Пастырские встречи. Зависимости

Став на путь покаяния и исправления, как правило, человек не может в одну секунду избавиться от пагубных привычек, от греховных страстей. И каждый раз, падая, мы должны вставать и продолжать свой путь ко Христу, исполняя Его заповеди.

Борьбе с зависимостями была посвящена Пастырская встреча с иеромонахом Иннокентием (Присадковым). 

2.JPG

– Последние несколько месяцев чувствую зависимость от интернета, и, соответственно, на молитву не остается времени, да и, честно говоря, желания молиться нет. Как с этим бороться? 

– Просто выделите определенное количество часов или минут, которые вы в день будете тратить на интернет. Если вы, например, по работе используете интернет – это одно дело. Но речь идет о свободном времени, которое вы можете потратить на сеть. Зашли, например, на полтора часа, и всё – больше вы уже на это время не тратите. Отключаете и идете заниматься другими какими-то важными делами, в том числе и молитвой.

Если вам не хочется молиться, конечно, это признак того, что духовное состояние у вас довольно-таки тяжелое, потому что желание молиться, поститься, читать Священное Писание зависит от духа ревности, который в нас пребывает, то есть от благодати, которая у нас есть. Если у нас нет желания молиться и стремиться к Богу, значит есть проблема с наполнением как раз духом ревности. Что в таких случаях надо делать? Многие святые отцы и подвижники говорили, что нужно просить Бога, чтобы Он даровал этот дух ревности, просить своими словами: «Господи, хочу молиться, хочу читать Священное Писание, дай мне силы, дай мне молитву». И со временем вы поймете, что без Бога мы даже и помолиться не можем. 

Нужно просить Бога, чтобы Он помог остановиться и остаться верным той мере, которую вы себе определили

В интернете очень много информации. Можно ли искать там что-то с целью спасения? Нет ли риска согрешить и как этого не сделать?

– Риск согрешить, если вы зашли в интернет, у вас повышается в разы, потому что в зависимости от того, на что настроены ваши браузеры, у вас будет всплывать больше или меньше баннеров искусительного содержания, и при контакте с ними, при взгляде на них, даже если вы не имеете никакого намерения грешить, у вас в сердце начнет что-то меняться, вы начнете склоняться к греху. Но в интернете еще есть много и полезной информации, можно найти все что угодно, от святых отцов до статей и видео современных проповедников, и не только. И из этого можно извлечь немалую пользу. Так что, если мы пользуемся интернетом, нужно настраивать свои браузеры так, чтобы меньше было всяких искушений.

2.JPG

– Как победить страсть чревоугодия? 

– Есть несколько способов. Вы садитесь за стол, начинаете есть и понимаете, что уже наелись, тогда останавливаетесь. Но этот способ не всем подходит, потому что некоторые не понимают, насытились они или нет. Им лучше делать так: перед тем, как сесть за стол, определить, какое количество еды они съедят, и следовать этой договоренности с собой. Естественно, вас будет тянуть съесть больше либо еще что-то попробовать, но нужно молиться и просить Бога, чтобы Он помог вам остановиться и остаться верным той мере, которую вы себе определили. 

– Способны ли батюшки отличать Божие слово от человеческого? Если способны, то каким образом? Или это прерогатива лишь богословской комиссии или Соборов? 

– Тут все зависит от того, какое слово вы имеете в виду. Мы все слова стараемся сверять со Священным Писанием. И если они ему не противоречат, то это слова, по крайней мере, уже не плохие. Если говорить, способны ли мы отличать слово Божие от слова не Божия, тут, скорее всего, речь идет о воле Божией и воле человеческой. Сразу ответить, что это от Бога, а это не от Бога, честно говоря, сложно. Так могли сказать только некоторые старцы. Мы, священнослужители, стараемся просто сверять все с Евангелием и таким образом проверять.

– Что важнее для православного человека: Евангелие или послания апостола Павла? 

– Евангелие важнее, потому что все четыре Евангелия для нас являются особыми текстами, особыми боговдохновенными книгами. И евангелисты были рядом со Христом. Павел – нет. Послания тоже очень важны, и никто не умаляет их достоинство, но само Евангелие более важно. 

– Иисусова молитва в миру возможна или маловероятна? 

– Возможна, и многие люди молятся Иисусовой молитвой, вспоминают имя Божие, воспоминают Бога. Другой вопрос: насколько внимательной она может быть? Я знаю, что некоторые миряне достигли сердечной молитвы – особой молитвы. Но у них были духовники, которые вели их по этому пути. Человек молился и со временем достиг определенного состояния. Иисусова молитва – не просто определенное повторение молитв, здесь речь идет об уровне этой молитвы. Для этого нужны определенные условия. Человек должен ограждать свои уста, глаза, уши от праздности, вести образ жизни, близкий к постническому. Также необходимо читать Священное Писание, стремиться совершать дела Евангелия. Это особая внимательная жизнь, в которой праздности не место. 

2.JPG

И как современному человеку обрести духовную свободу? Свободными мы сможем стать, только если наши страсти будут покорены. Если не грех будет властвовать над нами, а властвовать над нами будет Господь, тогда мы обретем духовную свободу. Многие, кто приходили в Церковь взрослыми людьми, имели какие-то довольно тяжелые грехи, но со временем они их оставили. И эти люди стали более свободными, чем были до того. И хочется спросить этих людей, как они эту свободу обретали? Как они оставили эти грехи? Они стремились к Богу, стремились Его познать, молились, постились, исповедовались, причащались, падали и вставали. Опять стремились к Богу, исповедовались, причащались и молились. Опять падали и опять вставали, но уже реже падали… Самое главное – иметь стремление к богопознанию и постоянно идти несмотря ни на что. Тогда вы будете становиться все более и более свободными. 

Самое главное – иметь стремление к богопознанию и постоянно идти несмотря ни на что

– Как православному христианину вести себя на работе в обществе хороших неправославных людей, когда речь идет о Церкви, о священниках и когда слышишь нападки на них? 

– Нападки нападкам рознь. Вы говорите: «В обществе хороших неправославных людей», но если они хороши по-настоящему, то они должны понимать, что если они находятся рядом с православным христианином, они могут своими словами причинить ему боль, если они будут плохо говорить о Церкви. В таком случае с людьми можно просто поговорить наедине, рассказать, что вы чувствуете, когда при вас такие вещи говорят. Сказать, что вам тяжело и для вас Церковь – это не какой-то институт, а для вас Церковь – это нечто такое родное, особое, близкое. И по-доброму попросить этого человека такие вещи не говорить. И если это люди действительно хорошие, хоть и неправославные, то, я вас уверяю, они к вам прислушаются.

– Если возникает непонимание между православной взрослой дочерью и родителями неправославными, как поступать дочери в этой ситуации, чтобы сгладить отчуждение? 

– Общайтесь с родителями так же, как общаетесь всегда. И проводите с родителями время, и делайте всё, что не противоречит Евангелию. Если уж родители на вас напирают и склоняют к греху, тогда наступает момент, когда нужно выбрать Христа. Ведь Христос говорит: «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10: 34). Эти слова как раз о том, что Христос пришел разделить верующих и неверующих мечом. И одни в Бога веруют, совершают поступки благие, другие в Бога не веруют. Может, со временем родители станут верующими, но сейчас нет. Поэтому любите своих родителей, уделяйте им внимание, почитайте их обязательно. Но если возникает ситуация, когда вас склоняют ко греху – отстраняйтесь. 

– Как правильно почитать своих родителей? Чем чревато не простить своего отца? Может ли человек после этого жить счастливо? 

– Как правильно почитать своих родителей? Оказывать им уважение, особое внимание. Почитание родителей подразумевает то, что вы считаете их главными, оказываете им послушание. Но в то же время здесь должна быть какая-то мера. Если мы говорим про какое-то абсолютное послушание, то дети должны оказывать его до определенного возраста, а потом, когда дети уже вырастают, сами родителями становятся, должен быть положен предел. Нужно вести собственную самостоятельную жизнь. И, конечно, с родителями можно советоваться по каким-то важным вопросам. Можно перед этими советами молиться и просить, чтобы Господь помог Свою волю открыть через родителей. 

Чем чревато не простить своего отца? Можно ли после жить счастливо? Если мы на кого-то имеем обиду, озлобленность, то иметь счастье в этой жизни и даже какую-то полноценную радость нам будет сложно. Если действительно в вашей жизни были моменты, когда отец вас по-настоящему обидел, то можно с ним это обговорить в доброй атмосфере, в доброй обстановке. С некоторыми родителями это можно делать, а с некоторыми это лучше не делать, не получится, из этого может выйти только большее озлобление. В таком случае остается только молитва за этого человека. И как только будут приступать какие-то мысли негативные относительно вашего отца или той обиды, нужно молиться об отце: «Господи, спаси и помилуй, например, Александра». И молитесь за своего отца каждый раз, когда у вас только возникает помысел. В идеале лучше поговорить с отцом, потому что именно такой формат по-настоящему может разрешить проблему. 

Если мы имеем на кого-то обиду, озлобленность, то нам будет сложно иметь в этой жизни счастье и даже полноценную радость

– Почему человек перед смертью своего близкого отходит от него, хотя любит? Почему впадает в дух уныния, а порой и гнева?

– Это по разным причинам может быть. Может потому, что человек хочет больше помолиться и побыть наедине с собой, покаяться в своих грехах, и в этом смысле родственники могут его донимать, дергать постоянно своей излишней заботой. И это тоже тяжело бывает понести. Святитель Игнатий (Брянчанинов), кстати, тоже говорил, что он хотел умереть где-то подальше от родственников, потому что боялся, что они не дадут ему спокойно подготовиться к последнему пути. 

Почему человек впадает в дух уныния, а порой и гнева? Потому что тяжело ему, предстоит последний этап, потому он где-то унывает, где-то гневается, раздражается. И надо с пониманием к человеку отнестись. 

– Стоит ли стремиться к успеху в учебе, работе, если в конце все равно умрешь? 

– Лично мое мнение, что христиане – это успешные люди. И за что они ни берутся, с ними везде бывает Бог, потому что они молятся, чтобы Господь вошел в их дело, освятил его, и когда это дело мы посвящаем Богу, как правило, оно обречено на успех. И христиане – это не просто люди, а те люди, с которыми пребывает Христос. Поэтому им должен сопутствовать успех и в учебе, и в работе, и в остальных сферах. 

– А если человек неуспешный, значит он не христианин? 

– Нет, почему? Просто нужно понимать, каково место этого человека в общем мироздании. Место кого-то – быть дворником, и если человек поймет, что это действительно его место и будет выполнять свое дело как положено, то он будет счастлив. А если он будет стремиться стать президентом, то он будет несчастным в этой жизни. Главное, нужно понять, какие у тебя таланты и дары, и этим служить Богу, служить обществу и понимать, кто ты есть в этой жизни. Потому что под успехом в нашем мире зачастую понимается, что у тебя должны быть квартира, машина, супруг симпатичный и так далее. Но успех не в этом заключается. Успех заключается в том, чтобы человек знал свое место, знал, какие у него таланты, и именно этим служил, этим жил, и тогда он будет счастливым.

2.JPG

– А христианство, оно вообще про комфорт? Просто как будто христианство – это про труд ежедневный…

– А что в вашем понимании комфорт?

– Комфорт – это возможность расслабиться и какой-то момент своей жизни отпустить в свободный полет.

– Я думаю, умеренный отдых – это нормально для каждого человека, в том числе и для христианина. Это совершенно естественно – отдыхать периодически. Мы с вами знаем, что Сам Бог почил после дел. Понятно, что Господь не отдыхает, а промышляет о человеке, о человечестве, у Него еще Свои дела какие-то есть. И христианство – это религия, в которой поощряется труд. И у христиан, помимо общего труда и общих забот, есть еще внутреннее стремление и внутреннее движение. 

– Как понять, какой путь выбрать: семейную жизнь или монашество? Можете, пожалуйста, привести примеры из жизни?

– В первую очередь вам нужно самому понять, чего действительно вы больше хотите, к чему вы склоняетесь по-настоящему. Если вы не горите пламенным желанием принять монашество, тогда лучше не идти в монахи, потому что потом у вас начнутся очень серьезные проблемы, вы за голову схватитесь через какое-то время. В таком случае лучше остановиться на семейной жизни. 

– В посте духовно растешь, держишь себя духовно очень жестко, но когда пост заканчивается, ты можешь окунуться в свое прошлое состояние, где ты себя не настолько сильно держал…

– Как у спортсменов бывают периоды, когда они активно тренируются, периоды, когда они просто форму поддерживают, и периоды, когда они отдыхают, так и у нас тоже бывают разные периоды, и пост – это тот период, когда мы очень активно беремся за дело. Постимся, каемся, облегчаем свое тело, облегчаем свою душу для того, чтобы приобрести максимальную пользу для своей жизни. Но когда пост заканчивается, немножечко можно и расслабиться. Но если у вас уже не раз было так, что вы понимали, что расслабились больше, чем надо, нужно в следующий раз настроить себя так, чтобы расслабиться, но в определенную меру.

– Почему некоторые нехристианские народы богаче и успешнее христиан? Например, турки властвовали над христианами. Сейчас евреи очень богата, среди них есть миллионеры.

– Миллионеры и среди русских тоже есть, и их немало. Почему нехристианские народы успешнее христиан? В чем-то они успешнее, в чем-то – нет. Я не могу согласиться, что турки или евреи успешнее нас. Например, бывает, что одни народы над другими властвуют – это может быть попущено Самим Господом за грехи. Народ, который отходит от Бога и который до этого был богоносцем, ждет неприглядная участь, он обязательно будет посрамлен в этой жизни. И как часто бывает, эти народы порабощаются другими. Так бывало со многими: мы знаем, что и с болгарами так было, и сербы тоже натерпелись. И в нашей стране так было – мы от своей власти много претерпели за богоотступничество. 

– Инославные христиане (католики, протестанты), еретики и раскольники – все до одного идут в ад после смерти?

– Грех ереси ведет душу в ад. Но мы не знаем, кто и как из этих людей стоит пред Богом. Для нас это закрыто. 

– Является ли грехом слушать тяжелую или танцевальную музыку? Грех ли танцевать, играть в театре и кино, лицедействовать? 

– Надо сказать, это зависит от того, как играть и что играть. К отцу Иоанну (Крестьянкину) однажды пришел парень из семьи артистов, он собирался продолжить династию, но многое в этой профессии его очень смущало, и он сомневался, стоит ли ему идти по этому пути. Но отец Иоанн его благословил. Так что все зависит от того, какие роли играть, в каких театрах и как это делать. Есть же православные театры. 

По поводу музыки. Может быть, иногда можно расслабиться, но все в меру. Главное, чтобы при этом вы не теряли мир в душе.



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить