Ключ к вратам рая

Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Ключ к вратам рая. Проповедь игумена Павла (Полукова) на Божественной литургии
04 апреля 2021 г. (Продолжительность 0:09:51 мин, размер 9.1 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Крестопоклонная неделя, как вы знаете, – это середина Великого поста, и если взять сегодняшнее воскресение и посчитать, что Страстная седмица действительно как бы идет следом за святой Четыредесятницей, то сегодня именно половина пути. И на этой половине пути выставляется во всех храмах Крест Господень.

Какой смысл поставления Креста? Для чего он выносится? Для чего он так торжественно поставляется и украшается?

Когда, братья и сестры, поднимаешься на святую гору Афон, этот путь занимает некоторое время; для людей, может быть, не привычных к такому физическому труду, это бывает сложно, это бывает трудно, это бывает нелегко. Но какая интересная особенность: на этом пути от скита святой Анны до самой вершины горы попадается несколько крестов, и, как правило, каждый такой поклонный крест – это остановка паломников, и даже есть такое место, оно называется Ставрос, там подведена вода, там обычно где-то на 15–20 минут, на полчаса останавливаются, пьют воду, может быть, подкрепляют силы едой. Но вместе с тем наиболее силы подкрепляются от этого креста – и с какой радостью паломники там останавливаются! Первым делом, конечно, они идут не за водой, не распаковывать свои продукты – они идут приложиться к кресту, порадоваться ему. И действительно эта радость вселяет силы, дает силы. А когда уже поднимешься на саму вершину, то там видишь большой чугунный крест и тоже первым делом прикладываешься к нему, и вся усталость уходит. И вместе с тем возникает мысль, когда смотришь на этот огромный, в несколько пудов, крест, который поднимали туда в начале XX века: «А как он попал сюда?» Не вертолетом, не каким-то другим способом, а такие же паломники, как ты, когда-то несли его на своих плечах. И твои труды, твоя усталость кажутся ничтожными по сравнению с трудами тех людей, которые подняли туда этот крест.

Один из святых сказал, что крест – это ключ к вратам рая. И мы радуемся, что у нас есть этот ключ – что Господь через Свою смерть, Свои страдания дал нам эти открытые ворота, и теперь только от нас зависит, как мы в них войдем.

В церковном году есть несколько праздников, посвященных Кресту, когда Крест износится: это особые воспоминания во время Страстной седмицы – в Великий четверг; это праздник Воздвижения Креста Господня; это Происхождение и Изнесение честных древ Креста в августе месяце; это Крестопоклонная неделя. И каждый раз разные мысли посвящены Кресту.

В Великий четверг у нас мысли и чувства одновременно изумления и ужаса. Мы ощущаем себя, во-первых, сопричастными через свои грехи этому ужасу страстей Спасителя, а во-вторых, мы пытаемся, насколько это можно, сопереживать, сопредстоять Иисусу Христу.

Праздник Воздвижения Креста Господня скорее радостный праздник, хотя выносится тот же Крест, на котором был распят Спаситель, – потому что мы вспоминаем ту радость, когда через несколько столетий люди обрели эту святыню – Крест, ту, о которой они слышали в течение нескольких веков – 300 лет. И вот теперь они обрели этот Крест. Они могли подойти к нему, они могли потрогать его, приложиться, увидеть, получить благословение от Константинопольского патриарха, который осенял этим Крестом.

Праздник Изнесения честных древ Креста Господня – это тоже своего рода обновление веры в силы Креста Господня, потому что частицу этого Креста – большую частицу – вынесли в Константинополе в то время, когда люди во множестве умирали от болезней. И когда с крестным ходом Крест был изнесен, были совершены особые молебствования, то зараза, забирающая жизнь людей, отступила, и это обновление веры – тоже радость.

На Крестопоклонной неделе первая мысль – это, конечно, изумление и радость, что Господь дал нам Крест. Вторая мысль, которая может больше расшифровать смысл праздника, – это мысль о том, что мы понимаем: в Царство Божие через этот ключ, которым является Крест, мы можем войти через отвержение себя. И об этом говорит сегодняшнее Евангелие: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядетКто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34).

В Царство Божие, имея этот ключ – Крест, мы можем войти только через отвержение себя

Необходимо отвержение себя. Но что значит отвержение? Во-первых, мы понимаем, что величайшее отвержение показал нам, как пример, Сам Спаситель. Во-вторых, через это отвержение Он и явил нам любовь. Ведь в жизни так и получается: чтобы сохранить любовь в семье, нужно пройти через какое-то отвержение и отречение себя ради другого человека. То же самое и в духовной жизни – отвержение, отречение себя. И тогда понимаешь, что приходит то, что гораздо выше этого отречения и отвержения, которое кажется нам порой таким трудным: как много дает человеку любовь.

Мы это слово – любовь – не всегда понимаем. Оно какое-то странное для нас. Один умный человек, который часто слышал на проповеди слово «любовь», подошел к батюшке и сказал: «Батюшка, а не могли бы вы заменить это слово другим? Любовь-любовь-любовь… Что такое любовь? Я, например, не понимаю». Может быть, он понимал любовь как чувство, как эмоцию, но, действительно, этим чувством, этой эмоцией врагов любить нельзя, это невозможно. Можно любить любовью только тогда, когда она становится свойством. Таким свойством, которое есть у Бога.

А как может возникнуть любовь как свойство у человека? Только через приобщение к Богу, через какие-то духовные труды – тогда Господь дает эту любовь как дар. И вот такой любовью – любовью-свойством – можно полюбить врага, тогда можно отвергнуть себя ради другого.

Также, когда мы смотрим на Крест, мы можем подумать и об осуждении, порассуждать об осуждении. Ведь фактически Христос был осужден несправедливо, и это засвидетельствовали разбойники. Ведь тот разбойник, который поносил Христа, как говорит в одной из своих проповедей митрополит Антоний Сурожский, на самом деле видел, что казнят невиновного, и понимал, что суд неправедный, и это его возмутило настолько сильно, что он эту возмущенность излил на Спасителя. Другой разбойник тоже понимал, что Христос несправедливо осужден, но он понимал, что сам он осужден справедливо, и поэтому благословил Христа. Как это соотнести с нашей жизнью? Мы должны понимать, что все наши оценки часто несправедливы. То, как мы думаем о ком-то, то, как мы осуждаем всех и вся, это очень часто несправедливо. И если мы осуждаем, то мы сопричастны несправедливому суду над Христом.

Христос был осужден несправедливо, и каждый раз, когда мы осуждаем, мы сопричастны несправедливому суду над Христом

Слова, которые читаются в одной молитве Кресту, тоже дают нам невероятные надежды и силу. Крест – хранитель всей вселенной. Крест – красота Церкви. Крест – верным утверждение. Крест – Ангелов слава и демонов язва. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить