Пастырские встречи. Слышать слово Божие

Каждый воскресный день после поздней Литургии в кафе «Несвятые святые» братия отвечает на многочисленные вопросы прихожан. Это прекрасная возможность услышать ответ на волнующую тему, развеять сомнения и получить духовную пользу от беседы. На этой Пастырской встрече помогает найти верный путь иеромонах Афанасий (Дерюгин).

1 - 2023-06-14T232442.708.jpg

– Как распознать волю Божию? Как отличать звоночки от шумов?

– Хороший вопрос. Тут есть два момента. С одной стороны, если речь идет о каких-то поступках, условно говоря, нравственных, то там воля Божия очевидна. У нас есть Священное Писание, есть творения святых отцов, где все сказано. И например: «Есть ли воля Божия на то, чтобы я в метро или в автобусе ехал зайцем?» Здесь ответ очевиден, потому что на грех воли Божией быть не может. Если же речь идет о других ситуациях, житейских, например: «Покупать квартиру, не покупать? Выбирать эту работу или не выбирать?» – то здесь уже сложнее, и нам хочется познать волю Божию. Но я бы так сказал: у Бога на каждого из нас есть Свой план, но он может корректироваться в зависимости от наших желаний. Если и то, и другое не противоречит заповедям Божиим, то не так важно, купим мы квартиру или не купим, поедем куда-то или не поедем и так далее, потому что если мы заповеди Божии не нарушаем, то можем поступить и так, и так. Еще раз скажу, что Господь все направляет ко благу, особенно когда мы стараемся это благо Божие увидеть.

Я бы в первую очередь ориентировался на Священное Писание и творения святых отцов, а остальное уже старался бы делать с рассуждением. Понятно, что очень хочется во всем, в каждой мелочи жить по воле Божией. Увы, это не всегда возможно. В наше время нет, может быть, таких духоносных старцев, которые были в первые века христианства, и искать такого старца бывает трудно, а разбирать каждый момент своей жизни в таком ключе может быть опасно, можно впасть в какую-то мистику. Так что, я думаю, надо заповедями Божиими руководствоваться и остальное уже с рассуждением совершать, и Господь все Сам устроит.

– Можете пояснить, почему смирение считается действием?

– Все добродетели, которых Господь от нас ждет, – это в первую очередь действия. Мы можем свою душу сделать смиренной, сделать кроткой, сделать человеколюбивой со временем. А на начальном этапе мы должны делать дела смирения.

Например: мы стоим спокойно себе в храме, молимся. Подошел какой-то человек, немножко нас отодвинул и встал перед нами. Какие здесь есть варианты? Можно начать скандалить, и формально мы будем правы: «Я же тут стоял, чего он тут встал?» Нередко мы так и делаем. А можно проявить смирение: или ничего не говорить, или спокойно уйти куда-то в другое место, может быть, не такое удобное. Таких примеров великое множество. И пусть мы, опять же, не чувствуем этого смирения, то есть мы не чувствуем искренней любви к этому человеку, который перед нами встал, но хотя бы совершим дела смирения, и тогда уже Господь саму добродетель со временем нам пошлет.

– Как относиться к человеку, который тебя обокрал?

– Мы знаем, как святые относились к таким людям – делали вид, что вообще ничего не было, и наоборот, старались этому человеку сделать добро. В патериках мы читаем истории, когда к кому-то забирались в келью воры и святой человек сам помогал им выносить вещи из кельи. Но это, наверное, уровень, которого мы не достигли. В такой ситуации первый важный момент – нужно быть точно уверенным, что человек тебя обокрал, потому что, к сожалению, очень часто дьявол так подстраивает, что мы начинаем подозревать человека, который вообще ни в чем не виноват. Никого не нужно обвинять, пока мы точно этого не знаем.

2 - 2023-06-14T232445.815.jpg

Даже если точно знаем, что человек действительно обокрал или что-то другое плохое в отношении нас совершил, если не можем так со всей любовью к нему отнестись, то, во-первых, в ответ не делать ему никакого зла. Пусть в душе у нас буря кипит, нужно хотя бы зубы стиснуть, кулаки сжать и ничего не сделать в ответ. Это уже большое дело. Понятно, мы не всегда можем гнев победить в своей душе, хотя это хорошо, и правильно, и было бы нужно, но если этого не можем, то хотя бы дела никакие делать не будем. Ведь от каждого поступка страсть в нас усиливается. Вот разозлились мы на какого-то человека и если смогли стиснуть зубы и злость погасить – через минуту вроде и нормально. Одно слово скажешь – уже страсть гораздо сильнее. Тогда тебе человек в ответ, ты в ответ 10–20, и пошло-поехало, это никак не остановить. То же самое и здесь. Человек сделал в отношении нас какое-то зло, хотя бы не будем делать в ответ ему никакого зла, минимум такой, можно сказать.

Если мы не можем простить, то нужно стараться от человека дистанцироваться

И второе. Если мы действительно не можем по-христиански простить, а именно забыть про этот поступок, то нужно стараться от этого человека дистанцироваться. Не потому что мы на него злимся, а потому что незачем и себя искушать на дальнейший гнев, и человека – на новые грехи, если он уже в отношении нас один раз согрешил, что-то такое сделал. Думаю, что так будет наиболее правильно. А если можем от всей души простить и относиться так, как будто человек ничего не делал, то и слава Богу, это почти совершенство.

– Если парень не любит ходить в храм, стоит ли его звать? 

– Если кратко говорить, то не стоит. С другой стороны, это момент очень сложный. Когда в отношениях одна сторона верующая, а другая – неверующая, то бывают очень большие проблемы. Человек может какое-то время делать вид, что ему интересно, из хорошего отношения к своей второй половинке, а потом окажется, что все совсем не так. А иногда человек может не ходить в храм просто оттого, что он не знает, не понимает, что это такое. И здесь девушка может быть немножко хитрее. Например, позвать сразу не на трехчасовое богослужение, когда человеку ничего непонятно, а на какую-нибудь встречу, можно зайти в храм, что-то рассказать интересное, куда-нибудь съездить, человек, может быть, заинтересуется. В этом вопросе, думаю, надо какую-то разумную середину находить.

– Если человек совершенно осознанно пользуется твоей любовью, заботой и неумением быть равнодушной, а когда ты в беде, горе и болезни, то спокойно устраняется, как не потерять себя и не разрушиться, когда за любовь получаешь желчь?

– Здесь вопрос в чем: полезно ли этому человеку, чтобы в отношении него проявляли любовь? В таком случае человеку, может быть, гораздо полезнее как-то раз услышать какое-то твердое слово и после этого переосмыслить что-то в своей жизни. Думаю, что можно и как-то иначе себя повести или дистанцироваться от этого человека, сказать: «Мне с тобой тяжело», – объяснив причину. Или в чем-то проявить твердость. Ведь любовь самой разной бывает: когда родители детей наказывают, они их тоже наказывают по любви. Так порой в жизни и приходится делать, особенно когда человек не понимает по-хорошему. Главное, чтобы мотивация эта была правильной, чтобы это было без злобы и ради самого человека.

Важный вопрос: полезно ли человеку, чтобы в отношении него проявляли любовь?

– Часто встречаются люди, которые пытаются совместить веру во Христа и веру в астрологию. Надо ли пытаться убедить, что они пытаются совместить несовместимое?

– В таких случаях всегда самый главный вопрос: «Сможем ли мы человека в чем-то убедить? Принесут ли пользу наши слова?» Если это человек, которого мы знаем и который может нас послушать, то, конечно, нужно постараться разубедить. Но если мы понимаем, что человек нас слушать не будет, то может случиться такое, что мы и сами мир душевный потеряем, и человеку пользы не принесем, а будем, как говорится, метать бисер перед свиньями, и ничего хорошего из этого не будет. Если мы можем помочь человеку, чтобы он от каких-то заблуждений, лжеучений отошел, – это прекрасно. Мы знаем из Послания апостола Иакова, что, если кто-то обратит грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов (см.: Иак. 5: 19–20). Но здесь тоже нужно действовать с рассуждением.

– Просфоры можно употреблять только после того, как подойдешь ко кресту? В чем отличие просфор от антидора? Когда их принимать?

– По поводу того, что просфоры можно употреблять только после того, как подойдешь ко кресту, – я такого не слышал. Важный момент: пока не закончилось богослужение, все наше внимание должно быть на богослужении. Запивка после Причастия, которая необходима с практической точки зрения, чтобы никакие крошки Святых Даров у нас не остались, необходима. А остальное время до креста, я думаю, стоит посвятить не поеданию просфор, а молитве и вниманию к богослужению. А просфоры можно съесть и после окончания литургии. Если в этом смысл этого запрета, тогда, я думаю, конечно, все правильно.

3 - 2023-06-14T232449.538.jpg

По поводу просфор и антидора. Антидор – это те части просфоры, которые остаются после совершения в алтаре проскомидии, приготовления хлеба к литургии. У нас в монастыре они обычно остаются в алтаре и идут духовенству, алтарникам, хору. В каких-то храмах раздают антидор после окончания службы, где народа не так много, как у нас. Просфоры – это те святые хлебцы, из которых вынуты частицы с молитвой за наших близких и сродников, за тех, за кого мы подаем записки в алтарь. Условно говоря, это разные виды освящения человека. В церкви мы получаем Божественную благодать разным образом: через просфоры, через освященный хлеб, через помазание святым маслом, прикладывание к святым иконам, крестное знамение. Я не говорю о Причастии – это все-таки вещь совсем особая. Но мы освящаемся разными способами, в том числе через такие просфоры и антидор. Принято и то, и другое вкушать натощак.

– Почему при крещении детей муж и жена не могут быть одновременно крестными?

– Это русская традиция, которая связана с тем, что духовное родство, в которое вступают люди, становясь крестными у одного ребенка, гораздо выше, и поэтому оно не должно соприкасаться с родством телесным. И такое, условно говоря, духовное отцовство и материнство выше, чем обычный брак. Не во всех Церквях такие традиции, но у нас так принято.

– В воскресные дни земные поклоны отменяются, однако в алтаре после Пресуществления Даров священники совершают земной поклон. А как нам быть? Тоже надо совершать земной поклон?

– Действительно, есть церковные правила, которые говорят, что в воскресенье земные поклоны не совершаются. Но при этом у нас сложилась традиция, да и в большинстве храмов и монастырей, даже в воскресный день, из благоговения и почтения к Телу и Крови Христовым, в момент преложения Святых Даров совершать земной поклон. Если подходить формально, то правильно будет земной поклон не делать. Но если подходить не формально, а по сути, то будет правильно кланяться, и по двум причинам. Во-первых, я уже сказал, что из почтения перед Телом и Кровью Христовыми. А во-вторых, есть такая опасность, когда мы начинаем соблюдать все правила, даже самые мелкие, которые многие другие не соблюдают, – фарисейство. Вы же знаете, что фарисеи были людьми очень благочестивыми и действительно соблюдали все, что написано в законе, и даже гораздо больше. Почему же Господь в Писании их постоянно обличает, когда они вроде бы делали все правильно? А потому и обличает, что они делали все правильно, все выполняли, но при этом настолько углубились в эти мелкие постановления, что стали забывать о самом главном. Мне кажется, будет полезнее со смирением совершить этот земной поклон, чем с гордостью и формально правильно его не совершить.

4 (87).jpg

– Чтение трудов святых отцов требует особого правила? 

– Нужно читать тех святых отцов, которые, условно говоря, близки нам по образу жизни. Если начнем читать монахов-пустынников, а они про такие вещи пишут, которых мы даже не поймем, то только переживать начнем. Там можно встретить такую мысль, например: «Без ухода в пустыню невозможно спастись». Понятно, что монах это писал для себя и для таких же пустынников, чтобы они понимали, что их Господь сюда привел. А мы прочитаем и начнем переживать: «Что делать? Надо всем идти в пустыню». Конечно, это не так. Нужно читать тех святых отцов, которые соответствуют нам по образу жизни.

В любом церковном делании должна быть регулярность

Во-вторых, конечно, молиться, читая творения святых отцов, чтобы Господь и те святые, которые писали, помогли их правильно понять. Но и еще, думаю, лучше советоваться при чтении святых отцов со священником или с кем-то духовно опытным. Читать лучше в определенном порядке, ведь если сразу взяться за слишком твердую пищу, то можно зубки себе сломать. Можно начать с чего-то более простого, из древних отцов тот же авва Дорофей прекрасно пишет – на таких простых и житейских примерах полезное для каждого человека. И, конечно, в чтении святых отцов, как и в любом другом церковном делании, должна быть регулярность. Лучше читать по одной страничке каждый день, чем раз в месяц хватать книгу, прочитывать ее полностью и потом еще на месяц забывать об этом. Во всех таких духовных деланиях лучше понемножку, но постоянно. Это касается и молитвы, и чтения Евангелия, и чтения святых отцов, и вообще любых моментов жизни.

– Нужно ли брать благословение духовника на чтение Псалтири?

– С одной стороны, на добрые дела благословение не нужно. Мы же не берем благословение, чтобы заповеди Божии исполнять. С другой стороны, тут зависит от того, как именно вы собираетесь читать Псалтирь. Если это просто чтение по возможности, кафизма ежедневно, тогда это нормальная христианская жизнь, слава Богу. А если это ночное чтение Псалтири или если у вас из-за чтения Псалтири дома не убрано, все домашние ругаются и недовольны, тогда, конечно, такие сложные ситуации лучше разрешить со священником.

5 (12).jpg

– Иногда предлагают ночную молитву посетить – она сильнее?

– Из Священного Писания мы знаем об особой важности ночной молитвы. Господь молился по ночам, апостолы молились по ночам, царь Давид говорит, что он вставал ночью и славословил Господа. В этом плане ночная молитва – это дело хорошее и замечательное. В древности все христиане молились по ночам. Есть предание, что Второе Пришествие Господа произойдет именно ночью, с этими связана притча о десяти девах, что Жених придет в полночь, поэтому в принципе ночная молитва – дело очень хорошее.

Но нужно смотреть на свои силы и на свои возможности. Мы сейчас все стали очень слабые, и когда у нас есть какие-то обязанности, то, если мы ночью помолимся, следующий день будет полностью разбит и мы никакие обязанности исполнить не сможем. И если из-за нашей ночной молитвы пострадают наши ближние, то, конечно, эта молитва будет нам не на пользу. Но если есть возможность, есть силы и получается помолиться ночью, попасть на ночную литургию, которая сейчас много где служится, то я думаю, что это дело очень хорошее и разумно. Соразмеряя свои силы, свои возможности, поступать так было бы очень хорошо и правильно.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить