Клипы, ChatGPT или собственный пример? Говорим о Боге с молодежью

Как много детей и подростков в вашем храме? Я не говорю про воскресный день, когда молодые родители приносят своих малышей на Причастие. Имею в виду тех ребят, кто осознанно идет к Богу, для кого Литургия не часть обязательного послушания родителям, а потребность соединяться со Христом. Кто виноват, что подросток в какой-то момент отказывается ходить в храм, не хочет исповедоваться, причащаться, пропускает занятия в воскресной школе? Гормоны, подростковый бунт, поиск себя и своего Бога? Или, может быть, наше неумение говорить с детьми о главном? Какой язык нужен для разговора с молодежью? Непростую тему обсуждаем с иереем Святославом Шевченко, председателем Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Благовещенской епархии, «православным футурологом».

3, превью (1).jpg

– Отец Святослав, читаем в Священном Писании: «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13: 8). Нужно ли о Господе говорить особенным языком с нынешним молодым поколением? 

– Бог неизменяем. Но изменяемся мы, люди. Конечно, такими же остались грехи, добродетели, законы духовной жизни. Но поменялось восприятие человека, символы, образы, язык. За 2000 лет социокультурная среда человечества, контекст, повестка изменились до неузнаваемости. Исчезло физическое рабство, телесные наказания, изменились профессии, способы получения дохода, ведения быта. Большинству из нас не нужно пахать поле плугом, носить воду из колодца. Например, Христос использовал притчи из Своей эпохи с ее особенностями и бытом. Современника необходимо погружать в контекст того времени, искать аналогии в настоящем, актуализировать евангельские истины. Вот взять хотя бы образ брака. Вступающие в брак иудеи на неделю освобождались от нескольких сотен религиозных предписаний – молодожены могли наслаждаться общением друг с другом и свободой, поэтому Спаситель образом свадьбы обозначал Царство Небесное, блаженство в котором словами так просто не опишешь. 

– Можно ли и нужно ли упрощать толкования святых отцов? Необходимо ли нам толкование на толкования? 

– Некоторые святоотеческие советы универсальны. Как я уже сказал, человек может развиваться, обрастать технологиями, но духовный мир, в измерении которого находится его душа, подчиняется законам, действующим от сложения мира. Ложь, воровство, ненависть или любовь, милосердие, честность будут таковыми во все времена. Но святые отцы также приводили примеры из своего времени, и сегодня они могут смутить современника, показаться жестокими, неуместными. Также подавляющее большинство святых были монашествующими и адресовали свои советы тем, кто убежал от мира, а значит, они не всем подойдут. В этих случаях, конечно, необходимы современные комментарии. 

– Современной молодежи трудно воспринимать большие тексты, у них превалирует клиповое мышление. Как же уместить толкование совсем небольшого зачала в несколько минут, ведь в Евангелии столько смыслов? 

– Очень верное наблюдение. Мы живем в век цифровых технологий, где огромный переизбыток информации, поэтому современники с младых ногтей учатся вычленять только самое главное и интересное. Например, многие сегодня читают новости только по заголовкам или по первым предложениям. Время и внимание – сегодня самые большие ценности, за которые борются все, от небольших изданий до огромных корпораций. Современные проповедники и миссионеры должны вырабатывать у себя навык лаконичности. Хотя, конечно, все зависит от формата, например, сегодня люди готовы смотреть видео, которое длится больше часа, если там интересный и динамичный разговор. Ведь его можно не только смотреть, но и слушать, например, по пути куда-нибудь, или вернуться к нему чуть позже. В соцсетях «зайдут» карточки с ключевыми цитатами, сервисы коротких роликов с удовольствием «скушают» самые яркие нарезки из видео. Короче говоря, для православных людей сегодня важно постоянно обучаться, чтобы эффективно доносить важные мысли. 

Сегодня важно постоянно обучаться, чтобы эффективно доносить важные мысли

– Каков язык современной проповеди? Длинные поучения не всегда воспринимаются, но нельзя же скатываться до анекдотов? 

– До похабщины точно не нужно скатываться, но есть и вполне благочестивые истории. Ведь что такое анекдот? Это притча. Только ее «обертка» – это юмор. Вообще ничего лучше поучительных историй человечество не придумало. Неудивительно, что сегодня в тренде сторителлинг, поскольку люди испокон веков любят слушать и рассказывать истории. Это активно используют протестанты, которые стимулируют среди своих последователей такой формат, как свидетельство – рассказ об обретении веры. Истории в своих выступлениях используют коучи, стендаперы, артисты. По своему опыту скажу, что очень хорошо на верующих воздействуют реальные современные истории из пастырской практики, рассказанные священником с амвона.

Также добрый отклик имеют и аналогии, метафоры из современного мира. Активно использую эти образы как на своем канале «Православный футуролог», так и в живой проповеди в храме. Например, сравниваю христианство и духовную жизнь с антивирусной системой, которая призвана распознавать и устранять вирусы зла, попадающие внутрь души через «порты» органов чувств. Также для обозначения практикующего христианина люблю использовать образ пользователя, которому необходимо постоянно подтверждать свой статус усилиями, похожими на авторизацию в соцсетях или на порталах вроде Госуслуг. В общем, это вполне доступный инструмент для проповеди. 

3, превью (1).jpg

– Допустимо ли священнику при подготовке к проповеди или к Евангельским беседам использовать искусственный интеллект (ИИ), ChatGPT? 

– На самом деле мы, православные, нередко перегибаем палку со страхом перед искусственным интеллектом как перед вселенским злом, скатываясь в болезненный алармизм. Просто приведу вам пример. Мы же не задаемся вопросом: стоит ли нам использовать текстовый, видео- или фоторедактор для написания статьи, обработки видео и фото? Эти технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь, и без них мы ее не мыслим. Более того, каждый из нас активно пользуется поисковыми системами для того, чтобы найти нужную информацию, к примеру, для подготовки проповеди. А ведь в алгоритмы поисковиков давно вшиты нейросети, которые помогают обработать запрос для более релевантной выдачи. Та же самая история с СhatGPT и другими сервисами на основе ИИ. Честно вам признаюсь, что я уже вовсю пользуюсь этими возможностями и для ведения блога, и для подготовки проповедей. 

Мы нередко перегибаем палку со страхом перед искусственным интеллектом

Нет, конечно, подобные сервисы не выполняют за меня работу, они нужны мне для вдохновения, для генерации идей. В моих текстах по-прежнему мои живые мысли, ИИ помогает лишь как симулятор мозговых штурмов. Единственное, чего не хватает, – это сугубо православного чат-бота, который бы прошел машинное обучение на корпусе святоотеческих книг и Священного Писания. С удовольствием бы такой потестил. 

– Значительная часть православных верующих ополчилась на отца Павла Островского, который с командой работал над православной мангой. Вы допускаете такой формат донесения евангельского слова до молодежи? 

– Знаете, мне кажется, что «ополчение» по массовости явно преувеличено. Да, были отдельные выпады против этого проекта. Но что печально – они были очень слабо аргументированы. Дескать, запретить и не пущать! Откровенно говоря, и у меня имеются свои претензии, и я могу их сформулировать. Меня «царапнули» отдельные картинки, в которых слишком вольная интерпретация евангельских персонажей. Но зная лично отца Павла, хочу сказать, что он был открыт к обсуждению и вместе со своей командой готов был вносить правки. Священник вышел из проекта, и теперь им самостоятельно занимается команда молодежи, которую теперь некому наставить. И потом, самое главное, православная манга понравилась молодежи – показывал ее своим детям, и они остались в восхищении. 

Хочу донести одну простую вещь, что большинство священников – это энтузиасты, которые работают во славу Божию. Наверное, отец Павел один из немногих, кто в Русской Церкви хоть что-то пытается делать в отношении подростков. Когда таким энтузиастам бьют по рукам, в особенности те, кто в этом направлении мало что производит, тогда уровень инициативности снижается. Все, что требуется нам для регулирования этой сферы, – это направить творческую энергию в нужное русло, а не сразу осушать.

3, превью (1).jpg

– Воскресные школы тоже требуют, как видится, обновления формата работы. Современным гиперактивным детям нужна динамика, диалог. Удержать внимание сухим изложением материала сложно. Какие здесь новшества можно применить?

– Современные дети хорошо знакомы с экраном, поэтому на него можно выводить тематические клипы, поучительные фильмы, презентации. Например, у меня был опыт мульттерапии, так я этот формат называл, когда преподавал в одной из частных школ города. Как раз у меня занимались начальные классы. Сначала показывал презентацию с рассказом о евангельском событии, а затем показывал какой-нибудь добрый мультик, чаще советский. И вот после просмотра мы устраивали мозговой штурм, чтобы дети разложили его по полочкам в духовно-нравственном смысле, поскольку считаю, что самое главное – это привить детям навык анализировать поступающую информацию и делать правильный выбор. 

Самое главное – привить детям навык анализировать информацию и делать правильный выбор

– Некоторые родители ведут своих чад в храм, когда тем лень и хочется в воскресенье поспать. Формально родители правы, потому что ребенка нужно учить и воспитывать в вере, но по факту впоследствии ребенок может надолго выпасть из церковной среды. Как правильно преподнести подростку, что без Бога жить невозможно?

– Здесь пространно отвечать не буду, поскольку совет только один. Родителям необходимо на собственном опыте показать, как вера в Бога меняет их жизнь, потому что у детей собственного опыта отношений с Господом еще нет, он может появиться лишь со временем. 

– Есть у Вас как у приходского священника и отца советы начинающим родителям, как же все-таки говорить с молодым поколением о Боге?

– Не нужно ничего выдумывать и высасывать из пальца. Единственный лайфхак – это каждый раз молиться перед такими важными разговорами, чтобы Господь помог подобрать правильные слова. Самый важный инструмент в таких беседах – искренность, поскольку дети очень тонко чувствуют фальшь и наигранность.

Беседовала Наталья Шатова


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить