«Пригвождается к Кресту…»

Новомученики о Кресте и крестоношении

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский:

Восприняв человеческое естество, Сын Божий вместе с ним преодолевает греховное самоутверждение твари. На Голгофе совершено было Богочеловеком отречение от воли греховной, человеческой. Эта воля трепетала креста, хотела пройти мимо него, просила: да мимо идет крест, но, объединенная с волей Божественной во Христе, она сказала Отцу: «Не моя воля, но Твоя да будет». В страданиях Сын навык послушанию, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Непослушанием одного сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

Голгофа и Крест – перелом сознания и воли грешного человечества. С болью и страданием совершается всякий нравственный перелом. Так совершился он и на Кресте, где за нас, ради нас, но и вместе с нами, как братьями нас называющий, пострадал Христос. Воистину до крови за нас подвизался Христос на Голгофе.

*

Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий:

Христос для того и сошел на землю, чтобы пострадать на Кресте. От крестных страданий Он не бежит, но смотрит на них как на средство своего прославления: «Отче, пришел час, прославь Сына Твоего» (Ин. 17: 1). Именно ко Кресту Он обещает всех привлечь, говоря: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12: 32).

Пред именем Иисуса Христа должно преклониться «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 10). Поэтому и мы кланяемся святому Кресту. Он не только омыт святой Кровью нашего Спасителя, но на нем имеется имя Иисуса Христа и самое Его изображение.

Апостол приглашает христиан: «Выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» (Евр. 13: 13), то есть Крест, на котором Он был поруган.

Иисус Христос, сразив диавола, оставил нам святую памятку – Свой Крест. Лобызай его, люби его, ибо чрез него ты спасен. Он есть Благословенное Древо.

*

Священномученик Философ Орнатский:

Знайте же, православные, что Крест Христов получил свою славу не на Голгофе только, освящен не только страданиями Богочеловека на нем, нет! Он есть средоточие всей жизни Богочеловека на земле, которая крестом началась для Иисуса Христа и кончилась. Голгофский Крест есть только высший пункт унижения, которому предал Себя Господь, сшедший с небес, дабы нас вознести на небо. 

Посему-то, хотя преимущественно на Голгофе, надо искать объяснения славы Креста, но ее видеть надо и в обстоятельствах рождения Спасителя нашего, и юности Его, и зрелого возраста. Словом, всю жизнь Господа нашего Иисуса Христа надо рассматривать как крест. Так безропотным несением креста жизненного должна быть для каждого из нас и наша жизнь, по слову Господа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). 

Крест Христов есть ручательство милосердия Божия ко всякому грешнику, всепрощения и призыва в райския обители всякаго кающагося. Он есть урок сыновней любви к отцу и матери, наставник покорности воле Божией.

Изображайте же благоговейно, братия, крестное знамение на груди своей, потому что сим засвидетельствуете вы свою веру в распятаго за нас Господа. Поклоняйтесь с дерзновением Кресту Христову, ибо поклоняясь ему, вы поклоняетесь Самому Господу. Возлюбите Крест Христов, ибо вы покажете этим, что вы любите свое спасение. Дорожите сим знамением крестных страданий Господа, ибо оно есть самое дорогое наследие нам от Сына Божия, и притом полученное даром – и бедными и богатыми, и слабыми и сильными. 

Крестом, братия, усиливайте себя в слабости. В силе крестных страданий ищите силы на всякое дело благое и богоугодное, крестом заграждайте уста хулителей Креста, крестом прогоняйте от себя злых демонов. Самый тяжкий труд, величайшие лишения и несчастия, превосходящие меру долготерпения человеческого, – все легко может перенести человек как крест, возложенный на нас Крестоносцем-Господом, подающим нам и пример, и силы для мужественного и безропотного несения креста. 

Постническая жизнь есть своего рода странствие по пустыне безводной, знойной, тяжкой. Но для тебя есть, христианин, поприще среди этой пустыни: это – Крест Христов, древо благосеннолиственное, под которым ты можешь отдохнуть и успокоиться, собраться с силами.  

Крест Христов есть лучший наставник воздержания: если Сам Господь страдал за нас и претерпел Крест, мы ли не постараемся смирить плоть свою, победить грех, встать на путь добродетелей.

*

Священномученик Кирилл (Смирнов), митрополит Казанский:

Со Креста была явлена не только возможность, но и обязательность самоотречения как нового созидающего начала жизни. Мир языческий знал и по-своему ценил самопожертвование и самоотречение, но не имел сил ввести их в жизнь. Он мог только записывать случаи самоотвержения на память следующим поколениям, но считать их за начала, устрояющие жизнь, не мог. 

Но сила любви Божественной, волною залившая мир с Креста Голгофского, препобедила косное языческое себялюбие, и то, что мыслилось людьми в качестве исключения, стало для всех обязательным, постоянным, созидающим началом жизни. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34).

Внимая этим словам как новому началу жизни, возвещенному Господом нашим Иисусом Христом, признаем, возлюбленные, обязательным для себя неослабно вести борьбу с грехом и со всяким даже малым проявлением себялюбивых настроений. 

Крест – великое орудие в борьбе со врагом: «Боится бо и трепещет».

*

Священномученик Сергий Мечёв:

Господь на Кресте принес не просто жертву, а жертву Своего милосердия. Он был прежде всего милостив и учил нас именно этой Своей жертвой милости, милующей любви. 

Мы идем тем же самым путем, что и Христос, и перед нашими глазами должен быть Тот, Кто нас привел сюда, Кто восставил в нас образ Божий. Это странный и смущающий многих путь.

Когда вы, родные мои, будете помнить о том, что мы призваны носить тяготы друг друга (если другому тяжело, то и мне тяжело, если другому хорошо, то и мне хорошо), спасать друг друга, то вы начнете понимать всю истину и полноту христианской жизни. А для этого, прежде всего, нам нужно смириться до зела и тогда где-нибудь в уголке своего сердца приносить не только жертву Богу своим пением, своей службой, своими теми или иными делами, но где-нибудь в уголке сердца найти эту милость, поискать в маленьких простых делах. Это есть величайшее сострадание. У каждого из нас есть крупинка этого сострадания.

Когда мы сегодня выносим Честной и Животворящий Крест, когда мы прославляем Крестную Жертву, эту величайшую Жертву за наши грехи, тогда, родные мои, чувствуем, что эта жертва была жертвой милости. Не случайны были эти крестные страдания, в которых Господь думал о нас грешных, так как нас Он любил, нами Он болел, о нас Он скорбел. И мы можем в своей мере исполнять это. И мы можем, найдя крупинки милосердия, маленькие крошки этой милости, их раздавать и собирать. Мы можем душу всю положить за это милосердие, за эту милость.

Итак, родные мои, мало-помалу вместо жертвы Богу будем приносить милость и восчувствуем всю истинность жертвы, принесенной Господом, и истинность этого Креста, на котором Он был распят, как милость Божию к нам, грешным. Тогда мы в нашей мере все больше понесем нашим ближним эту милость, крупинки милосердия, и тогда только мы будем понимать и истинность, и полноту христианской жизни. Ибо Христос, распятый за наше спасение, поучает нас, что не жертвы Он хочет, а милости. 

*

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).

Каждый христианин должен распинаться миру, быть распятым на кресте. Есть у него и гвозди, четыре гвоздя, которыми пригвождается он к кресту; есть и копие, которым прободается его сердце. Что же это за крест у христианина? Крест этот называется мироотречение.

Мира нужно отвергнуться, не того мира, в котором светит яркое солнце, не того, в котором цветут прекрасные цветы, – нет, через этот мир мы только познавать можем Творца, прославлять. От другого мира нужно отвлечься, от того, который апостол Иоанн называет «мир прелюбодейный и грешный».

Каждый христианин обязательно должен быть распят на кресте мироотречения. Не только монахи отрекаются от мира, но всякий, носящий имя христианина, потому что он не может любить мира, ни яже в мире.

Есть у христианина и четыре гвоздя, которыми он пригвождается к кресту.

Первый – это самоотвержение. Что же значит – отвергнуться себя? Не обращать внимания, не замечать себя; бранят – не огорчаться, хвалят – не радоваться, как будто и не о нас речь.

Второй гвоздь – терпение, им пригвождается левая рука, потому что левая рука считается символом злого начала, протеста.

Правую ногу христианина прибивает ко кресту гвоздь бдения молитвенного, стояния молитвенного. «Непрестанно молитесь» (1 Сол. 5: 17), – говорится в слове Божием. Нужно, чтобы даже когда тело спит, отдыхает, душа бы бодрствовала, молилась.

Четвертый гвоздь, которым пронзается левая нога христианина, – это труд молитвенный.

*

Мученица Татиана Гримблит:

У Креста

«Не отвержи мене от лица Твоего…»
Умоляю, мой Бог справедливый:
Успокой мое сердце: не жду ничего
Я от жизни земной, прихотливой.
Мне не радость сулит эта жизнь на земле,
Я решила идти за Тобой,
И в награду за то, что служу Красоте,
Мир покроет меня клеветой.

Но во имя Твое все готова терпеть,
Пусть я только лишь горе найду.
За Тебя, мой Господь, я хочу умереть,
За Тебя на страданья пойду.
Мир не понял меня, и над скорбью святой,
Что в своей затаила груди,
Посмеется шутя и, смеясь над Тобой,
Приготовит мне крест впереди.

Но готова служить всей душою Тебе,
Пусть враги мне родные мои;
Утиши мою скорбь, мир усталой душе
Посылай в наши тяжкие дни.
Пусть осудят меня, и не будет друзей,
Я с Тобою останусь одна, –
Только будь неразлучен с душою моей,
Помоги выпить чашу до дна.

Я отраду нашла у Креста Твоего,
И уж в мире от мира ушла,
Мой душевный покой отдала за Него,
Много слез в тишине пролила
Не слезами, а кровью я раны Твои,
Мой Спаситель, готова омыть.
Я хочу, чтоб скорее настали те дни.
Мне бы жизнь за Тебя положить.

1922 год

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить