Познавший Благодать Святого Духа +АУДИО

Проповедь во 2-ю Неделю Великого поста, святителя Григория Паламы

1 - 2023-03-12T232343.268.jpg

Иеромонах Игнатий (Шестаков). Неделя 2-я Великого Поста. Святителя Григория Паламы. (Продолжительность 00:17:24 мин, размер 23,8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

На второй Неделе Великого поста мы празднуем память Григория Паламы – святого отца Церкви, настоящего богослова. Сегодня праздник богословия, праздник учения о Божественной благодати. Это, конечно, в первую очередь очень важно для тех людей, которые свою жизнь в большей, может быть, степени, чем все остальные христиане, хотят посвятить познанию Бога. Познанию научному, опытному, как это пытаются делать учащиеся духовных школ, поэтому для них это тоже особый день.

Почему Церковь именно этого святого избрала для особого прославления во дни Великого поста? Потому что это человек, который был богословом и словом, и делом. Он был философом, его называют мистиком. Он опытным путем познал, что такое благодать Святого Духа, и это приобретенное знание он сформулировал для своих учеников, для целых поколений христиан. А жил он во время очень непростое. Он был очень хорошо образован, происходил из аристократической семьи, его отец был человеком приближенным к императору. Это была середина XIV века, когда ислам набирал силу и политическую, и физическую, и христианский мир был потрясен этим. Он был стеснен, распространялись разные ереси, и жизнь святого Григория Паламы не была безмятежным подвижничеством. Он прошел очень хорошую школу: и на Афоне жил, и игуменом там был, и регентом, и в столичных кругах общался. И он в мудрости мира нашел самое главное – он передал нам знание о Божественной благодати, о том, чего нельзя, может быть, пощупать или чего иногда нельзя объяснить человеческим языком, но без чего никакое богословие, никакие подвиги невозможны, и сама жизнь христианина без Божественной благодати теряет всякий смысл.

Благодать исцеляет нашу душу, наполняет нашу жизнь истинным смыслом. Благодать открывает наши глаза. Человек, приобщающийся Божественной благодати, только начинающий это делать, уже совсем по-другому смотрит на этот мир, он видит такие вещи, которые люди, умудренные опытом прожитых лет или каких-то знаний, не видят. Иногда даже мы, христиане, поражаемся этому – смотрим на человека или на группу людей и нам кажется: вот они-то уж мудрее нас должны быть, хотя бы в силу своего возраста или пережитых испытаний в жизни. Но нет. Христиане видят, что происходит, а эти люди, вроде бы трезвомыслящие, умные, не видят, потому что Божественная благодать не коснулась их сердца, их души, их очей. И вот именно об этой Божественной благодати всю свою жизнь радел Григорий Палама, и поэтому в дни Великого поста на второй неделе мы празднуем его память.

2 - 2023-03-12T232346.067.jpg
Святитель Григорий Палама

Сейчас, во время Великого поста, нам предоставлена замечательная возможность через очищение своей души, через избавление от греховных наклонностей, через молитву и пост стяжать особую Божественную благодать. Мы очистили дом своей души постом и молитвой, а теперь мы еще обязательно его наполняем благодатью Святого Духа – это для нас самое главное в Великом посту. Мы воздерживаемся, себя ограничиваем. Для чего? Практика физического поста есть не только у христиан. В других религиях тоже есть подвижники, которых почитают. Некоторые якобы солнечной энергией питаются, а другие вообще не едят. Есть люди, которые на полном серьезе говорят: «Я вообще не ем. Месяц не ем, год не ем, питаюсь солнечной энергией и разными другими энергиями». Да, может быть, в этом есть какой-то обман, но и какая-то доля правды есть. Такое физическое подвижничество возможно, но благодати-то Святого Духа нет, поэтому это мертвое подвижничество, ничего в нем спасительного нет. Мы постимся и пытаемся по мере своих слабых сил и способностей приблизиться к Богу и стяжать эту Божественную благодать. Но очень печальны картины, которые мы видим вокруг себя.

Во время Великого поста нам предоставлена замечательная возможность стяжать особую Божественную благодать

Видите, какая погода? Все время серое небо, и мы не видим солнца. И как бы мы физически ни были крепки и здоровы, все же это влияет на наше настроение, в том числе и на духовное расположение. И можно представить себе, в каком расположении находятся наши близкие люди, которые вообще не имеют никакого понятия о Божественной благодати, то есть они этого солнца вообще не видят и не видели никогда, и поэтому они не знают, куда идти.

Как может человек, который погружен в разврат, пьянство вообще размышлять о Божественной благодати? Он утром в лучшем случае размышляет, как бы водички холодной выпить или чего-нибудь другого – таблеточек, чтобы поправиться. Не то что там Фаворский свет. Какой уж Фаворский свет? Он глаза не может открыть, понимаете? Ему плохо. Но, к сожалению, так очень многие люди живут, и мы почему-то все с этим смирились, мы думаем, что ничего страшного в этом нет. Мы-то живем, вроде бы стараемся жить праведной жизнью.

И так же размышляют люди, от которых зависит, навести ли порядок в духовной и физической жизни народа или оставить все как есть. Если выйти на Сретенку или по Бульварному кольцу пройти, или по Мясницкой, или по Тверской, где-нибудь так часов в восемь в пятницу вечером, то можно застать толпы пьянствующих соотечественников. Толпы! И это все молодые люди. Они же должны работать, они же должны что-то творить, созидать, тем более что мы так часто говорим о том, какие задачи стоят перед нами, какие проблемы серьезные, какие вызовы. А как мы будем решать эти задачи, если у нас десятки и сотни тысяч людей чуть ли не каждый вечер предаются таким безумствам? Если посмотреть, в каких масштабах это происходит, то такого раньше не было. Молодые люди, девушки и женщины – все погружены в эту пьянку постоянную, в какую-то оргию. Понимаете? Это ночная жизнь, клубы, рестораны, это все обязательно, без этого нельзя. А что там происходит по сути дела? Возлияния такие массовые и безудержные.

Почти три тысячи лет назад пророк Исаия уже говорил, что произойдет, если так будет. И как раз эти чтения мы слышим Великим постом, в будни читаются прекрасные отрывки из Книги Бытия, из пророков. «Горе востающим заутра и сикер гонящим, ждущим вечера: вино бо сожжет я; со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку Его не помышляют» (Ис. 5: 11–12).

Пророк Исаия уже говорил, что произойдет, если так будет. Как раз эти чтения мы слышим Великим постом

Кому-то начинает казаться, что это их дело, они это выбрали, у нас свобода, демократия, они это выбрали, пусть и живут, а мы будем кататься на велосипедах, бегать по паркам и в целом все у нас будет хорошо. И так думают в том числе те люди, которые владеют этими заведениями, и люди, у которых есть власть управлять этими процессами. Действительно, часто эти люди просто искренне совершенно не думают об этом. Они думают, что эти там пьют, а мы здесь решаем серьезные вопросы, мы любим свою Родину, свою страну и Церковь. Но пророк Исаия вот что говорит дальше: «За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их» (Ис. 5: 13–14). Грозные слова и справедливые. Слова, которые заставляют нас задуматься над тем, что мы сделали для того, чтобы не было этого разврата и этого безумия. Если они умножаются, если мы к ним привыкаем, считаем, что это нормально, то, может быть, внезапно постигнет нас пагуба.

3 - 2023-03-12T232348.588.jpg

Мы будем хвалиться своей силой, богатством, будем хвалиться красивыми храмами, но это беззаконие, к которому мы привыкли и с которым мы смирились, в нем гибнет наша молодежь, поколение тех людей, предки которых сражались, строили, молились, а мы так просто их отдаем диаволу. Все это может очень плохо для нас закончиться. Мы, христиане, которые приобщились благодати Святого Духа, должны быть смелыми и настойчивыми, мы не должны допускать беззакония в нашем доме и в нашей семье, в нашей стране и в нашем городе, потому что это не по-христиански, это не имеет никакого отношения к любви к ближнему. Наоборот, это предательство ближнего, трусость. Почему так происходит? Конечно потому, что нам этой самой Божественной благодати не хватает, иначе мы бы не боялись этого мира, мы горели бы верою так, как ею всю жизнь горел и жил святитель Григорий Палама, память которого мы сегодня празднуем. Отец Церкви, для которого благодать была самым дорогим и важным в жизни, тем, чем она должна стать для каждого из нас.

Господи, не лиши нас Своей Божественной благодати, прости нам наши грехи, нашу слабость, укрепи нас в вере и просвети наших ближних, чтобы они открыли глаза и увидели этот Божественный свет, которым Ты всех нас согреваешь, благодаря которому мы живы и благодаря которому будет во век жива душа наша! Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить