Православные старообрядцы

Выпускник Сретенской семинарии иерей Алексий Гугливатый сегодня окормляет сразу несколько единоверческих храмов в Подмосковье. Он уже привык, когда единоверцев путают со старообрядцами. Отец Алексий терпеливо объясняет, что единоверцы находятся в лоне Православной Церкви и во время богослужений обязательно поминают патриарха и священноначалие. Никому не возбраняется зайти в единоверческий храм, но следует лишь придерживаться правила: в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Благословение через полтора века

Я родился в Орловской области, но единоверческого храма поблизости, в который бы мы ходили, не было. Я из обычной постсоветской семьи, родители – врачи и особо верующими не были. И когда уже сам стал ходить в храм в Орле, то столкнулся со многими людьми, которые представляли старую орловскую церковную жизнь в Советском Союзе. Это были певчие разных клиросов, уже пожилые бабушки, чтецы, те, кто в советское время сохраняли Православие. У них было такое благоговейное отношение к богослужению, которого я не видел ни в своих сверстниках, ни даже в тех младших по возрасту клирошанах, которые ходили на богослужения, пели и читали в храмах. Эти бабушки очень бережно относились к тому, чтобы богослужение не сокращалось.

И я смотрел, впитывал то, что говорили эти по сути своей исповедники веры. У нас были и те, кто ездил окормляться к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Печоры, он ведь тоже родом из Орла. Я стал изучать историю, выяснил, например, что у отца Иоанна был дальний родственник, прадед или прапрадед, купец Иван Михайлович Немытов. Это был благочестивый человек, творец Иисусовой молитвы. Так постепенно я начал интересоваться историей старого Орла, историей XVIII и XIX веков, узнал, что в Орловской губернии было много старообрядцев, были единоверческие храмы.

Стал изучать богослужебный устав, изучать историю Русской Церкви. Понял, что в принципе единоверие – это возможность остаться в Русской Церкви, не входя ни в какой раскол, но при этом сберечь более традиционные устои. Это, прежде всего, уставное богослужение, знаменное пение и многие другие особенности. Это все интересовало, хотелось определенной полноты; я хотел стать единоверческим священником, но не мог представить, как это возможно.

И когда уже стал учиться в Москве, в Сретенской семинарии, была возможность поближе познакомиться с единоверцами, с единоверческой общиной, с единоверческими храмами. И было удивительно, когда я попал служить в Куровское, где я окормляю сразу несколько храмов, один из которых освящен во имя святителя Петра, митрополита Киевского. И он интересен тем, что это был один из первых единоверческих храмов именно в этом районе. Он был перестроен из школы силами миссионерского братства святителя Петра для детей старообрядцев.

Так вот, для меня более всего удивительным было то, что школа была построена на личный капитал, завещанный настоятелем Сретенского монастыря архимандритом Макарием (Петуховым). И для меня, как выпускника Сретенской семинарии, это было определенным благословением. Хотя, конечно, храм трудный, много в него нужно вложить сил духовных и физических, чтобы его восстановить.

Это здание было построено на личный капитал, завещанный настоятелем Сретенского монастыря

Вся моя юность связана со Сретенской семинарией. Это и знакомство с Церковью Христовой, это бесценное знакомство с владыкой Тихоном – он, мне кажется, просто кладезь неисчерпаемый. Духовником нашего курса был отец Ириней, надеюсь, его духовные наставления пошли всем на пользу.

Сретенская семинария и Сретенский монастырь были для меня как родной дом. Когда мы с мамой приехали в Москву в 2009 году и думали, в какую семинарию мне поступать, мы поехали в Московскую духовную академию: посмотреть Троице-Сергиеву Лавру, помолиться преподобному Сергию, к которому всегда толпы народа… А когда пришли в Сретенский монастырь, только переступили порог монастыря, я почувствовал, что я дома – такое ощущение было непередаваемое. И я понял, что мне только здесь хочется быть. Машины, Лубянка, шум, киоски, ресторации… как один мой знакомый сказал: «Попадаешь в какое-то из произведений Босха», – а в монастырь Сретенский заходишь, и тут совершенно все по-другому. Он был и остается очень дорогим сердцу местом.

Старообрядцы или/и единоверцы

Единоверцы – это и есть старообрядцы, но старообрядцы, находящиеся в лоне Русской Православной Церкви. И когда меня спрашивают: «Вы старообрядцы?», я отвечаю: «Да, мы старообрядцы». «А вот вы патриарха Кирилла поминаете…», я говорю: «Да, мы православные старообрядцы». До революции, в 1912 году, был съезд всех единоверцев Русской Православной Церкви, и тогда на государственном уровне, с благословения Церкви, с благословения священноначалия, за единоверцами было закреплено официальное название «православные старообрядцы» – то есть это старообрядцы, которые находятся в лоне Православной Церкви. Мне это название больше нравится. Вопрос такой достаточно частый, и я обычно всем отвечаю: «Да, мы старообрядцы, но православные».

Обычно мы просим людей, если кто-то не знает богослужебного устава единоверческих храмов, пользоваться старым русским правилом, которое гласит: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Мы не препятствуем входить в храм, если человек пришел не совсем правильно одетым. Всегда при входе лежат юбочки, платочки, их можно надеть и зайти в храм. Единственное правило – это креститься только тогда, когда крестятся все остальные, тут можно смотреть за всеми остальными. Мы подскажем, никаких сложностей в этом нет.

Большинство единоверческих священнослужителей, певчих наших клиросов, наши чтецы – это не только потомственные старообрядцы, а очень часто это люди, которые к нам пришли и не смогли уйти обратно.

Единоверческих общин с храмами и без храмов, со священниками и без священников на весь земной шар, наверное, около сорока. Это самое маленькое православное объединение. В Америке три или четыре единоверческих прихода, там они объединены с Русской Православной Церковью Зарубежья, и в РПЦЗ поставлен на эти общины единоверческий епископ Иоанн (Берзинь). Он, кстати, участвовал в освящении храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре. Владыка Тихон его тогда пригласил.

У нас пока нет единоверческого епископа, нет какого-то внутрицерковного администрирования, мы подчинены своим архиереям. В Московской областной епархии мы подчинены Николаю, епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому митрополиту Павлу Коломенскому, а в Пскове единоверческий приход подчинен владыке Тихону.

Мы все общаемся, делимся опытом, обмениваемся новостями, какими-то богослужебными особенностями, каждый может другого подучить.

Единоверие как часть культурной традиции

Наша община была основана почетным гражданином Орехово-Зуевского района Московской области Устиньей Григорьевной Андреяновой. Вот она смогла не только собрать эту общину, но еще в родной деревне Степановке Московской области создала краеведческий музей, в конце 1980-х на своей родине высадила Аллею славы из голубых елей в память о каждом ушедшем на фронт из их деревни и не вернувшемся солдате. Это был такой яркий человек, который свои пенсионные годы посвятил краеведению, созиданию храмов, не только нашего. Она помогла возрождать Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. И мы хотели бы войти в меру ее трудов по сохранению истории. Конечно, не всегда это получается. У нас есть некоторые задумки сделать музей при храме. Что-то нам приносят прихожане, надеемся, что когда-то сможем собрать свой церковно-археологический кабинет, но, конечно, для нас это важно прежде всего с точки зрения сохранения истории, передачи ее будущим поколениям. Наша община является частью общего дела по сохранению русской старины, русской культуры.

Устинья Григорьевна Андреянова не только собрала общину, но и в своей родной деревне создала краеведческий музей

Богослужения без священника

Местных молодых людей в наш храм ходит не очень много, но и они тоже встречаются, а так у нас молодежь – это кому 40–50 лет. К нам приезжают из Москвы, из Подмосковья, из Тамбова, из Ростова-на-Дону – там есть единоверческие общины; было такое, что некоторые московские единоверцы брали себе в жены девушек из Ростова-на-Дону. А вот звонарь нашего храма, достаточно молодой человек, – из местных, его предки были старообрядцами. Сам он уже был крещен в Православной Церкви, но память предков его воодушевила, возник интерес к уставному богослужению.

Деревня вымирает, потому что тут не хватает работы, очень многие едут в Москву. В 5 часов утра электричка полна. Не всегда у людей получается выбрать время, чтобы пойти на богослужение, и для некоторых богослужение – это, я считаю, подвиг. В свой единственный выходной день, когда можно выспаться, отдохнуть, они идут в храм – это здорово.

У нас небольшая община, по воскресеньям приходят 20–30 человек, не все ходят в храм каждую неделю. На большие праздники, на Пасху собираются все. Это 50–60 человек. Причастники у нас бывают в основном в пост. Это такая единоверческая и старообрядческая традиция – причащаться в пост. Есть те, кто приступает к Таинству в обычные дни, это не возбраняется. Я благословляю, чтобы причащались, когда прихожане этого хотят. Это зависит от волеизъявления людей. В старообрядчестве и в единоверии люди будут советоваться со священником, но все равно поступят по-своему. Это с одной стороны. А с другой стороны, например, у нас возможно без священника отслужить службу. Конечно, не Литургию, но вечернее богослужение – вполне. Мне в этом плане удобно, я могу, например, в отпуск уехать и не переживать, что у меня люди останутся без службы, потому что они придут, соберутся и скажут: «Вообще хорошо, быстрее помолились, с попом бы дольше было».

В старообрядчестве и в единоверии люди будут советоваться со священником, но… все равно поступят по-своему

В престольные праздники единоверческих храмов мы обычно приглашаем побольше гостей, готовим трапезу все вместе с прихожанами. В сам день праздника проводятся торжественные богослужения, молебен, крестный ход вокруг храма. За трапезой поем духовные стихи, произведения древнерусских авторов, посвященные воспоминанию евангельских сюжетов. Трапеза – это продолжение богослужения. И, конечно, это общение. Всегда можно обсудить какие-то вопросы. Мы всегда этот праздник стараемся встретить по-семейному. Община у нас небольшая, но мы как семья.



Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить