Пастырские встречи. Грехи и страсти

Наши грехи произрастают из наших страстей, а обуздать их совсем непросто. Из раза в раз мы, каясь на исповеди, стремимся жить честнее, правильнее, быть милосердными и любящими… И вновь под действием страстей совершаем грех… Как бороться со страстями, что делать с забытыми грехами?.. На Пастырской встрече разобраться с этими проблемами помогает иеромонах Никодим (Бекенев).

1.JPG

– Батюшка, скажите, есть грехи, которые из раза в раз появляются у нас. Я, например, каждую неделю исповедуюсь в том, что мужу прекословила, и искренне думаю, что сейчас исповедуюсь и больше никогда не буду. Но я могу сдержаться раз, два, а на третий обязательно что-то да скажу. Как этот порочный круг разорвать?

– Бороться. Вы понимаете, есть грехи, с которыми легко справиться. А есть грехи, которые нас всю жизнь одолевают, и в этом работа христианина – не сдаваться и каяться. И мы понимаем, что праведности в жизни мы никогда не достигнем, и мало того, наша праведность перед Богом не имеет большого значения. Но вот наша борьба, наше стремление к Богу и желание очищать свое сердце и жить правильно являются залогом нашего спасения. Если мы рассчитываем, что в какой-то момент какими-то волшебными действами станем святыми, преподобными и не будем испытывать никаких искушений, ни в какие грехи не впадем, то мы ошибаемся. Бороться надо. Что-то сможем преодолеть, что-то нет. Продолжайте стараться преодолевать искушения. 

Работа христианина – не сдаваться и каяться

– Наши грехи и страсти надо восполнять молитвой или противоположной добродетелью?

– Да, добродетели помогают нам совершенствоваться и меньше грешить. Это, скажем так, комплексная работа, и я думаю, что до конца никому ее не удалось выполнить. Но мы знаем из Евангелия, что для нас нет полумер. Одни говорят: делайте то-то, и хватит с вас. Господь говорит всегда нам: «Будьте совершенны, яко Господь ваш совершен есть» (см.: Мф. 5: 48). Мы всегда ориентируемся на Бога: стараемся быть и милосердными, и добрыми, и покладистыми, и смиренными, и мудрыми, – такими, каким и является наш Бог. С другой стороны, мы все понимаем, что от грехов не избавимся и со своими страстями будем жить. Но важна эта работа. Помните историю про лягушек, которые попали в крынку с молоком? Надо барахтаться, потом из нее, может быть, и выпрыгнем, а не утонем. 

– Что делать с забытыми грехами?..

– У нас есть грехи, которые действительно меняют нашу жизнь и жизнь окружающих людей. Вы можете внутри бороться с помыслами осуждения, у вас внутри может быть буря страстей. Но если вы дали ей волю, и не только языком, но еще и руки приложили, то жизнь ваша и людей рядом изменилась не в лучшую сторону. И конечно, этот грех такой, какой нельзя оставить в покое и скрыть его. 

Господь на Страшном суде будет видеть ваше сердце и, конечно, простит по Своему смирению, если вы каялись

С другой стороны, есть повседневные текущие грехи, которые уже по своей малости забываются, но вы каждый день встаете на молитву, и во время вечернего правила есть повседневное исповедание грехов. Вы каетесь, и, конечно, Господь тоже это принимает. Там перечисляются какие-то такие основные грехи, которые могут быть забытыми, и мы понимаем, что Бог бесконечно милосерд и совершенен. И, безусловно, это не бухгалтерский учет. Господь на Страшном суде будет видеть ваше сердце, ваше желание каяться и ваше смирение и, конечно, простит по Своему милосердию, если вы каялись. Ведь что такое покаяние? Это не только сведение бухгалтерского учета, а желание исправлять свою жизнь. И если что-то вами осталось незамеченным, действительно какая-то мелочь – за осуждение десяти человек покаялись, а про одного забыли не злонамеренно – Бог не будет вам это вменять в грех. Чистосердечное признание всегда смягчает ответственность. Какие-то серьезные грехи, которые являются препятствием к Причастию, в них уже, конечно, исповедоваться нужно священнику. А те, которые не помните… надейтесь на милосердие Божие. 

2.JPG

– Как часто нужно причащаться? Некоторые прихожане причащаются каждый день. А как правильно?

– Нет никаких ограничений и канонических препятствий, чтобы причащаться каждый день, и нет указаний, что причащаться нужно каждый день. Всё по обстоятельствам. У нас есть апостольские правила, которые говорят, что человек, который пропустил два воскресенья, сам отлучил себя от Церкви. Тут дело даже не в формальности, дело в стремлении, понимании и желании быть с Богом, приступать к Таинствам. С другой стороны, многовековая история Церкви знает разные традиции, разные отношения ко Причастию. Отец Иоанн (Крестьянкин) рекомендовал своим духовным чадам стремиться к тому, чтобы хотя бы раз в две недели приступать к таинству Причастия. Если это будет чаще – прекрасно. Говорили о том, что для христиан первых веков было в порядке вещей причащаться каждый день. Христианин, присутствующий на Литургии, причащался, и это было правильно и естественно. Со временем усложнилась процедура подготовки ко Причастию. И действительно, сложно человеку подойти не подготовившись правильным образом, не прочитав всего правила. Церковь – живой организм, и есть разные взгляды на правило подготовки.  

Нужно ли молиться за умерших? Им это нужно, они молитвы наши ощущают? 

– Мы все друг за друга молимся и понимаем, что какая-то тонкая духовная связь существует. Насколько она ощутима и стоит ли ее искать – это уже другой вопрос. Мы молимся о них, они молятся о нас. Однозначно сказать, как живут на том свете души умерших, мы не можем. Где они спят, что едят, если они бесплотные, куда ходят, какие фильмы смотрят и книги читают, мы не знаем. Но понятно, что связь эта существует. Она существует, и мы сами ее ощущаем. Бывает, мы ощущаем такое тонкое общение с близкими нам людьми, но зацикливаться на этом опасно. Искать каких-то этих явлений тоже опасно, потому что можно впасть в серьезные проблемы и искушения. 

Главная цель и задача христианина – научиться прощать

– Как научиться прощать людям их слабости, их грехи?

– На самом деле самый реальный христианский труд, труд души и самое главное дело – это как раз учиться, стремиться и пытаться простить. Мы видимые какие-то подвиги ищем, нам кажется, что христианство в том, что мы в определенное время года по уставу не доедаем и определенное количество молитв исполняем, не пропуская утреннее и вечернее правило. Но самая главная цель и задача христианина – это научиться прощать. И это самое сложное, самое великое искусство в деле человека. Мало того, это залог нашего спасения, и, естественно, прощение не может быть без борьбы. Некоторые думают, что простить кому-то легко. Нет, это для всех труд. И все переживают эту проблему. Кто-то внешне более импульсивен, кто-то – менее, но научиться прощать – самый великий труд души. И мы понимаем, что дьявол постоянно как мутную воду со дна реки начинает крутить, переворачивать. И так же наши обиды внутри нас в душе начинают опять крутиться, вертеться, мы видим человека и вспоминаем эти обиды. Это бывает ужасно и жить рядом бывает невозможно, и жизнь, бывает, превращается в ад. Не надо поддаваться этому искушению, надо стараться изо всех сил простить. Есть много разных каких-то способов внутренних. Мы понимаем, что любую свою неправду готовы сами себе простить, осознавая, что мы в душе искренние и хорошие люди и находимся на пути покаяния. Другой человек так же делает. И наши внутренние неприязни, которые возникают, – это тоже дело рук дьявола, прежде всего, который вас пытается в этом состоянии удержать и обиду внутреннюю сохранить. 

3.JPG

Конечно, если мы научимся прощать, то облегчим себе жизнь невероятно, но это очень сложно, практически невозможно. Однако стремиться к этому надо, и это главная работа христианина. Не так важно, что вы съели и насколько много поклонов положили, а вот работали вы над прощением?

– Как в этом случае не впадать в уныние?

– Есть хорошее средство: труд и молитва. Когда человек при деле, у него нет времени унывать. Парадоксально, я как священник часто сталкиваюсь с людьми, для которых уныние – это комфортное состояние. Такого состояния надо бояться и самому себе говорить: «Не стало ли это уныние для меня комфортным внутренним состоянием?» 

Святые отцы говорят: «Если не помогает ни молитва, ни работа и ты чувствуешь, что уныние тебя одолевает, накройся мантией и спи», – хорошо выспаться, тоже такой действенный способ для борьбы с локальным унынием, если оно не такое глобальное и не стало вашим привычным состоянием души. Мне кажется, очень хорошо помогает мороженое, но надо знать, что ты его ешь как лекарство от уныния. Но во время поста праведники не могут бороться с унынием таким образом. Главное – дозировка, потому что человек, который будет усиленно бороться этим способом с унынием, может сильно растолстеть и впасть в еще большее уныние по этому поводу. 

Хорошее средство – труд и молитва, когда человек при деле, у него нет времени унывать

Нужно просто как-то следить за своим внутренним состоянием. Мы помним, что, если в нашей жизни не присутствует радость, жизнь наша неправильная. Внутренняя радость должна быть перманентной, постоянной. Понятно, что происходит в жизни огорчение, случаются какие-то ситуации, когда нет возможности действительно победить это уныние, это состояние – тогда высыпайтесь и съешьте мороженое. Это действует. Но если это становится вашим постоянным спутником, то это проблема. Даже в горечи все равно многие люди держатся и не поддаются этому жуткому греху. 

– Прощение без покаяния невозможно… Если я приду и скажу Вам: «Ой, простите», а на самом деле не прощу…

– Это сложно и не всегда получается. Прощать надо. Господь предателя простил, ждал покаяния. Иуда не покаялся, а «шед и удавися» (Мф. 27: 5), но покаяния не было. Господь ждет покаяния, готов простить и прощает нас. Мы не решаем, каялся человек или нет. Но, подражая Богу, мы прощаем человека. 

Вы должны оставить обиду, смириться, простить. Может быть, вы никогда не услышите от него: «Простите меня», – но человек может покаяться, и вы не имеете права держать внутреннюю обиду. 

Человека дальнего простить бывает легче, чем простить родственника. И что-то для вас когда-то сделал, и вы вроде бы простили, помирились, он у вас попросил прощения, все хорошо, но вы его опять увидели, вдруг опять что-то вспомнили и опять у вас в душе большая и серьезная обида, а человек несколько лет назад с вами примирился по этому поводу, живет, а тут вы вспомнили… Речь идет вообще о покаялся или не покаялся, вообще про прощение или непрощение. И не ваше дело судить. 

– Батюшка, Вы сказали, что можно избежать искушений. А если ты знаешь, что человек нехороший, правильно ли избегать с ним общения, дабы избежать искушений в осуждении? 

– Будьте предельно вежливы, и если это не касается какого-то серьезного дела, то такая избирательность в общении – это нормально. Если человек вас что-то спрашивает, нужно коротко и вежливо ответить, сделать и удалиться. 

4.JPG

– Несут ли ответственность родители за христианское воспитание своих детей, если дети враждебны Церкви?

– Несут, конечно. А как вы думаете? Мы с этим все сталкиваемся (я имею в виду священников). Есть дети, которые вырастают на приходах, а потом становятся просто враждебными по отношению к Церкви. Это же значит, что родители не усмотрели, что-то неправильно сделали. 

– Нужно ли освобождаться от привязанности к детям? 

– Конечно, нужно. Самая большая проблема – гиперопека. Это огромная трагедия. У нас сейчас большое количество неполных семей, а еще проблема мам-одиночек, которые воспитывают своих любимых мальчиков и, конечно, ретранслируют им всю любовь, стараются максимально защитить. И кто из них вырастает? Несамостоятельные, которые не могут ничего сделать… И если вы хотите, чтобы ребенок вырос нормальным, конечно, надо в какой-то момент давать ему возможность совершать поступки, приучать его к самостоятельности, к необходимости принимать решения, брать на себя ответственность за эти решения. Мамам нужно готовиться, что когда-то сын от вас отлепится. И будет правильным и мудрым давать выросшим детям в их новых семьях возможность жить, и глотать всё, что вам не нравится. Да, иногда надо дать человеку возможность совершить ошибку и получить из этого какой-то жизненный опыт, а потом поддержать его. 

– А как матерям научиться отлепляться от своих детей? 

– Конечно, пристрастия душат. Нужно смиряться и контролировать себя и чувства. Мы понимаем, что такая совершенная и всепоглощающая материнская любовь способна и разрушать. Нужно быть мудрой, покладистой, понимая, что ваш ребенок женился или вышел замуж, то это уже отдельная жизнь, и тут нужно быть аккуратным и деликатным в советах.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить