О дороге, камне и тернии

Притча о сеятеле – это притча о произволении человека. И об инкриминировании нам вины. Мы слышим притчу, казним себя и уходим домой счастливые, потому что не делаем того, что, как предполагается, могли бы делать. Это притча о массовом инкриминировании вины.

Вышел сеятель сеять (Лк. 8: 5).

Он делает движение, противоположное тому, которое сделали бы мы. Он сеет семя повсюду. Посмотрите на эту красоту Божию, это Его красота! Если мы ее не увидим, мы никому ничего сказать не сможем, даже себе. Мы будем окаянными существами. Многие из христиан – окаянные существа, и они таковы потому, что никогда не чувствовали себя красиво в жизни, не ощутили этой красоты – красоты Бога.

Помните, как сеяли люди в прошлом? Широко разбрасывали семя вокруг, докуда хватит сил. Не целились специально, как это модно делать сейчас со всякими «таргетами» (целями). И семя попадало повсюду.

Евангелие – это абсурд от начала и до конца. Мы ждем одного, а Бог делает другое. То, что я говорю, звучит для вас странно. Ведь «правильный» бог сказал бы:

– Не бог ли я? Бог! Не знаю ли я, кто отзовется? Знаю! Тогда только о нем и буду заботиться! Поэтому иди сюда, г-н такой-то! Иди сюда, дитя мое. Поскольку я бог, то я вижу, кто ты, вижу, что ты откликнешься на мой призыв. Поэтому сядь сюда, чтобы я рассказал тебе определенные вещи, не теряя ни своего достоинства, ни времени. Ведь сеяние – это пустая трата времени и расходование семени прежде всего!

…и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его (ст. 5).

Проезжают по дороге повозки, раздавливают семя – как ему прорасти там?

Мы публичные люди. У нас даже социальные сети есть. Какая же это болезнь, о люди! Кто скажет это молодым? Кто это скажет? Чтобы какой-нибудь человек писал в сетях: «Сегодня отличная погода, и жена у меня прекрасная!» А потом: «Мой ребенок сделал такой-то хороший поступок», – и внизу ему писали: «Браво! Браво!» Или чтобы я поругался с женой и написал об этом в Фейсбуке. Или, например, чтобы написал: «Как прекрасна моя жена, которую дал мне Бог!» – и мне отвечали: «Браво! Браво!» – и еще другие, более тяжелые вещи, потому что когда существуют социальные сети, у которых нет духовного содержания, всё в конце концов принимает карикатурный вид.

У меня еще нет Фейсбука, все на меня давят, чтобы я завел его. Есть страница с моим именем (на греческом языке), но ее завели другие и говорят там обо мне. Я не политик, а значит, меня не интересует, что там говорят. А говорят, конечно, и правду, и ложь.

Итак, мы публичные люди, то есть создаем себе какую-то публичную маску, носим ее, и это превращается у нас в зависимость. Вчера я был на одной конференции, и там говорили о новейших технологиях. Создается виртуальная реальность, внутрь которой вы входите: к вам прикрепляют датчики и показывают разные вещи, как будто вы там находитесь. Ты выбираешь программу и внезапно видишь сцены из другого времени, они будто вживую разворачиваются перед тобой. Это весьма «многообещающе», ведь ты переносишь реальность в свой индивидуальный субъект, не неся за это никакой реальной ответственности.

– Это решит множество проблем множества невротиков, господин психиатр, и лишит тебя клиентуры!

Вот это и есть состояние семени, упавшего при дороге. Здесь имеет место такая сильная замкнутость в себе, что человек понимает грех, но всегда грех другого, то, что делает другой. И это первая крупная категория людей, к которой мы принадлежим в своем огромном большинстве.

…а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги (ст. 6).

Что такое камень? Камень – это такое состояние, в которое входит человек, когда предается многим страстям, тогда он становится подобным камню и черствеет. Поэтому бедные люди обычно подают больше милостыни.

Однажды я общался с владельцем яхты. Знаете, сколько стоит заправить топливом целую яхту? Я раньше этого не знал – 2,5 миллиона евро. И вот, чтобы его не обманули с горючим, он ставит специальных людей, которым платит за то, чтобы они замеряли, точно ли ему столько залили. Если таким скажешь после этого: «Я знаю одного бедного студента, у которого нет обуви», – он тебе ответит: «У меня нет денег! Извини! Ты знаешь, сколько я отдал только что, чтобы заправить яхту? Где мне брать эти деньги?» А у кого в кармане 10 евро, те видят, что ближний голодает, и отдают ему 5 евро.

Это значит, что первый очерствел, это значит, что благодать от него отходит, это значит, что диавол садится в нем на троне и начинает творить что хочет. Поэтому очерствевшие люди ощущают огромную боль. И говорят:

– У меня всё не так. И коллеги, и жена, и дети – мне все не благодарны. Мир мерзок, – он уже сейчас переживает ад. – Ну что мне сделать, чтобы купить еще одну яхту? Я же могу остаться без яхт и начать голодать!

Я слышал это собственными ушами.

– Извини, – сказал я ему, – а сколько стоит твой обед?

Обед обычного человека сколько стоит? Скажем, 10, 20, 30, 40 евро, ну пускай 50, но никак не 5 миллионов. Вот это и есть очерствение, и тут уже нет ни знания, ни науки, ни Бога, ни любви, ни дружбы, ничего! Тут уже нет места ничему. Каким бы странным вам это ни казалось. Ведь бедные думают, что если разбогатеют, то станут счастливыми. Это не так. Счастливым человека делает другое – и в бедности, и в богатстве.

Прежде всего, у Бога бедности не существует. Потому что Он даст тебе всё, чего ты хочешь, только ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (ср.: Мф. 6: 33). Это обещание Бога, и оно истинно: Он тебя не оставит. В трудную минуту не оставит, в нужный момент поможет, но только, как говорил старец Паисий:

– Если кому-то хочется иметь на столе пять сортов сыра, наверно, Бог не станет давать ему их.

Надо постепенно уменьшать их число с пяти до четырех и т.д.

…а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его (ст. 7).

Терние – это попечения. И здесь мы уже начинаем спорить с Богом: «А почему Он не позволяет мне иметь попечения? Я хочу иметь попечения». То есть люди испытывают стресс, когда у них нет стресса. А если получат хорошую дозу стресса, думают, что у них всё хорошо. Не правда ли?

«Я хочу, чтобы у меня было то-то, то-то и то-то!» И в итоге у меня есть всё – но нет ничего. Попечения в конечном счете подавляют глубинное призвание человека, вот в чем дело. То, чего я глубже всего желаю, теряется. Поэтому один древний отец и говорил, что попечительность – это картина ада.

Человек предается попечению. Наше старание жить по Богу – не попечение, имейте в виду! Здесь говорится о том попечении, которое не дает нам увидеть Бога и говорит: «Ну куда мне еще в церковь ходить? Ты знаешь, сколько всего мне надо сделать в воскресенье?» Или подходит время помолиться, и он тут же вспоминает обо всем, что ему надо сделать.

Это легкие состояния, но бывают и более тяжелые, где попечительность реально становится характерной чертой нашего существования.

Один великий философ сказал, что «попечение – это онтологическая черта человека». Но где же границы попечения? Попечение заканчивается там, где начинается диалог с Богом. А многопопечительность означает монолог, когда говорю один я. Она может означать и указывание Богу: «Ты сделаешь мне это, сделаешь то!» И это еще один вид неправильного отношения к Богу. «Бог меня не слышит!» Но если Он тебя услышит, Он же пошлет испытание или тебе, или твоим близким, понимаете?

Помню один стих: «Дети уже выросли и больше не хотят молока» (τα παιδιά είναι μεγάλα και δεν θέλουν πια γάλα)! Это тоже попечение – бегать за ребенком с соской, и мы после этого еще считаем, что знаем, чего хотят дети.

Я видел в интернете пост, где говорилось: «Что такое свитер? Это то, что любит ребенок, когда маме становится холодно». Маме холодно, она надевает на ребенка свитер и изводит его, потому что ему в нем жарко. Зато у нас появляется ложное ощущение, что мы любим, и мы даже чувствуем себя обиженными, когда другие не замечают, какую заботу мы о них проявляем.

Дети рыбаков питаются рыбой, но с какого-то момента перестают хотеть ее. Мы сами выдумываем потребности других, ориентируясь на свои желания, а потом заставляем их удовлетворять эти несуществующие потребности.

Перевела с болгарского Станка Косова
Свети цар Борис

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить