Добродетели в духовной жизни. Часть 2

Воздержание

Часть 1.

Воздержание связано с самоконтролем, а самоконтроль – с волей. Этими тремя добродетелями занимался великий церковный отец, душепопечитель, преподобный Максим Исповедник.

1.jpeg
Преподобный Максим Исповедник

Воздержание способствует нам избегать всего вредного, заниматься полезным и иметь чувство меры. Через самоконтроль мы избавляемся от распутства, зависти и гнева. Через умеренность мы нейтрализуем высокомерие и чревоугодие, и приобретаем смирение и воздержание в еде. А совершая дела любви, мы преодолеваем уныние (гнетущее избегание всякой деятельности).

Воздержание укрепляется, вместе с благодатью Святого Духа, самообладанием и волей, потому что всегда необходимы и человеческие усилия.

Милостыня

Дорогой брат, милостыня, соединенное с молитвой, имеет большое дерзновение перед Богом. В Деяниях святых апостолов сотник Корнилий приносил милостыню и молитвы незнакомому Богу, и это так умиротворило Его, что Он просил святого апостола Петра приобщить его к христианской вере. Помимо всего прочего, милостыня восполняет некоторые недостатки наших братьев и сестер, которые подвизаются в миру и которым по естественным причинам трудно бодрствовать и поститься. Когда это делается для Бога, а не напоказ, человек уподобляется Творцу, Который из милосердия и ради нашего спасения стал Человеком. Милостивый человек милосерден и сострадателен, и согласно словам Христа, он подобен Богу: «Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лук. 6: 36).

Поэтому я думаю, что было бы хорошо, если бы мы дали пример об этой добродетели, предварительно порекомендовав нашим благочестивым читателям изучить жития святителей Иоанна Милостивого (25 ноября) и Филарета Милостивого (14 декабря).

Милостыня, соединенная с молитвой, имеет большое дерзновение перед Богом

Позвольте предложить вам лишь крупицу из жития святого Иоанна, рассказанную самим святым:

«Однажды в моем городе я встретил одного богатого человека, который был настолько безжалостен, что никогда никому не давал ни гроша. Однажды городские нищие собрались на одном месте и начали говорить о богатых людях. Про одного говорили, что он очень милосердный, про другого – что менее милосердный, и так далее. Но все они проклинали богача Петра, который, будучи самым богатым, никогда ничего не давал нищему, даже сухого хлеба.

Тогда один бедняк поспорил, что получит милостыню от этого немилосердного человека. Он поспешил в дом богача и начал просить у него:

– Дай мне, пожалуйста, хлеба, ибо я голоден!

Богатый ответил:

– Уходи отсюда! Я не хочу тебя видеть!

Нищий снова и снова повторял:

– Дай мне хлеба...

– Уходи!

– Не уйду.

– Уходи или я тебя ударю!

– Не уйду.

В это время в имении Петра, который был одним из самых богатых в Константинополе, пришел пекарь и принес корзину с сухим хлебом. Тогда Петр со злостью схватил буханку хлеба и бросил ее, как камень, в голову нищего, чтобы убить его. Нищий увернулся и избежал удара. Затем, преисполненный радости, он взял хлеб и побежал к другим бедным:

– Я выиграл! Я выиграл пари!

Действительно и другие признали то, что он выиграл пари.

Но что же случилось с Петром? Он не мог смириться с тем, что его обманули и что отдал нищему буханку хлеба. Вечером Петр заснул усталый и грустный. Но Бог хотел спасти его от ада. Поэтому в видении Петр увидел, что наступила его смерть. И тут появился светлый ангел, который держал в руках большие весы и взвешивал его дела. Левая чаша весов с плохими делами была тяжелее и коснулась земли. Он обратился к другим ангелам, которые стояли возле него.

– Положите добрые дела на правую сторону весов, – произнес светлый ангел.

– Простите, но у нас их нет, – ответили ангелы.

– Ничего?

– Только кусок хлеба в качестве милостыни, – сказал один из них.

2.jpeg

Тот самый, который он бросил на голову одному нищему.

– Принесите этот кусок хлеба.

Ангелы принесли его и положили на правую чашу и вдруг весы сдвинулись, и левая сторона слегка приподнялась над землей.

Ангелы были изумлены. Так дорого стоит этот хлеб! Но, все еще, левая чаша перевешивала правую чашу весов

– Хлеб весит достаточно много, но, к сожалению, человек отправляется в ад. Нужно много такого хлеба, чтобы правая чаша перевесила левую чашу весов, – сказал ангел, который взвешивал на весах добрые и злые дела Петра.

И вот, когда душа этого человека уже была готова отправиться в ад, от Бога пришел наказ:

– Дайте этому несчастному человеку отсрочку, чтобы милостыней он смог поднять правую чашу весов и спастись.

Вот это Петр увидел в видении и проснулся.

– О, – сказал он и с облегчением вздохнул, – все так легко обошлось. Я чуть не попал в ад! Кто бы мог подумать, что сухая буханка хлеба, которую я бросил тому нищему, как камень, имеет такую стоимость! А какую стоимость будет иметь хлеб, если я от души буду раздавать нищим. С сегодняшнего дня начну раздавать милостыню.

Милостивый человек милосерден и сострадателен, и, согласно словам Христа, подобен Богу

И он начал это делать. Он давал бедным и убогим хлеб, еду, деньги, одежду, давал все, что у него было, чтобы стать самым милосердным человеком в городе.

Однажды, в одно холодное утро по улице шел один почти полуголый нищий. Как только Петр увидел его, ему стало так жалко его, что он снял свое кожаное пальто и отдал ему. Но нищий, не привыкший к такой роскоши, в тот же день продал его. На следующий день Петр увидел другого человека, который был одет в его пальто.

– Где ты взял это пальто? – спросил его Петр.

– Я купил его у нищего, – ответил тот.

 И тут уже Петр не выдержал.

 – Я пожалел того нищего, и чтобы он не замерз, подарил свое пальто, а он взял его и продал!

И с этими мыслями он заснул в ту ночь. Во сне он увидел Христа. И что удивительного было в его сне. Христос был одет в его пальто и с любовью сказал Петру:

– Петр, сын Мой, почему ты грустишь?

– Вот, Владыка мой, я с благорасположением раздаю милостыню, но есть люди, которые злоупотребляют моей добротой.

– Посмотри на Меня. Посмотри, во что Я оделся, – сказал Иисус Христос, – это твое пальто. Ты подарил его ради Моей любви к нищему, но Я ношу его и очень признателен тебе. Продолжай делать благодеяния и не беспокойся о том, если кто-то будет злоупотреблять твоей добротой. Я воздам тебе за твою доброту.

После этого видения Петр принял невероятное решение: он освободил всех своих рабов, раздал свое имущество бедным и заставил своего доверенного раба поклясться, что тот продаст своего хозяина, в рабство одному христианину в Иерусалиме, а деньги, которые он получит от продажи, раздаст бедным людям.

3, превью.jpg
Святитель Иоанн Милостивый

У этой истории есть трогательное продолжение, но я оставляю вас прочитать его в житии святого Иоанна Милостивого. Итак, истинная милостыня – это любовь и к Богу, и ближнему.

Любовь

Святой евангелист Иоанн говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16). И в другом месте: «Кто говорит: „Я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4: 20).

И вот я снова спрашиваю тебя: трудно тебе поститься, бодрствуешь ли, живешь ли в безбрачии и девственности? Я все это понимаю. Но чтобы испытывать ненависть к брату – этого я не понимаю. Ты скажешь:

– Во мне есть холодность, которую я не могу преодолеть.

Я это тоже понимаю, это дело искусителя. Но ты должен в молитве попросить помощи у Бога. И проявить добрую волю и сказать: «Доброе утро!» тому, кто тебя обидел, сказать два слова в молитве, чтобы Господь его просветил. Неужели это так трудно сделать? Я думаю, что это трудно сделать, тогда, когда человек не боится Бога и не верит в Евангелие.

4.jpg

Если бы мы верили бы в недвусмысленные слова нашего Спасителя: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». (Мф. 6: 15), то мы простили бы своему наибольшему врагу. Даже если он украл у нас, оскорбил нас или посягнул на честь нашего рода.

Меня обязательно обидят. Но если я верю, что все здесь суетно, что есть ад и рай, то что мне делать? Остаться ли мне в объятиях зависти, чтобы попасть с ней в ад, или принять с любовью, что означает принять Бога, следовательно, принять и Его вечное Царство?

Но если мы вверяем свою жизнь Богу, неужели Он не может оправдать нас в этом мире? Конечно, может. Примеров тому множество, и мы видим их каждый день. «Богатые обнищали и терпят голод, а ищущие Господа не лишены никого блага» (Пс. 33), – поет наша святая Церковь. И святой апостол Павел говорит: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор. 13: 1).

Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Храм св. царя Бориса в Варне

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить