Не предавший веры

Сергей Николаевич Дурылин – литературовед, театральный критик, писатель, педагог, собиратель народного эпоса, философ. Он появился на свет 14/27 сентября 1886 года. Жизнь он прожил долгую, насыщенную. В марте 1920 года был рукоположен в целибатные священники, служил в церкви Николая Чудотворца в Кленниках у отца Алексея Мечева. Существует версия о сложении Дурылиным священнического сана, но документального подтверждения ее в архивах Московской Патриархии не обнаружено. Сергей Николаевич – личность особенная, незаурядная, нестандартная, тем и привлекающая внимание. 

Жизнь и творчество

Сергей Николаевич родился в московской купеческой семье. Отец его, Николай Зиновьевич Дурылин, был московским купцом первой гильдии. Сережа в возрасте одиннадцати лет был отдан на обучение в 4-ю Московскую мужскую гимназию, хотя для его семьи это было сложно – отец его к тому времени умер, и матери было тяжело одной содержать и обучать детей. Несмотря на тягу к учебе, Сережа покинул стены гимназии в шестом классе (в 1903 году) по «идейным» соображениям, так как был несогласен с действующей в системе образования практикой запретов, наказаний, иных жестких дисциплинарных взысканий, подавляющих рост и развитие личности учащихся, с уравниловкой. В этом вопросе Сергей Николаевич проявил максимализм. Руководствуясь стремлением к идеальному, Сергей отверг для себя возможность компромиссов и соглашательства, и это выражается в таком смелом поступке его целостной натуры. С этого момента Сергей Николаевич посвящал много времени самообразованию: много читал, познавал самостоятельно. И надо сказать, преуспел в этом. Круг его интересов весьма обширен.

Дом и его хозяин

Надо сказать, что сам дом Сергея Николаевича во всех отношениях необычный. Спроектировал его знаменитый архитектор Алексей Щусев. Постройка сориентирована на восток по примеру православного храма, а полукруглая веранда напоминает собой апсиду алтаря. При строительстве дома были использованы строительные материалы разрушенного Страстного монастыря, точнее, сам дом сложен из бревен бывшего домика игуменьи. Окна в доме были прорублены арочные – так пожелал хозяин, – что тоже отдаленно напоминает нам храмовую постройку. Гостями дома – людьми близкого круга – были многие ведущие артисты Большого и Малого театров, литературные деятели, художники и поэты того времени, которые находили здесь духовное окормление. Не оттого ли так глубоки произведения кино, литературы, театральные постановки советского времени? Возможно, истоки этого духовного делания можно было найти и здесь, в стенах этого дома? Ибо Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин. 3: 7). 

Постройка сориентирована на восток по примеру православного храма, а полукруглая веранда напоминает собой апсиду алтаря

Педагог

В противовес существующей системе обучения он разработал свою, главным постулатом которой явилось отсутствие телесных наказаний, движущей силой процесса обучения стало не принуждение, а формирование и развитие интереса у ребенка к изучаемому предмету. Сергей Николаевич был одним из наиболее выдающихся представителей отечественной педагогики свободного воспитания. Взгляды Сергея Николаевича на развитие педагогики изложены в сборнике статей «Раскрытие творческого потенциала личности ребенка. Принцип свободы в педагогической деятельности». Сергей зарабатывал на жизнь частными уроками, помогал матери содержать огромную семью. Среди его учеников были актер, режиссер театра и кино Игорь Ильинский, поэт и писатель Борис Пастернак, художник Николай Сергеевич Чернышов.

Он хотел лучше понять душу любимого им русского народа: чем он дышит, во что верует, что его вдохновляет

Уместно будет отметить, что время, в которое формировалось мировоззрение молодого Сергея – конец XIX – начало XX века – характеризовалось бурным развитием гуманизма, переосмыслением традиционных взглядов на все аспекты жизни, подъемом освободительного движения. Множество передовых людей своего времени, идеалистов, было увлечено этим духом «гуманизма, национального освободительного движения во всех сферах жизни общества». Поддавшись этому движению, Дурылин какое-то время симпатизировал толстовству, примкнул даже ненадолго к революционному движению. Впрочем, позже он вернулся в лоно Церкви, уже сознательно выбрав для себя веру отцов как способ осмысления мира, как жизненную позицию и мировоззрение.

Писатель, публицист, критик, этнограф

Итак, с 1904 года Дурылин становится сотрудником толстовского издательства «Посредник». В дальнейшем он был автором или сотрудником множества газет и журналов, которые издавались в период с 1907 по 1913 годы. В советское время его статьи публиковались в газетах и журналах, посвященных советскому искусству: театру, этнографии, археологии и педагогике.

Внушительный перечень изданий, в которых работал Сергей Николаевич, говорит об огромном писательском, редакторском, филологическом опыте, который пригодился Дурылину позже в его трудах; а также о том, что он непосредственно находился в самой гуще бурных событий того времени.

В 1906, 1908, 1911, 1914, 1917 годах Дурылин совершал поездки по северным губерниям. Он собирал эпос, былины, фольклор и сказания народов Русского Севера. Он интересовался вековыми верованиями коренных народов нашей страны, считал, что у народов Севера они сохранились в большей степени, чем у населения Центральной России. Он хотел лучше понять душу любимого им русского народа: чем он дышит, во что верует, что его вдохновляет. Устное предание далекой старины о невидимом граде Китеже надолго захватило его сознание, увлекая сюжетом, таинственностью образа. Он пытался философски по-новому переосмыслить его. Итогом этой работы стала книга «Сказания о невидимом граде Китеже», в которой автор рисует образ идеального русского города, славного праведностью жизни своих горожан. Язык произведения живой, народный, былинный – есть предание, что после прочтения этого произведения (в 1916 г.), Император Николай II, высоко оценив красоту идеи и великолепный язык произведения, назначил его автора учителем русского языка для своих дочерей.

Приход к Православию

Итак, философия, как любовь к мудрости, привела Сергея Николаевича к православию. Он принял решение стать целибатным священником. Его рукоположили сначала в диакона, и в марте 1920 года – в иерея.  Первое время он служил в храме Святых Бессребреников Космы и Дамиана, что на Маросейке. В тот период это один из самых знаменитых приходов Москвы. Его настоятель – известный батюшка, позже прославленный в лике святых – праведный Алексий Мечев, известный тем, что, будучи человеком неравнодушным, собрал вокруг себя общину преданных Церкви людей. Предвидя сложные времена ссылок и тюрем, через которые надлежало пройти отцу Сергию, отец Алексей Мечев дал послушание одной из своих прихожанок – Ирине Алексеевне Комиссаровой – сопровождать его в поездках, заботиться о нем, обустраивать его быт во время скитаний и назначил ее его помощницей. Впоследствии стало понятно, что это решение спасло жизнь Сергею Николаевичу. Сам он был человеком малоприспособленным к трудностям жизни, полностью отдавался науке, творчеству, литературным исследованиям. Практическая сторона жизни мало интересовала его. Без попечения Ирины Сергею Николаевичу было бы трудно выжить в условиях ссылок, ведь у него было слабое здоровье, он болел туберкулезом… Ирина же была человеком активным, «пробивным», в местах ссылок для проживания Сергея Николаевича выпрашивала у начальства сухие и теплые жилые помещения, завела козу, которая «кормила» их в тяжелые голодные годы.

Испытания

В 1922 году отца Сергия Дурылина советская власть арестовала, последовало содержание в Бутырской, затем во Владимирской тюрьмах, и затем ссылка в Челябинск. В конце 1924 года он вернулся в Москву, работал внештатным сотрудником ГАХНа по «социологическому отделению», жил и работал в усадьбе Мураново. В 1927 году его вновь сослали в Новосибирск, но потом заменили на Томск. Только в 1930 году было получено разрешение на переезд в Киржач, и только через несколько лет разрешили вернуться в Москву. 

Служение

С 1922 года отец Сергий в церкви больше не служил, однако документального подтверждения сложения с себя священнического сана в архивах Московской Патриархии не обнаружено. В тот период Сергей формально оформил с Ириной в ЗАГСе свои отношения. Регистрация брака давала возможность прописать Сергея Николаевича в доме сестры Ирины Александровны – в Подмосковье, в Болшево, недалеко от Москвы, где Сергей Николаевич мог иметь возможность работать в архивах. В советское время для того, чтобы прописать к себе в дом человека, недостаточно было лишь желания хозяина, требовалось законное основание, которым мог стать брак. Власти знали, что для целибатного священника заключение брака является основанием для сложения сана, и были уверены, что Сергей Николаевич уже не сможет служить более Церкви в сане священника. Однако отец Сергий мог вполне совершать Божественную литургию у себя дома, приглашая для участия в ней своих домашних и гостей. В доме постоянно проживала матушка Феофания, монахиня разоренного Спасо-Бородинского монастыря, часто гостил епископ Стефан (Никитин). Сергей Николаевич был в близких, дружеских отношениях с художником Михаилом Нестеровым, архитектором Алексеем Щусевым, пианистом Святославом Рихтером, поэтом и писателем Борисом Пастернаком. Частыми желанными гостями дома были актеры Игорь Ильинский и Василий Качалов, художник Федор Булгаков.

Только один Сергей Николаевич продолжал безмятежно пить чай из блюдечка, являя окружающим свое бесстрашие и упование на волю Божию

Случай из жизни

Шел 1942 военный год. В тот памятный летний день в доме было много гостей – отмечали день рождения супруги Сергея Николаевича – Ирины Алексеевны. Гости собрались на террасе, пили чай и оживленно беседовали. Вдруг послышался звук приближающегося самолета. По невероятному стечению обстоятельств самолет, совершавший свой рейс, вследствие неизвестной поломки, потерпел крушение непосредственно в двух метрах от дома писателя. Это был легкий почтовый самолет, поэтому, к счастью, взрыва от удара с землей не случилось – он упал на ветви яблони, которые смогли смягчить падение. Все гости с террасы разбежались мгновенно – ведь упавшая машина могла взорваться в любой момент. Только один Сергей Николаевич продолжал безмятежно пить чай из блюдечка, являя окружающим свое бесстрашие и упование на волю Божию. Пилоты самолета не пострадали – отделались легкими царапинами. Выйдя из кабины самолета, молодой командир корабля поприветствовал хозяина дома следующими словами: «Здравствуйте, а мы Вас знаем, Вы – Дурылин! Вы читали лекцию у нас в летном училище. Так вот, тогда, после лекции у нас остались к Вам вопросы. Разрешите, мы сейчас зададим их Вам, они записаны здесь, в блокноте». И блокнот по счастливой случайности оказался у молодого летчика с собой, в кармане летной куртки. Сергей Николаевич гостеприимно пригласил ребят за стол, и беседа продолжилась. Вот такая неслучайная встреча состоялась в этом доме. И подобных встреч было множество.

Награды за заслуги перед Отечеством

В 1944 году, будучи автором многочисленных работ по истории литературы, театра, искусствоведческих и литературоведческих работ, Сергей Николаевич получил степень доктора филологических наук без защиты диссертации – в силу признания его вклада в развитие советской литературы. В 1945 году он стал профессором, возглавил кафедру истории русского театра ГИТИС. За исследования в области русской классической драматургии, сценической истории пьес, за изучение проблем актерского творчества он получил орден Трудового Красного Знамени.

Умер Сергей Николаевич 14 декабря 1954 года, похоронен на Даниловском кладбище г. Москвы. 

Наталья Домнина 27 сентября 2021
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить