Пожертвовать собой ради блага ближнего

Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

Пожертвовать собой ради блага ближнего. Проповедь иерод. Сергия (Демина) на Божественной литургии
14 ноября 2021 г. (Продолжительность 0:06:58 мин, размер 3.2 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы с вами слышали в евангельском чтении об исцелении Христом гадаринского бесноватого, и перед нами как бы мысленно предстает две трагедии.

С одной стороны, это жизнь этого бесноватого человека, который не одевался в человеческую одежду, жил в гробах, то есть в пещерах, которые выкапывали для покойников, и уже практически полностью потерял самого себя. Когда Христос спрашивает: «Как твое имя?» – за него отвечают бесы, говоря, что имя им легион. Для него это, безусловно, было трагедией величайшей, величайшим ужасом своей жизни, а для его соотечественников это было скорее небольшой неприятностью, которая мешала им в повседневной жизни. Они его сковывали цепями, относили подальше, чтобы не видеть его, чтобы он не мешал им. Жил он за городом и для них был досадной помехой. Этот бесноватый человек полностью подвергся власти бесов.

Беснование это было явным. Однако власть бесов не всегда видна, не всегда проявляется перед другими людьми. Вообще, каждый раз, совершая грех, человек так или иначе дает власть над собой бесу. Христос не раз подчеркивает в Евангелии, говоря: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Лк. 11: 23). Его ученики говорят: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). Опять же, апостол Матфей говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24), – это ясно мы видим в Святом Писании, что не может человек быть и со Христом, и с дьяволом.

Не может человек быть где-то посредине или в нейтральной позиции. Человек либо приближается к Богу, либо приближается к диаволу. Как только человек отворачивается от Бога, он тут же поворачивается к диаволу. И любой грех так или иначе наносит вред нашей душе, по чуть-чуть, постепенно, понемногу, потом приводя это, снова и снова повторяясь, к страстям, страсть возникает в душе человека, настолько укореняется, что человек практически уже не может не совершать этот грех, настолько он глубоко погрузился в него, настолько он предал себя в руки бесов. Это может не проявляться внешне, но, безусловно, это оказывает огромное влияние на душу и огромный вред для человека.

И только постоянно прибегая к покаянию, только постоянно участвуя в таинствах Святой Церкви, человек сможет с этим бороться. Каждый раз, приступая к таинству Исповеди, мы как бы разрываем нашу связь с диаволом и снова восстанавливаем наш союз с Богом.

Приступая к таинству Исповеди, мы разрываем нашу связь с диаволом и снова восстанавливаем наш союз с Богом

С другой стороны, мы видим трагедию людей той страны Гадаринской. Представьте тех пастухов, которые пасли на этом поле, и вдруг, неожиданно, эти свиньи пришли в ярость и побежали, бросились со скалы. Естественно, эти пастухи думают, что их обвинят в том, что они недосмотрели за свиньями, вся ответственность будет на них, они бегут в город и рассказывают об этом происшествии. Владельцы и горожане приходят, видят, что стада нет, видят, что бесноватый исцелился, и в ужасе просят Христа уйти от них. В ужасе от чего? Видимо, оттого что такая огромная статья их дохода пропала просто в никуда. Скорее всего, для них этот бесноватый ничего не значит. Может быть, кто-то за него рад, но большая часть людей, естественно, печалится о том, что их деньги только что бросились со скалы. И нам легко их осуждать, стоя здесь, спустя две тысячи лет смотря на эти события.

Однако если каждый представит себя на их месте, только не в том времени, а здесь. Представьте, что кто-то потерял квартиру или машину ради исцеления бесноватого человека. Вы выходите сейчас из храма и видите, что нет вашего средства передвижения, ни жилья, но зато рядышком сидит здоровый человек. Насколько каждый из нас будет рад этому? Насколько каждый из нас от всей души сможет порадоваться за этого человека, возблагодарит Бога за это чудо исцеления? Вообще, чем мы готовы пожертвовать ради ближнего своего и ради жизни со Христом?

Конечно, стоит обратить внимание наше и задуматься над тем, что бесы погубили это стадо по позволению Христа не для того, чтобы нанести какой-то вред этим людям. Может быть, хотя бы так, потеряв доход, пропитание, эти люди задумаются о своей душе, задумаются о Христе. Потому что, когда этот бесноватый попросил остаться со Христом, Господь сказал: «Нет, останься здесь, в своем Отечестве, и говори о том, что Господь сотворил с тобою». И когда в нашей жизни случаются такие события, когда нас постигают какие-то несчастья, беды и горести, нам стоит задуматься над тем, что Господь хочет этим нам сказать. Может быть, настолько мы там погрязли в своих грехах, в своих страстях, как этот бесноватый, и настолько мы уже никого не видим вокруг себя, как жители той Гадаринской страны, что только такие серьезные потрясения, только такие страшные испытания, посылаемые Господом нам, могут нас встряхнуть, могут нас привести к Нему снова, отвратить нас от власти греха и снова возобновить нашу жизнь с Богом.

Поэтому, смотря на эти евангельские события, вспоминая их, давайте, братья и сестры, каждый раз будем стараться проживать слова Христа своей жизнью, стараться исполнять не только на словах, но и на делах, отвратимся от власти дьявола и греха, и вернемся снова в союз с Богом, с Его святыми, и постараемся всей нашей жизнью показать, что мы хотим быть с Ним в Его Царствии Небесном. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить