Притча о сеятеле как отражение нашего спасительного делания +АУДИО

Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице

1.jpg

Притча о сеятеле как отражение нашего спасительного делания. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского). (Продолжительность 00:12:05 мин, размер 16,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день мы в Евангельском чтении слышали притчу, о которой могут рассказать и дети. Она на первый взгляд настолько простая, что понятна сразу же после того, как мы ее услышим. Эта притча о нас с вами, не о людях, которые жили две тысячи лет назад и занимались сельским хозяйством, но о людях, которые в XXI веке приходят в храм и спрашивают себя: «Что мне делать, чтобы спастись?».

Вначале Господь Иисус Христос обращается к широкому кругу людей, рассказывая с помощью метафоры о Царствии Небесном. В этом образе предстает перед нами поле, и по нему идет человек, которые сеет семя, и одно семя падает при дороге. А известно, что в Израиле дорога могла идти через само поле, и потом эту дорогу вспахивали. Сначала сеялось семя, а потом происходила вспашка. Как правило, крестьянин нес с собой сумочку, она была прикреплена у него на животе, и он, зачерпывая горстью семена, разбрасывал их направо и налево. Итак, первое семя падает при дороге, его топчут или клюют птицы; второе семя падает на каменистую почву – это не означает, что земля шла вместе с камнями вперемешку, но означает, что слой грунта был неглубоким, а под ним камень, и из-за этого не развилась корневая система, было недостаточно влаги, и в знойный период поросль просто засохла. Сеется семя и среди терния, и, поднимаясь, терние заглушает семя. И только четвертое семя приносит плод сторичный. Евангелист Лука не уточняет, сколько именно, а пишет «плод сторичный», как будто не делает разницы в отношении того, какой плод, какое качество, количество, главное, что он умножается многочисленно. На этом ставится пауза, и ученики спрашивают Спасителя: «Почему Ты говоришь народу все в притчах?» И Спаситель отвечает: «Потому что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а тем, внешним, все говорится в притчах» (см.: Мк. 4: 11). Это означает, что есть разная степень готовности людей услышать слово Божие, или в какой-то момент их уши остаются закрытыми: «Кто имеет уши слышать, да слышит». После этого Спаситель тут же предлагает интерпретацию притчи.

Что же значит каждый из тип семян? Первое семя – это то, которое является словом Божиим и сеется в сердце человека, но приходит диавол и похищает это семя, потому что не хочет, чтобы человек уверовал и спасся. Диавол не хочет спасения человеку, которое дается ему через веру, а вера принимается посредством слова Божия. Следовательно, человек, который читает Священное Писание, пытается проникнуть в тайну Богопознания, через изучение слова Божия должен уверовать, а вера должна привести его ко спасению. И диавол на самом начальном этапе вводит в пространство человеческих размышлений, в самый центр его интеллектуальной и чувственной деятельности какую-то противоположную мысль, то есть не дает этому семени укорениться. Это особенно тогда происходит в людях, когда у них нет стержня, или когда у них мысли добрая и противоположная на сердце борются – диавол борется с Богом в сердце человека.

Спасение дается через веру, а вера принимается посредством слова Божия

Второе семя, о котором говорит Спаситель, – это то, которое падает на камень. Каменистая почва напоминает людей, которые с радостью принимают слово Божие, но когда наступают испытания, связанные с гонениями, тогда оставляют Спасителя. У них радость, когда они увидели какое-то чудо, получили наслаждение от благолепного богослужения в храме, но когда это благолепие и чудо ушли в сторону, когда надо дать ответ в своем уповании, тогда эти люди прячутся, надевают личину светскости и не выдают себя как христиане ни внешне, ни внутри, забывает о том слове, которое они когда-то услышали.

2.jpg

Третий тип семени – это то, которое падает среди терния. И Господь расшифровывает, что же такое терние. Это многочисленные заботы и попечения, это богатства и это удовольствия, и в этом мы узнаем портрет современного человека, который также обременен этими испытаниями, которые не дают семени возможность прорасти. И что важно, эти тернии сравниваются с каким-то очень плотным строем ограды, которая окружает человека со всех сторон и не дает возможности вырваться из этого круга. Человек снова в этом погрязает, и постепенно увядает то слово, которое когда-то брошено было на почву его сердца.

И, наконец, четвертый тип семян – это те, которые проросли и даровали добрый плод – плод стократный. Спаситель снова повторяет слова: «Кто имеет уши слышать – да слышит». Митрополит Сурожский Антоний задается вопросом: неужели Господь разделяет людей на классы и кому-то суждено спастись, а кому-то не суждено спастись? Этот вопрос ставился еще две тысячи лет назад и в иудейских апокрифах, в таких как книга Юбилеев или четвертая книга Еноха, которые были написаны во времена первого столетия новой эры. Действительно, речь шла о похожем образе сеяния семени на разной почве, но люди делились на классы: на те, которые предназначены к тому, чтобы принять это слово и жить по нему, и те, которые, наоборот, не предназначены ко спасению. Митрополит Антоний подчеркивает, что скорее речь идет о состоянии человека, о том, что каждый из нас по временам является каменистой почвой, или окружен тернием, или, наоборот, является доброй почвой.

И мы себя спросим: так что же нам делать, чтобы спастись? Что нам делать, чтобы наше собственное сердце стало доброй почвой? И опять мы возвращаемся в Галилею, видим Спасителя, проходящего с учениками засеянными полями, вспоминаем, что мы видели на родных российских просторах, и начинаем догадываться, что поле представляет из себя дружный строй поднявшихся колосьев, которые растут примерно на одинаковой высоте и помогают друг другу преодолеть и камень, и терние. И это означает, что когда у нас на душе камень, который может быть растоплен слезами покаяния, то и у другого человека может быть на душе камень, который напоминает лед, растапливаемый, когда его согревает любовь.

3.jpg
Фото: 4x4photo.ru

Когда у нас недостаточно сил сокрушаться о своих грехах, мы, дорогие братья и сестры, можем помочь друг другу, стать друг другу ближе, чтобы терние не имело возможности прорасти между нами. И согревая заботой, уважением, лаской и добрыми делами, внимательностью или хотя бы непренебрежением другим человеком, мы помогаем ему согреться, особенно в холодную зимнюю стужу, и тем самым мы удобряем и свое собственное сердце. Спаситель нам говорит о деле, о том, что вера должна дать спасительный плод, а это означает, что должен быть какой-то поступок веры, а не только теоретические размышления о ней. И когда мы пытаемся стать друг другу ближе, позаботиться друг о друге и помочь другому человеку сделать из камня, из ледяного сердца воду живую, мы тем самым помогаем и себе.

Когда мы пытаемся помочь другому сделать из камня, из ледяного сердца воду живую, мы тем самым помогаем себе

В Древнем патерике есть замечательный образ врача, которые лечит с помощью мази, и один из старцев замечает, что никакой лекарь не приносит пользы другому, прежде чем не возольет это масло на свои собственные руки. И действительно, когда мы берем лечебную мазь, то, прежде чем смазать тело другого человека, мы приносим пользу себе, мы лечим свой собственный организм. Так и человек, который заботится о других, растапливает свое собственное сердце, раскалывает камни, удобряет эту почву, чтобы семя, посеянное на ней, могло дать добрый восход, могло принести плод во сто крат, и неважно, какой будет этот плод. Господь не уточняет, какие конкретно поступки, социальные, благотворительные или иные, мы должны совершать – это все предоставлено творческой активности человека, его произвольному выбору, наклонностям, способностям, Божиим дарованиям.

Но что важно – это стартовая точка, и это, к сожалению, является проблемой для современного человека, что мы не слышим слово Божие, не слушаем, и, часто бывает, мы даже просто не берем в руки Священное Писание, чтобы дать себе возможность его услышать. Мы оставляем чтение Библии на бесконечное «потом» и «завтра», на пенсионный возраст, когда времени якобы станет побольше. А на самом деле времени больше не становится, но становится еще сложнее видеть и тяжелее слышать, и следовательно, хорошо бы нам вернуться в изначальную точку в тот момент, когда Спаситель заговаривает о самом сеянии. А мы готовы искать это семя, слово Божие? Готовы ли мы найти возможность и время вчитаться в текст Священного Писания и задумываться, что значит воля Божия, явленная о нас, конкретно обо мне? И если мы находим возможность для чтения слова Божия, то мы находим возможность и для укрепления нашей веры, а это подвигает нас к спасительному деланию, и это дает нам возможность принести плод и выполнить все то, что заповедуют нам святые отцы.

Если мы находим возможность для чтения слова Божия, то мы находим возможность для укрепления нашей веры

Так давайте же, братья и сестры, вспоминая о таких простых детских притчах, как притча о сеятеле, в воскресный день, предназначенный для славословия Спасителя, откроем текст Евангелия, вчитаемся в него и задумаемся: что Спаситель сегодня хочет сказать каждому из нас, мне лично и всем нам, чтобы мы пришли в познание истины и были спасены. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить