакомится с жизнью Ивана Грозного и увидит, как росла вместе с храмом страна, превращаясь из маленькой Московии в большую Россию.

Легенды о правильном названии храма

Сейчас в ходу два названия: Покровский собор и храм Василия Блаженного. Однако в XVII веке как русские, так и иностранцы называли собор на Красной площади и другими именами. Швед Петр Петрей в 1617 году писал: «Чрезвычайно красивой постройки церковь, крытая светлым и блестящим камнем, называется Иерусалимом». Адам Олеарий в 1634 году подтверждал, что церковь называется Иерусалимской. А Бернгард Таннер в 1678 году добавлял: «Украшением площади является церковь, которую немцы называют Иерусалимом, а москвитяне — Святой Троицей». Откуда столько названий и какое же из них правильное?

Официальное и правильное название собора — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Дело в том, что центральный престол храма, находящийся под самым высоким шатром, посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Выбор посвящения объясняется тем, что именно в праздник Покрова, 14 октября (1 октября по старому стилю) 1552 года, Иван Грозный начал решающий штурм Казани, дав обет возвести храм, если город будет взят.

Казалось бы, храм с самого начала был задуман как «Покрова Пресвятой Богородицы на Рву». Откуда же взялись другие названия? Для употребления каждого из них есть свои причины. Например, почему Бернгард Таннер писал, что «москвитяне» называют этот храм «Святой Троицей»? Подавляющее большинство интернет-комментаторов видят единственную причину: раньше на этом месте стояла деревянная церковь во имя Святой Троицы. Ее разобрали, а на ее месте построили новый, каменный храм Покрова, но москвичи по привычке еще долго называли его прежним именем, тем более что один из приделов в новом храме посвятили Святой Троице. Лишь один ученый высказал иное мнение.

В той прежней деревянной Троицкой церкви часто молился известный московский юродивый Василий. Он умер во время строительства нового собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Василия почитали в Москве как святого. На место его упокоения потянулся народ, говорили о чудесах, совершаемых им после смерти. Как следствие, сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, в 1588 году добился канонизации Василия и велел пристроить к храму Покрова еще один придел, посвященный Блаженному Василию. Прах усопшего не потревожили. Он был похоронен у самой стены нового храма, и десятый, нижний придел возвели прямо над могилой. Для этого пришлось разобрать северовосточный угол подклета Покровского собора. Придел Василия Блаженного был единственным из всех, который отапливался зимой, богослужения в нем совершались ежедневно. В остальных приделах зимой было холодно, службы там проводили только летом. Вот люди и рассудили, что придел, где чаще проходят богослужения, «главнее». Так храм Покрова получил народное название «храм Василия Блаженного».

Осталось узнать происхождение последнего варианта: Иерусалим. Почему «немцы» называли храм «Иерусалимом»?

Ежегодно на Вербное воскресенье, в праздник Входа Господня в Иерусалим, в Москве совершался крестный ход, символически воспроизводивший это важное событие Священной истории. Начинался ход в Кремле. Московский митрополит, совершив праздничное богослужение, выходил из Успенского собора и в сопровождении духовенства и знати отправлялся к Фроловским воротам Кремля. (Сегодня мы знаем их как Спасские ворота...) Через Фроловские ворота процессия торжественно выходила на Красную площадь к ожидавшему ее народу. Митрополит поднимался на Лобное место, где совершал молебен, после которого раздавал освященные ветки вербы царю, духовенству и боярам.

Раздав ветви, архиерей ехал дальше верхом «на осляти», подобно Иисусу Христу при въезде Его в Иерусалим. Ослы, как и пальмы, на Руси были редкостью, поэтому «ослятю» изображала лошадь. Куда же направлялся митрополит, войдя в образ Христа? А ехал он в храм Василия Блаженного, который символизировал собой Иерусалим. Там в приделе Входа Господня в Иерусалим совершалась еще одна торжественная служба.

Храм ВБ внутри.jpg

Содержание

Введение
Легенда об ослеплении зодчих
Легенда о том, что храм неоригинален, он копирует разрушенную казанскую мечеть
Легенды о правильном названии храма
Взятие Казани и замысел храма
Замысел. Сеанс реализации с одновременной его корректировкой
Светлое прошлое
Темная изнанка светлого прошлого
«Когда началась война с германцами...»
Ливонская война. 1558 год — возвращение Юрьевской области. Ринген
Ливонская война продолжается и... останавливается. 1559 год — роковое перемирие
Война побежденных с проигравшими. 1560 год — гибель Ливонии, изгнание пророков, смерть Анастасии
Время исчезает, а Ливонская война перестает быть ливонской. Последние дни Адашева. 1561 год — раздел Ливонии
Закат иллюзий. 1562 год — начало войны с Литвой, 1563 год — взятие Полоцка
Сумерки и ночь
1563 год — смерть сына, брата, митрополита Макария
1564 год — бегство Курбского
Жизнь после смерти. Собор
Музей 

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

03.03.2023
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить