Хлеб богословия

Распечатать
храм ГГ обл
Хлеб богословия / епископ Афанасий (Евтич); составитель иеромонах Игнатий (Шестаков).
— 2-е издание, исправленное и доработанное. — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2022. — 224 с.
В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник «Хлеб богословия». В него вошли лекции и беседы епископа Сербской Православной Церкви Афанасия (Евтича). Осенью 2001 года владыка приезжал в нашу обитель для встречи с братией, учащимися и преподавателями семинарии. Многие вопросы бытия Православной Церкви, освещенные крупнейшим богословом современности, и спустя двадцать лет не потеряли своей актуальности.

Исправленное и доработанное издание – долг памяти почившему в 2021 году архиерею, который горячо любил Русскую Церковь и ее духовную традицию.

Составитель сборника – насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков).

В книгу вошли статьи «Святая Земля: история и эсхатология», «Каппадокийские отцы», лекция «Приступит человек, и сердце глубоко» и интервью с владыкой Афанасием «Покаяние – самый красивый цвет человеческой честности».

Интересные, глубокие мысли епископа Афанасия (Евтича) и его ответы на важные, актуальные и сегодня вопросы будут интересны широкому кругу читателей.

Хлеб богословия.jpg
Святая Земля: история и эсхатология

И сейчас в центре внимания жителей Святой Земли и  всего мира находятся прежде всего святые места. По сути, вся Палестина – это одно большое святое место. Здесь материализована (опредмечена) многовековая библейская история, в определенной мере вся наша ветхозаветноновозаветная цивилизация, материальная и духовная культура Европы и европеизированных народов мира. Об этих святых местах достаточно написано в наше время, и все существенное в основном известно. Каждая из этих святынь имеет свою особую духовную значимость, многогранное наследие, которое можно ощутить и пережить только на месте событий. Это был бы действительно особый, персональный рассказ о каждом из святых мест и об их вновь пережитой истории, но мы не будем останавливаться на этом. Лишь коротко кое-что скажем об историософском значении Святой Земли и Иерусалима в рамках иудеохристианской духовной традиции, то есть на основании библейско-христианского видения мира и человечества.

Из Библии, из запечатленного в ней взгляда на Святую Землю видно, что сначала она была «землей чужой», землей многобожников и язычников. Затем Бог обещал и дал ее в наследие Аврааму и его потомству Израилю, ветхому и новому. Однако наследование этой «обетованной земли» с исторической точки зрения носило переменчивый характер. В самом библейском повествовании о первоначальных днях Святой Земли, историческая достоверность которого подтверждена (Библия – в первую очередь книга историческая, хотя ее послание одновременно и метаисторическое), содержится одна общечеловеческая истина.

А именно – Библия изначально тесно связывает человека и землю. Первый человек Адам «от земли» – «Адамах» (земное!), и имя самой земли – «Адама» (Быт. 2: 7; 3: 19). Но, по Священному Писанию, человек одновременно характеризуется как образ Божий, он – носитель неотъемлемого образа и подобия Божия и как отдельная личность, и как общество рода человеческого, и его призвание и миссия на земле – стать сыном Божиим, а землю сделать раем – своим, но и Божиим, местом обитания и домом. Таким образом, человеку была задана Божественная (Богочеловеческая) икономия. (Греческое слово οἰκονομία очень хорошо переведено на славянский как «домострой» (домостроительство), подобно тому как греческое понятие «экология» (οἰκολογία) на славянский переводится как «домо-логия», «домо-словие» – забота и попечение о человеческом месте пребывания и жилище, о доме и обиталище, об окружении и жизненном пространстве, о земле живых; как бы сказал Псалмопевец: Благоугожду пред Господем во стране живых – Буду ходить пред лицом Господним на земле живых. – Пс. 114: 9.)

Хлеб богословия-1.jpg
Согласно Библии, земля и космос сотворены точно так же и с той же целью, что и рай, и для рая. Библия повествует нам о том, что человек однажды, в начале истории, упустил этот первый шанс. Но то же Священное Писание говорит и свидетельствует, что этот шанс потерян для человека не совсем. Человек пал, но не погиб. Это – главное послание библейского завета, или союза Бога с Авраамом, и оно дано именно тогда, когда Авраам был призван из Халдеи прийти и поселиться в Ханаане, в «земле обетованной» – Палестине. Это первоначальное обетование, данное Богом в начале истории, Поручителем которого является Он Сам; участвует в нем и человек, Авраам, и Израиль, принимающий этот призыв и вступающий в союз с Богом. А что же было с исполнением этого обещания? Рассмотрим это подробно.

Несомненно, существует некая особая диалектика – но не платоновская или гегелевская, а библейская – в том, что для человека земля одновременно и радость, и печаль, источник жизни и смерти, благословенного счастья и процветания, но и источник проклятия, несчастья и утрат. Это видно из самого Божиего слова к Израилю: земля, в которой течет молоко и мед, дается израильскому народу – символу человечества – в наследство (Втор. 15: 4), но одновременно этому самому народу указывается, что он на этой земле пришелец и поселенец, временный житель (Лев. 25: 23).

С исторической точки зрения на протяжении веков Палестина для израильтян по сути дела таковой и была. И это не просто метафора. Более того, таковой же была она и для христиан. Эта Святая Земля, которая является символом земли вообще, чаще всего бывает связана с иудаизмом и христианством, но и со всем человечеством, а они точно так же связаны с нею. Именно в этой связи и заключена некая диалектика. Потому что та же самая Богом данная Святая Земля необходима и для того, чтобы освобождать от судорожной человеческой привязанности к земле, к земному царству и только к нему, чтобы жизнь человеческая не сводилась только к земному и не отождествлялась только с ним. Ибо не земля – спасение человека, но человек – спасение для земли.

Если пойдем от Священного Писания, от Библии, как преимущественно палестинской географо-исторической книги, то увидим, что уже в самом названии Ханаана землей обетованной (Евр. 11: 9) Аврааму и его потомству в действительности заключается больше простой географии и голой истории. Лучше сказать, в этом названии уже содержится и эсхатологическая история, и эсхатологическая география Святой Земли.

Хлеб б.jpg
А именно, Аврааму и потом Давиду обещана и дана в наследство земля Израилева как кротким (т.е. искренним и честным перед Богом и людьми). Ибо в Библии сказано: кроткие наследуют землю (Пс. 36: 11). И все-таки и праотец Авраам, и царь и пророк Давид при всем этом наследовании земли жили на ней с сознанием и ощущением того, что они пришельцы и временные поселенцы: ибо странник (т.е. временный поселенец) я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс. 38: 13); ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества (Евр. 11: 14). Эти же слова Ветхого Завета повторяет и Христос в Новом Завете: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5: 5). Эти ветхозаветные и новозаветные слова о наследовании земли апостол Павел и Григорий Нисский толкуют как наследие эсхатологическое, то есть наследие Небесной Земли и Небесного Иерусалима (Гал. 4: 25–30; Евр. 11: 13–16; Беседа 2-я на Блаженства свт. Григория Нисского).

Содержание

Светлой памяти епископа Афанасия
Об авторе

Святая Земля: история и эсхатология
Каппадокийские отцы
«Приступит человек, и сердце глубоко»
Покаяние — самый красивый цвет человеческой честности

КУПИТЬ КНИГУ

Книгу можно приобрести:

01.04.2022
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить