Боль и скорби в нашей жизни

Путь жизни – это боль и слезы, шипы и гвозди, тревога и печаль. Каждый шаг – это Гефсимания. Каждый склон – это Голгофа. Каждую секунду – укол копья. Кто-то из духовных людей сказал: «Если бы мы могли сжать землю, как губку, из нее потекли бы кровь и слезы».

«Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако отцветет» (Пс. 102: 15), – говорит псалмопевец.

Роза производит шипы, а шипы – розу. Красивое связано с болью, но боль приносит радость. Появление радуги после грозы – это нормально. Если не будет шторма, не появятся звезды. 

Проницательность, озаренная христианской верой и философией, видит далеко. У нее есть способность понимать за пределами того, какими вещи только кажутся. Сквозь боль она видит радость и надежду, точно так же, как торжество Христа пришло через боль Его Страстей и Креста.

Самые красивые статуи античности пострадали больше всего. Великие души своим величием обязаны ударам боли. Золото и драгоценности сначала проходят через огонь. 

Великие души своим величием обязаны ударам боли

Боль шокирует наше существо. Это огонь, печь, которая пылает и опаляет. Это буря и шторм. Греческий поэт Дионисий Соломос говорит: «Мои внутренние чувства и море никогда не останавливаются». Бывают случаи, когда испытания идут быстро, одно за другим или все вместе. Тогда крест кажется неподъемным. Наступает пик тревоги. Душа настолько обременена, что ей может грозить поражение. Все кажется черным, все темно. Кажется, что выхода нет. Святой Григорий Богослов говорит про такие моменты: «Хорошие времена прошли, нависают мучительные испытания, путешествие идёт в ночи, маяка нет, а Христос, кажется, спит».

Печаль жизни – это колото-резаные раны, безжалостно пронзающие наши сердца, воспаляющие и парализующие их до изнеможения.

Все, что остается в такие моменты, – это крик, который мы возносим к Богу в мучительной мольбе: «Помилуй меня, Господи! Моя душа сильно встревожена. Я трудился в своих вздохах, мое сердце превратилось в расплавленный воск. Помилуй меня, Господи, ибо я скорблю. Моя жизнь прошла в боли и мои годы – во вздохах. Я забыт, как мертвые. Мои слезы – мой хлеб день и ночь. Почему моя душа должна так грустить, почему Ты дал мне это смятение?» 

Все, что остается в такие моменты, – это крик, который мы возносим к Богу в мучительной мольбе: «Помилуй меня, Господи!»

Мы властители творения, но наш венец сделан из терновника. Иногда наш путь – это песня и симфония радости, но чаще всего это печальный, нескончаемый похоронный марш.

Проблема боли велика и вечна. Ее изучали философы, социологи, психологи и многие другие. Но наиболее достоверный ответ дает христианство, вера и закон Божий. И ответ двоякий. Теологически – это результат грехопадения, как и всё зло. Это результат злоупотребления нашей свободой. Это плод непослушания. Но с моральной точки зрения –  это возможность и средство обретения добродетели и совершенства.

Святой Григорий Богослов говорит, что всегда будет почитать Бога, какие бы препятствия Он ни попускал ему. Он пишет, что для него боль – лекарство спасения. Святой Василий Великий также говорит: «Если Бог приготовил нам венец в Своем Царстве, пусть болезнь будет возможностью обрести добродетель». И святой Иоанн Златоуст указывает, что печали приближают нас к Богу: «Когда мы будем помнить о вечных благах, которые дают нам скорби, мы не будем так беспокоиться о них». 

Святой апостол Павел, который был гоним, ранен и пронзен «ранами Господними», учит, что Бог позволяет нам терпеть печали ради нашего же блага, чтобы мы могли приобщиться Его святости.

У Бога есть тысячи путей, чтобы открыть вам Свою любовь. Христос может превратить несчастье в мелодичную хвалебную песнь. Он воодушевляет: «Твоя печаль станет радостью». Какая битва, такая и победа. На небесном рынке нет дешевых товаров. Моменты боли и жертвы – это моменты благословения. В каждом кресте есть Воскресение. 

Но что, если сейчас нам больно и мы постоянно плачем? Святой апостол Павел обращается к коринфянам: «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4: 17). Люди, которые сталкиваются с болью и смотрят на нее сквозь призму вечности, становятся победителями. Они исключительны тем, что достигли радости благодаря своей непреоборимой вере в Бога. Они вкусили благость Господа и потенциально являются венценосцами. Со святым Павлом они могут повторить победный клич: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный» (2 Тим. 4: 7–8).

Благодаря этим метафизическим измерениям преодоление боли и ее превращение в искупительную радость становится реальностью. Эта перестройка ума происходит благодаря силе Бога. Это обновление – естественное следствие христианской веры и абсурд для тех, кто полагается только на разум. Метафизическое переживание боли дает решение великой проблемы жизни. Оно ведет из тьмы к свету.

Метафизическое переживание боли дает решение великой проблемы жизни. Оно ведет из тьмы к свету

Поэтому мы должны принимать любую боль, которая нас посещает, как благословение от Бога. Пшеница измельчается и растворяется в земле, но затем рождает жизнь. Урожай боли богат и благословен. Божие благословение велико в поле слез. Его испытывают все, кто искренне верует и имеет дар проницательности.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Пемптусия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить