К Воскресению уготовимся постом

Сегодня, дорогие братья и сестры, заканчивается очередной этап нашей жизни, и с началом Великого поста начинается новый этап. Церковь установила посты с древних времен. Они составляют важную часть бытия христианина.

1 - 2023-02-24T213035.471.jpg
Митрополит Амфилохий (Радович)

Величайшие люди Божии, ветхозаветные пророки, даже Сам Господь, Его ученики и их преемники, святые всех времен были украшены, наряду с другими добродетелями, также чудесной и великой добродетелью постничества. Поэтому пост не является чем-то второстепенным в церковной жизни, это не некая церковная дисциплина, некий противоестественный закон, навязанный человеку. Пост представляет собой не просто воздержание от скоромной пищи. Пост – это нечто, заложенное Творцом в самой человеческой природе.

Пост – это нечто, заложенное Творцом в самой человеческой природе

Чтобы понять это яснее, мы должны углубиться в историю первых людей на земле, Адама и Евы, которым Бог повелел поститься, дав им первую заповедь в раю: не вкушать от древа познания добра и зла. Это великая и глубокая истина, о которой следует говорить дольше и более обстоятельно.

Но скажем лишь вкратце, что, по толкованию и опыту святых отцов, эта заповедь в действительности была дана для испытания верности человека справедливому и истинному Богу. Она была обращением к человеку, к его позиции относительно полученных от Бога даров, к его свободе распоряжаться ими.

Через эту заповедь Господь открыл человеку, как он должен относиться к своему Творцу и к ближнему своему, а также к окружающим его творениям Божиим. Так как от правильного отношения человека к Богу, к ближнему и к творению зависит, осознает ли он истинный смысл своей жизни, будет ли он настоящим человеком, достигнет ли того, что Бог предопределил ему. Чтобы человек мог не только абстрактно думать, что он создан по образу Божьему, но мог открыть в себе то, что в него вложено, чтобы он мог выявить в себе этот образ, действительно мог уподобиться Творцу.

2 - 2023-02-24T213038.878.jpg
Гюстав Доре. «Адам и Ева в Раю». Гравюра

С того момента, как первый человек отверг данную ему заповедь, его отношения с Богом пошатнулись, так как он полюбил бренный мир больше, чем Самого Бога, пищу тленную больше, чем заповеди Его и Слово Его, чем пищу нетленную. Человек нарушил повеление Творца, тем самым отделив себя от Него, и погрузился в преходящее, потеряв правильное отношение к окружающему его творению, а со временем и правильное отношение к ближнему. И неудивительно, что среди первых братьев на земле появился убийца.

Каин убил своего брата Авеля, так как после падения человека поразившее человеческий дух зло, как злое семя, начало прорастать и действовать в человеке, затемняя его душу. Дела человеческие теперь превратились в недостойные его изначального призвания здесь, на земле, поэтому все люди Божии суть те, кто возвращаются к Богу и соблюдают Его заповедь. Она служит человеку руководством в этой жизни и освещает его путь. Люди Божии – это те, кто действительно желает любить своего ближнего, кто желает понять, что в этом ближнем достойно любви. Это те, у кого есть правильное отношение к окружающему их творению, кто использует его так, как благословил Бог. Все эти люди возвратились к первой заповеди: заповеди поста и воздержания.

Сам Господь просветил их сердечные очи, вернул их к Себе, на правильный путь. Он пролил на Моисея Божественный дождь из манны небесной, когда тот постился сорок дней и сорок ночей. Другой великий пророк и патриарх Авраам отрекся от земли своих отцов (а отречение есть суть поста) и, взяв свой крест, пошел в землю, которую ему назначил Бог.

Ибо тайна Божественной заповеди есть тайна креста и тайна пути ко Господу через крест. Божий путь есть распятие нашей воли и распятие наших страстей и похотей, с тем, чтобы мы могли идти единственно верным, узким путем. Таким образом и святые апостолы несли свой крест.

Ибо тайна Божественной заповеди есть тайна креста и тайна пути ко Господу через крест

Сам Господь также дал нам пример сорокадневного поста, несмотря на то, что Он был безгрешен. Но Он исполнил волю Небесного Отца, не нарушил ни одной заповеди и взял на Себя пост ради нас, нашего ради спасения. Он показал, как пост необходим, как существенно важен для жизни, возрождения, очищения, просвещения и освящения человека.

Господь показал, как пост необходим, как существенно важен для жизни, возрождения, очищения, просвещения и освящения человека.

Вот по этой причине Церковь веками учит своих чад поститься и телесно, и духовно, как мы услышим в великопостной стихире в эти дни: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищие бескровные введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость».

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Великий пост именуется постом чудным, благословленным и светлым, постом взаимного примирения людей и нашего примирения с Богом. Это пост пробуждающий, преображающий, освобождающий душу от рабства греха. Через него постящиеся приближаются к Богу и друг к другу и открывают великую тайну жизни как Божьего дара.

3 - 2023-02-24T213041.526.jpg

Чудесны все молитвы святого Великого поста. Это самое преизобильное время богослужебной жизни в году. Их, однако, можно было бы свести к словам молитвы удивительного отца Церкви, преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Это краткая молитва, но в ней заключена вся человеческая судьба. Тот, кто сумеет исполнить эти слова в своей жизни, сможет достичь мира и радости в Духе Святом, той радости, которую посылает только Бог, чтобы благословить и очистить души.

4 (72).jpg
Преподобный Ефрем Сирин

Когда мы произносим: «Господи и Владыка живота моего», мы, прежде всего, исповедуем Его нашим Господом и просим Его не допустить, чтобы губящий нашу жизнь дух праздности победил нас. Ибо Бог не сотворил нас для праздности, но для труда, действий, созидания и подвижничества, для делания добра. Да не овладеет мною этот дух праздности, дух уныния, всего того, что мы бы обозначили как «духовное разложение».

И следом упоминается другой дух: дух любоначалия. Самая страшная болезнь, от которой страдает человеческое общество, все человечество – это болезнь, которая так очевидна в нынешнем мире, так кроваво подтверждается войнами по всем земным меридианам – это болезнь жажды власти.

Ради власти брат губит другого брата, люди теряют человеческий облик, не считаются друг с другом, сбиваются в клубки, как пресмыкающиеся. Из-за властолюбия человек утратил нравственность и уважение ко всему, что истинно и украшает настоящего человека. Ради власти люди лишаются собственных жизней и разрушают чужие. Если отец семейства жаждет власти, он разрушает семью. Если женщина в семье падка до власти, если хочет властвовать и командовать, она раздирает будущее своих детей.

Когда дети властолюбивы, они презирают святыню семейного гнезда, материнства и отцовства, забывают, благодаря кому они пришли в этот мир. Если жители города и деревни голодны до власти – это источник большого ужаса и великого несчастья.

По всем этим причинам в этой молитве мы просим Бога избавить нас от властолюбия, от этой злой болезни. И в то же время, чтобы Бог избавил нас и от празднословия.

Сколько пустых слов мы говорим с утра до вечера! Пусты в нас все те слова, когда мы не говорим о добре, о Боге, о святыне внутри и вне нас. Все это суетно, праздно и бесплодно, и это словоблудие нас разлагает. Каждое дурное слово, каждое проклятие – все это пустое. Это слова, разлагающие тех, кто их говорит, и тех, кто их слушает. Празднословие так опасно, что в Евангелии написано, что за каждое праздное слово мы должны будем ответить на Страшном Суде!

Что же будет с нами, с теми, кто непрестанно падает в этот грех? Сколько же людей захвачены этим грехом празднословия, напрасных пустословий, тем более, если это дурные, резкие, грязные слова, если это слова проклятий, если это слова, которые убивают другого человека рядом с нами! Ведь ничто так не убивает, как грубое и злое слово, исходящее из уст человеческих. Вот для этого у нас есть это прошение в молитве преподобного Ефрема: чтобы Бог избавил нас от празднословия.

Обратимся кратко к другим глубоким истинам, содержащимся в следующих прошениях этой молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Здесь человеку раскрываются и предлагаются самые глубокие, самые совершенные добродетели, которые он может приобрести в земной жизни.

Это дух здравомыслия и целомудрия, дух цельности, дух духовной и психофизической сосредоточенности, то есть дух, собирающий все человеческие силы. Как свет собирается в зрачке, так и эта добродетель собирает все человеческие душевные и телесные силы. И тогда такой собранный, такой целомудренный, цельный, внутренне исцеленный и здоровый человек, как цветок подсолнуха, поворачивается к Богу, к Его вечной Мудрости.

5 (37).jpg

В таком человеке поселяется Премудрость Божия, но это невозможно без смирения. Гордость изгнала первых людей из рая. Гордость – это дурной порок, губящий род человеческий, разрушающий человеческое братство и общение, отчуждающий человека от Бога как от источника всех благ. Ибо когда человек возгордится, тогда он не нуждается ни в Боге, ни в ближнем и остается совсем один, покинутый, отчужденный от всех и вся, как бесплодная смоковница, брошенная в огонь, не приносящая никакого плода.

Смирение – первая и основная христианская добродетель, потому оно и является первым из блаженств: «Блаженны нищие духом (то есть смиренные) , ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Только таковые входят в Царствие Божие, Бог открывается только смиренным и никому другому.

Смирение же достигается только через чистоту сердца, но это невозможно без духовного и телесного воздержания, то есть без телесного и душевного поста. И поэтому мы молимся, чтобы Бог дал нам дух целомудрия и смиренномудрия, терпения и любви.

Терпение – самая трудная добродетель здесь, на земле, но без нее не бывает полноценного созревания внутреннего человека. Как земля переносит все тяготы: и пахоту, и вскапывание, и сеяние, и бури, и дожди, и снег, но, когда вытерпит все это, из нее произрастает настоящий, чистый плод. Так и человеческая душа.

Душа подобна земле, данной нам Богом, с тем, чтобы мы ее вспахивали и возделывали, сеяли на ней доброе, вечное семя. Чтобы с помощью нашего терпения, выдержки и других добродетелей это семя, посеянное Божией рукой, могло принести настоящий и реальный плод. Дух любви, настоящей любви к Богу и к ближнему, можно стяжать, только обладая духом целомудрия, смирения и терпения.

И, наконец, третье прошение преподобного Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Оно напоминает нам о трагической правде человеческой жизни. О том, что мы, люди, обычно готовы бросить камень в ближнего; что мы видим сучок в глазу нашего брата, а бревна в своем глазу не видим; о том, что мы видим чужие грехи и говорим нескончаемо о них; что мы постоянно пытаемся исправить друг друга, но забываем про себя и не видим, что все это происходит и с нами, потому что в нашей душе есть то, что порабощает и отравляет нас.

Вот почему эта молитва повторяется каждое утро и каждый вечер во время Великого поста. Таким образом мы держим в памяти, что, прежде всего, нужно научиться видеть собственные грехи, оборачиваться на себя, и тогда будем в состоянии помочь и другим тоже. Потому-то мы и говорим: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Тот, кто осуждает своего брата, тем самым судит икону Божию. Ибо кто мы такие, чтобы осуждать тех, над кем – Сам Бог!

6 (27).jpg

Над каждым человеком господствует Владыка мира, а не мы. И именно Бог является единственным праведным Судией, у Которого и есть право судить людей по их хорошим и плохим делам. Мы же должны следить за собой, распознавать наши собственные грехи и наполнять свою жизнь добродетелью. И эта добродетель будет лучшим средством помощи людям вокруг нас – тем, кто желает ее принять. Дабы они тоже смогли стать лучше и могли возрастать в человеческом достоинстве «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4: 13).

Молитва преподобного Ефрема Сирина, которую мы кратко разобрали здесь, представляет собой суть этого святого поста. Она непрерывно повторяется на протяжении великопостного времени и является постоянным напоминанием о нашем важнейшем деле: об основных христианских обязанностях, которые мы должны соблюдать и которым должны учиться.

Молитва Ефрема Сирина представляет собой суть Великого поста

Но первейшее и самое главное, о чем просит нас Церковь в эти дни, – чтобы мы прощали друг друга. В одной нашей народной поговорке говорится, что даже птица у птицы на горе просит прощения, дабы быть прощенной Богом. Вот почему сегодняшний день называется Прощеным воскресеньем. Если даже птицы просят прощения друг у друга, тем паче должен и человек у человека, брат у брата. Поэтому в преддверии Великого поста попросим друг у друга прощения, чтобы и нас простил Бог.

Мы согрешили. Мы все согрешили вольно или невольно, так или иначе, словом, мыслью или делом. И потому так важно начать этот прекрасный Великий пост со взаимного прощения. Чтобы мы, насколько это возможно для нас, людей, могли достойно приготовиться и прославить Светлое Христово Воскресение. Чтобы через наше собственное духовное очищение и совершенствование мы приобщились к величайшей Тайне Христова Воскресения: воскресения неба и земли, воскресения всех, находящихся во гробах и всех тех, кто будет еще жить на этой земле. Аминь.

Перевела с немецкого Александра Калиновская 

Сайт Orthodoxe Bibliothek

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить