Какое же сегодня торжество?

Братья и сестры, сегодня мы празднуем двунадесятый Господский праздник торжественного Входа Господня в Иерусалим. Уже явно и решительно, не скрываясь, как Он делал это ранее, чтобы не вызвать гнев иудеев, Христос входит сегодня в святой град. Ибо Он знает, что час Его прославления уже близок. Окруженный ликованием, Он въезжает сегодня в Иерусалим.

1.jpg
П. Лоренцетти. Фреска «Вход Господень в Иерусалим». 1320 г.

В то время народ Израиля, порабощенный языческими властителями, страдал от римской оккупации. Поэтому обещание Бога избавить их от рабства было тем, чего они жаждали всем сердцем, поистине горячо. Это нам, людям Запада, живущим в комфорте и сытости, едва ли знакомо. Поэтому, вероятно, мы не можем по-настоящему постичь горячее желание и восторженную радость, с которыми эти люди собираются сегодня вокруг Христа, восклицая: «Осанна!» Это означает: «Спаси же нас!»

Они приняли в своем городе Христа с ликованием и радостью, что говорит об их вере в то, что Христос принесет им победу над римской оккупацией. Когда римские воины одерживали большие победы, их принимали в Риме такой же триумфальной процессией: облаченными в одежды, символизировавшие их близость как к царской власти, так и к римским богам. И таким же образом народ Израиля восклицал не только «Осанна!», но и «Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (см.: Ин. 12: 13). А пальмовые ветви, с которыми они выходили навстречу Христу, были символом победы у римлян, особенно – военной победы.

На латыни слово «palma» (в английском языке «Вербное воскресенье» звучит как «Palm Sunday», то есть буквально – «пальмовое воскресенье» – прим. пер.) часто даже употреблялось вместо слов «victoria» («победа») или «triumphalis» («получивший триумф»). Поэтому можно понять сильную боязнь иудеев, которые незадолго до этого уже пребывали в страхе: «Если оставим Его тáк, то все уверуют в Него, – и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11: 48). Некоторые фарисеи, ослепленные своими страстями, видели в надежде всего Израиля исполнение своих страхов. Они убеждали Господа запретить Его последователям говорить. На это Иисус отвечал им: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19: 40). Так что встречавшая Его толпа ликовала. Но горе тем из толпы, кто делал это с сердцем, похожим на те самые камни, лишенным разумения!

2.jpg
Празднование Входа Господня в Иерусалим в Палестине. flickr.com

Сначала даже «ученики Его сперва не поняли этого» (Ин. 12: 16). Народ Израиля ожидал Мессию, который приведет его к свободе земной подобно древнему пророку Моисею: «Посему они сошедшись спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1: 6). Они еще не осознавали, что Христос пришел дать им свободу другого рода – небесную, чтобы снова вернуть их в Царство Божие. Они ожидали, что Он приведет их к победе над римским правителем Цезарем, угнетающим их, и еще не догадывались о Его истинной цели: привести весь человеческий род к победе над самой смертью «и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству» (Евр. 2: 15).

Христос пришел дать им свободу другого рода – небесную, чтобы снова вернуть их в Царство Божие

Народ Израиля настолько твердо верил в свое собственное видение грядущего Мессии, что абсолютно ничто из того, что говорил или делал Христос, не могло убедить их в обратном. Его триумфальный вход в святой град не был похож на тот, который победоносно совершали воины и правители: в роскошной колеснице, запряженной четырьмя великолепными конями. Нет, Он входил, сидя на осляти, самом маленьком и смиренном существе. Он не был облачен в одежды, которые бы свидетельствовали о том, что Он царь. Скорее Христос был облачен в глину нашей человеческой природы, покрыт одеждами бедности и презираем сильными людьми мира сего.

Вновь и вновь Спаситель говорил им о грядущем часе, когда Он будет предан ближайшими друзьями, отвергнут Своим избранным народом и предан смерти от рук тех самых правителей, которых так жаждали свергнуть израильтяне. И после всего этого Он сказал им еще нечто более удивительное и самое, пожалуй, ошеломляющее за всю историю человечества: что Он Сам воскреснет из мертвых.

Победа, которую сегодня знаменует Его торжественный вход в Иерусалим, не была ни военной победой, ни политической, ни каким-либо успехом в результате восстания против гнетущего ига Римской империи. Сегодняшняя победа ознаменовалась воскрешением из мертвых Лазаря Четверодневного, явилась прообразом Воскресения Христова и воскресения человека: «И Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 54).

3.jpg
Л. Бонна. «Воскрешение Лазаря». 1857 г.

Однако народ не понимал этих вещей. Они все еще держались своих представлений и ожиданий. И та же самая толпа, которая восклицает сегодня: «Осанна в вышних!», всего через несколько дней вместо этого будет кричать: «Распни Его! Распни Его!» (см.: Ин. 19: 6).

Братья и сестры, но какое право мы имеем судить и осуждать их за это? Разве мы сами не прилепляемся к своим представлениям о Боге, к ожиданиям от Него тех побед, которым, по нашему мнению, Он должен способствовать в нашей жизни? Разве мы сами не желаем, чтобы установилось земное Царство справедливости? Разве не надеемся, что Господь победит тех, кого мы считаем врагами благочестия в этой жизни? Не жаждем ли мы избавления от всевозможных временных трудностей и страданий и не надеемся ли на могущественное действие Божественной силы, которая разрешит разные многочисленные проблемы, отравляющие наше существование в этом мире?

Нет, я не говорю, что эти желания совершенно неправильны. Но они, по меньшей мере, совершенно вторичны и никоим образом не являются частью «единого на потребу» – спасения наших душ. Вот почему каждый из нас должен спросить себя: не отвлекают ли нас эти желания и ожидания от искания Царства Небесного, от стремления победить страсти и грехи, которые скрываются в наших собственных сердцах и устраивают там свои логова? Не отвлекает ли все это нас от принятия истины о том, что первый из всех грешников и величайший противник моего спасения есть не кто иной, как я сам? Разве все это не уводит нас от Христа и Его Креста?

Братья и сестры, мы должны очень внимательно относиться к нашим представлениям о Боге и нашим ожиданиям чего-либо от Него. Когда мы видим Крест, возвышающийся перед нами в нашей собственной жизни, мы не должны ни восставать против него, ни уклоняться от него, ни роптать, ни отчаиваться, будучи обманутыми своими собственными ожиданиями. Иначе мы вновь предадим Того, Кто был на нем распят за нас. Если же мы так поступим, то обличим самих себя в узости духовного взгляда на вещи и в малодушии.

Если бы Христос действительно пришел для того, чтобы свергнуть Цезаря и освободить еврейский народ от римского рабства, то кто бы сегодня вообще помнил об этом? Это было бы отнесено к незначительной главе древней истории, забытой всеми, кроме горстки педантичных историков. Но мы видим, что Крест, символ предполагаемого поражения Христа от рук Понтия Пилата, возвышается сегодня во всех уголках мира. И он символизирует не что иное, как победу над самой смертью, пришествие вечной жизни, прощение каждого греха, обóжение человеческой природы. Крест – это соединение человечества с Самим Богом во веки веков и обновление всего мира в Царствии Небесном.

Крест – это соединение человечества с Самим Богом во веки веков и обновление всего мира в Царствии Небесном

Давайте будем мужественны и будем сегодня отмечать не только наши победы, но и каждое такое «поражение». Ибо любящий Промысл Божий попускает всему произойти в нашей жизни. Но в конечном итоге силой Божией все обращается в нашу собственную победу, в нашу вечную жизнь, в прощение наших грехов, в наше обóжение и соединение с Богом.

Но почему между радостью сегодняшнего торжества и громогласной радостью пасхальной ночи должны вставать невыразимые страдания Страстной недели? Почему Христу нужно было взойти на Крест, чтобы нас спасти? Почему нам самим тоже нужно идти по Его стопам и принимать Крест в своей жизни даже после того, как Он уже одержал победу? Для чего нужны все эти земные страдания, боль и горе? Преподобный Исаак Сирин дает нам ясный и простой ответ: «Потому что только через Свой Крест Бог мог показать непостижимое величие Своей любви к нам, таким своенравным и недостойным Его детям». Сам Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). И святой апостол Павел писал: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5: 8).

4.jpg
Храм Гроба Господня. Голгофа. flickr.com

Даже когда люди смеялись над Ним, предавали Его, плевали на Него и осуждали Господа славы, бессмертный Бог любил их настолько сильно, что умер за них и за нас добровольно, претерпевая страшные страдания, боль, мучения и унижения. Он знал, что не все из нас примут этот неописуемый величественный дар, что даже принявшие его тем не менее будут попирать его своими грехами вновь и вновь, раз за разом, каждый день, начиная с того великого и ужасного дня Его распятия. Все это Он сделал для того, чтобы мы, «укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, чтó широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф. 3: 18–19).

Братья и сестры, чтобы это произошло, любовь Христова должна стать и нашей собственной любовью. Это может быть достигнуто только тогда, когда мы свободно и добровольно присоединимся к нашему Господу и вместе с Ним взойдем на Крест. Именно по этой причине Христос торжественно входит сегодня в святой град. И именно по этой причине и мы должны войти в святой град нашего сердца в грядущую Страстную неделю: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4: 13). Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Аминь.

Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Rememberingsion.com

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить