Когда Христос касается сердца, уйти невозможно. Часть 2

Часть 1.

Миссионер и богослов протоиерей Геннадий Фаст, настоятель храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены в Абакане, – автор многих опубликованных и еще ждущих своих издателей трудов. Недавно в Москве прошла презентация его книги проповедей под названием «А вечность уже началась...» 

1.jpg

– Одна издательница назвала Ваши книги «поэтическим богословием». Вы действительно ощущаете себя в душе поэтом?

Наверное, да. Хотя я никогда не занимался стихосложением. А в книгах моих да, там очень много такого... поэтического. Сам стиль изложения. Эта женщина, журналист, редактор, издатель, читала мои книги, так что со знанием дела это сказала.

– А Вам самому какая книга ближе?

Каждая книга – это мой ребенок. Ни одной не было, чтобы душу в нее не вложил. Поэтому про каждую мог бы что-то сказать. Вот я почти тридцать лет служил на севере, в Енисейске. Этому краю посвящена одна моя книга. Там 550 страниц, это достаточно серьезное историческое исследование, тут я как историк. Историю я тоже любил с детства, одно время даже хотел стать археологом, но потом все-таки пошел в физику. Это историческая работа «Енисейск православный». Но основной моей специальностью в богословии стала библеистика, потому что, действительно, моя вера идет к людям через Библию. Ей посвящен ряд монографий, больших работ по святоотеческому толкованию Священного Писания, где уже не просто цитатники, а исследование библейских смыслов по Апокалипсису, по Песни Песней. «Апокалипсис» был написан еще в юности, в дьяконстве, потом «Песнь Песней». А «Экклезиаст» уже такие «осенние» размышления. «Аввакум», учебные «Этюды к Ветхому Завету» еще два тома. Это мои книги по библеистике. 

– Какой по счету стала последняя на сегодня книга?

Если говорить об изданных, эта 18-я. А неизданные… Вот сейчас копошусь, много у меня бумаги неизданной.

– Какая реакция на Ваши труды, творчество в целом Вас больше всего порадовала?

Я, конечно, знаю, что это не те книги, которые читают, скажем, миллионы... Но они читаются и в России, и в Зарубежье. Порадовало, наверное, как раз то самое «поэтическое богословие». Для меня очень важно, когда основные истины богословия, духовной жизни когда они пропеты. Конечно, не в прямом смысле слова в переносном, духовном. 

Для меня очень важно, когда основные истины богословия, духовной жизни пропеты. В переносном, духовном смысле

– Многие знают Вашу книгу «Исповедь паломника, или Семь дней на Святой Земле» она, наверное, самая популярная?

Она очень популярна, ее действительно многие читают. Она трижды издавалась. Хотя «Апокалипсис» даже пять раз. Но «Семь дней…» – книга для меня особенная. Вообще Святая Земля для меня это неожиданный божественный дар, один из лучших даров, который я получил от Господа в этой жизни. Я немало путешествовал, и география продолжает расширяться, но когда я вернулся первый раз со Святой Земли (а потом точно так же остальные четыре раза, я ездил в общей сложности пять раз), понял, что это была не поездка: это было некое видение. Оно начинается, когда отбываешь, и завершается, когда прибываешь. Это как Божественная литургия, откровение, как пятое Евангелие. Вся поездка от начала и до конца как одна сплошная единая Литургия. Литургия Святой Земли. Если русская земля восходит к небу (про Россию даже есть такой фильм «Та Небесная Россия»), то на Святой Земле все наоборот там небо сходит на землю. Там звучал голос Бога. Туда посылались пророки, туда спустился Сын Божий. 

1.jpeg

В недра земли, в пещеру, рождаясь и умирая. И вот все это переживание у меня там не храмы вызвали; храмы, если честно, меньше всего они есть и есть. Храмы у нас даже лучше. А там именно все эти священные места и события. Когда ты там оказываешься, ты становишься их участником. Как на Литургии мы не вспоминаем, что когда-то, две тысячи лет назад, на земле был Сын Божий, и с Ним происходило то-то и то-то. На Литургии мы сами участники этих событий. Как, собственно, и любого богослужения. Мы же не празднуем юбилеи Преображения Господня или Крещения. По Рождеству иногда еще так пытаются делать… Вот в 2000-м году хотели отпраздновать юбилей, казалось весь мир будет праздновать, но этого не произошло. Нет и быть не может юбилея. Есть Рождество Христово, и ты его участник. И когда ты входишь в эту пещеру, и когда ты на Поле пастухов это сакрально. Ты сопричастен всему, что там происходило. Вот это Святая Земля. 

Да, для меня это очень святое. В таком особенном состоянии была эта книга написана, сейчас бы я ничего подобного написать не мог. Это пришло и кончилось. Кончилось, всё. Люди, которые читают мою книгу, часто свидетельствуют о таком же ощущении, благодарят; иногда говорят, мол, мы там не были, а через чтение побывали. А есть и такие, кто там бывал, но как-то им было не дано там это понять и пережить. Ходили как туристы, либо как верующие читали там акафисты. Но ведь это можно сделать и дома, в наших храмах, для этого не обязательно ехать на Святую Землю. Они как будто не понимали, где они, а прочитав книгу – поняли. У каждого свое восприятие. 

– У Вас восприятие действительно поэтическое! И не случайно Вас наградили премией Союза писателей. Это было сюрпризом?

Когда мне сообщили по телефону о такой награде, это было абсолютно неожиданно. Потом уже, во время презентации моей книги в Москве, вручили медаль от Союза писателей. Конечно, приятно ведь я всю жизнь пишу, начал писать в восемь лет, поэтому для меня это было очень дорого. Я это сердцем воспринял.

Книга последняя – это, можно сказать, мечта. Ее я не писал, ее я говорил. И всем советую не читать, а слушать

– Как появилась Ваша последняя книга, которая называется «А вечность уже началась...»?

Это книга проповедей. Они произносились устно. Знаете, есть ораторы и есть писатели. Склонность и к тому, и к другому у меня была с детства, писать я начал в первом классе – сказки собственного сочинения в общей тетради. И желание записать слово устное, слово проповеди, давно появилось, но ничего не получалось. Причем знающие люди мне объяснили, что это невозможно: есть книжно-письменная речь, вот садись и пиши. Или говоришь – вот и говори, а вместе это не совмещается. Я часто в своей жизни садился и писал, книги получились... Вот, допустим, мысли на тему «Свет и тени Голгофы» были произнесены, а потом я сел за стол и книгу написал. Вышло более пространно, чем говорилось, – некий такой трактат. А книга последняя – это, можно сказать, мечта. Ее я не писал, ее я говорил. И всем советую не читать, а слушать. Очень приятно, когда мне говорят, что ее не читали, а слушали, то есть видели перед собой не бумажный текст, а говорящего. Кстати, в конце бумажной книги есть QR-код – это «выход» на проповеди в формате аудиозаписи. 

3.jpeg

Книга появилась необычно. Одна из наших прихожанок взяла на себя огромный труд прослушать, отобрать и расшифровать записанные на службах проповеди. После я отредактировал, и тут мы попытались как раз сделать невозможное: орфографическими методами передать устную речь. Как получилось, судить читателям и слушателям. Ведь проповедь – это диалог говорящего и слушающего, диалог с теми, о ком он говорит, диалог с самим собой, диалог с Богом. И вот все эти диалоги мы попытались передать. А потом пришлось решать еще одну большую проблему: где издавать. В одном-другом издательстве не получилось, однако сложилось чудесным образом. Позвонил человек, которого я никогда не знал, совсем по другому поводу, я спросил его, на какой он улице живет, оказалось – в Москве. За четыре тысячи километров от Абакана. Но в результате именно этот человек, Николай, нашел издательство «Вольный странник», созданное по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова), которое было согласно издать книгу. Пользуясь случаем, благодарю ее редакторов, а также отца Матфея и владыку Тихона.

– К произнесению этих проповедей Вы заранее готовились? Или они говорились спонтанно, «по вдохновению»?

– К проповедям я обязательно готовлюсь. Считаю, что выходить на проповедь без подготовки – все равно что приступать к Причастию без правила к Причащению. Дома продумывается «скелет» проповеди, но ее живая плоть рождается на амвоне. Проповедь не должна «пахнуть бумагой». Она должна быть свидетельством: свидетельством пережитого, а не просто передачей прочитанного. Вообще скажу, что Литургия оглашенных без проповеди – это уха без рыбы. Но однозначно то, что и лишнего говорить не нужно. Молчание – великая добродетель, и для священника тоже.

– Как Вы считаете, могут ли миряне проповедовать? Или нести Слово Божие людям должны исключительно священнослужители? 

– С апостольских времен церковное учительство отдано поставленным служителям. Но есть и проповедники – не священнослужители. Например, один из самых известных лекторов Русской Православной Церкви последних десятилетий – это Алексей Ильич Осипов, который не имеет никакого сана. И никто и ничто ему не помешало благовествовать. Так что методов и путей благовестия много. Более того, апостолат мирян абсолютно необходим. То есть собственно литургийная проповедь – это преимущество священническое, а проповедь вообще, воскресная школа, катехизация – это область мирян. Вот я вспоминаю свою юность. Мы, например, считали, что если ты сел в поезд, вышел и не поговорил с соседом в купе о Господе – то практически как бы и согрешил. В 70–80-е годы, бывало, люди из двух вагонов сходились слушать такой разговор! Сейчас, увы, все смотрят в свой телефончик... Проповедовать можно много где. Священник как раз далеко не везде может проповедовать. 

4.jpeg

С одной стороны, он имеет огромные возможности, он может выйти на амвон, а с другой стороны, он сильно ограничен – там, где совершенно не ограничены не священники. Так что свидетельствовать о вере может каждый – в той форме, в которой ему это дано. Не обязательно встать и говорить речь. Допустим, издатели – они разве не проповедники? Книги – это их форма проповеди. Форм проповеди много; и братьям, и сестрам, и священникам, и не священникам – здесь всем есть место участвовать в «благовестии священнодействия». Каждый может участвовать в меру своего дарования, в меру своей ревности. Тем более что в последние десятилетия постоянно идет призыв и от Патриарха, и от Архиерейских соборов о привлечении мирян к проповеди, к свидетельству, катехизации, слову. 

Свидетельствовать о вере может каждый – в той форме, в которой ему это дано

– А если нас не хотят слушать? 

– Не стоит думать, что наше благовестие все будут сразу аплодисментами встречать. Это нормально, что мы встречаемся с неприятием. А когда апостол Павел проповедовал в Ареопаге – что ему сказали? Ему заткнули рот. Какое-то Воскресение из мертвых на фоне Аристотеля и Платона эллинам казалось примитивным и глупым, и всего несколько уверовавших было тогда в Афинах. Нормально, когда и нам затыкают рот. Это жизнь.  Благовестие без того, чтобы претерпеть, не бывает. Но многое все-таки зависит и от того, как говорить. Важно, чтобы мы говорили не с агрессией, и чтобы звучало Слово Божие, чтобы слушатели чувствовали Дух Божий. Я как-то гостил в семье, где верующий муж и неверующая жена. Так через день я готов был полностью встать на ее сторону. Настолько занудно без конца он долбил и пилил на каждом шагу... Какое это благовестие? Весть должна быть благой! 

Главное, ко всем относиться с любовью. Язык любви понятен всем

– Как правильно говорить с иноверцами? Вы как миссионер наверняка знаете ответ на этот вопрос.

– Главное, ко всем относиться с любовью. Язык любви понятен всем. Язык без любви непонятен никому. Ни православным, ни протестантам, ни мусульманам, ни атеистам. Если говорить с людьми разных конфессий, то, конечно, надо иметь хорошую подготовку. Если говорить с протестантами – надо опираться на почву того, что для них незыблемо, – Священного Писания. Надо уметь обосновывать православие Священным Писанием. Это протестанта обычно шокирует, потому что он знает свою сильную сторону – Писание, – а православные, по представлениям протестантов, Писания не разумеют. И если вдруг он слышит обоснование того, что он считал выдумками, не имеющими опоры в Писании (иконопочитания, например), это его сбивает. А если в разговоре с ним ссылаться на Николая Чудотворца, это не будет иметь никакого авторитета. Протестантам можно показать, где и сами они опираются исключительно на Предание. Это как рассказывают: идет православный священник, а навстречу – протестант, и так задиристо спрашивает: «А хотите, я вам покажу Церковь, в которой всё по Писанию?» А священник отвечает: «А хотите, я вам покажу Церковь, в которой возникло Писание?» Ведь Иисус Христос не дал никакой книги, Он дал Святого Духа. И Святым Духом в Церкви возникло Писание, и Святым Духом Церковь определила, что есть Писание, а что – нет... Еще надо их спросить: где в Новом Завете говорится о молитве к Иисусу Христу? Ведь Сам Христос учит молитве «Отче наш». А молитва Иисусу Христу – это Священное Предание, которым руководствуются все протестантские деноминации. И это для протестантов всегда шок. 

5.jpeg

– Некоторые верующие пытаются побуждать неверующих к вере устрашением: мол, не уверуешь – в ад пойдешь.

– Есть ключи от Царства Небесного, а есть ключи от ада. Ключи от Царства Небесного (Христос впервые об этом сказал апостолу Петру, потом всем) даны Церкви. А ключи от ада (об этом говорится в первой главе Апокалипсиса) – у Христа. Их Господь никому не передал. Поэтому Царство Божие открывать людям – это наша задача. Мы ключари. Христос сказал: дам вам ключи от Царства Небесного. И никогда, ни Петру, ни другим апостолам, никому не сказал: дам тебе ключи от ада. Он давно бы переполнился, если бы нам были эти ключи даны. Поэтому наше дело – направлять в Царство Небесное. И предостерегать о том, что есть ад. 

– Отец Геннадий, как Вы оцениваете сегодняшнюю духовную ситуацию в обществе?

– Ситуация непростая. Сложная. Многие говорят о близком конце света. Может быть, и так, и он ближе, чем мы думаем. Но христианин ожидает Христа. Мы не ожидаем конца света, мы ожидаем торжество Света. И то, что называют концом света, – это «во свете Твоем узрем Свет». Господь Славы придет к нам, придет за Своей Церковью. И поэтому что бы в этом мире ни происходило, у нас константа: Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же. Это свидетельство о Христе. Это жизнь во Христе. Это устроение Царства Божия независимо ни от каких обстоятельств. Нет такого времени и никогда не было, когда бы невозможно было участвовать в его устроении здесь, в этом мире. Моя книга называется «А вечность уже началась...». То есть это не рай, который мы ждем за гробом, а это жизнь во Христе, которая идет сейчас. Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17: 21), и «Царство Божие посреди нас есть». Его можно устроить.

– А что касается ситуации в Церкви?

– История нашей Церкви очень драматична, очень сложна, иногда трагична, иногда прекрасна. Все было! И сегодня все есть. Иногда меня спрашивают: батюшка, у Вас все хорошо? Я говорю: все хорошо – Там! А здесь всегда есть проблемы. Есть проблемы и в нашей Церкви. Есть и проблемы благовестия, действительно. Но сказать, что нет благовестия, было бы несправедливо. Тогда бы и нас не было. Там, где нет благовестия, там уже ничего и не будет. А Церковь есть, жива. 

– Кто Вам близок из подвижников Церкви ХХ века?

– Я из Караганды, там служил архимандрит Севастиан Карагандинский, моя тетя жила с ним на одной улице. Мне очень близок этот старец – вовсе не проповедник, но продолжатель оптинской традиции. Мне близок архиепископ Лука, поскольку моя жизнь была связана с наукой. Из зарубежных – Иоанн Шанхайский близок по ряду позиций. Неканонизированных и тем более ныне здравствующих называть не буду. 

6.jpg

Много лет Вы служите, проповедуете, учительствуете, пишете, совершаете миссионерские поездки, растите детей... Как Вы сумели все совместить и все успеть? Вы вставали в четыре утра, мало спали? Или здесь заслуга Вашей организованности? Или, что называется, «немецкого педантизма»?

 – Что я могу сказать. Наверное, выручала какая-то цельность. Да, приходилось успевать очень много в разных направлениях, которые касаются служения Господу, – и богослужение, и пастырская, и преподавательская, и молитвенная деятельность, но Господь все дал. Наверное, каждому свое отмерено. Но и потрудиться надо... Вставал рано, это да. 

Когда я служил в Енисейске, от Красноярска до Ледовитого океана – это две тысячи километров – был один храм, в котором я был единственным священником. Так было семь лет. Потом началось разрастание, теперь там несколько епархий. Но они же не сами появились, кто-то трудился; вот Господь и меня тоже сподобил во всем этом поучаствовать. Другого не было дано. Этому вся жизнь и была посвящена.

А насчет самоорганизации... Да, возможно, мне помогли и мои национальные корни – четкость, методичность, собранность. Не без этого. Конечно, иногда человек не успевает, потому что он разбросан. Можно сделать много, но не должно быть так, чтобы за все сразу хвататься. Важно еще, что у нас вся семья «в одной лодке» была: например, «Толкование на книгу Экклезиаст» набрала на компьютере моя старшая дочь, я все писал ручкой, и по сегодняшний день – ни одной строчки не напечатал. Хотя у меня машинка была еще в 70-х годах, я пробовал, но ничего не получилось. Все пишу рукой. 

Беседовала Наталья Крушевская

Книги протоиерея Геннадия Фаста в интернет-магазине «Сретение»

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить