Проповедь без слов

Он говорит, что проповедует без проповеди, а на первую свою просьбу о крещении получил отказ. У него нет духовного образования, но многих людей привел в храм. Михаил Бронский – просветитель, художник, организатор и участник множества социальных проектов: фестивалей, семинаров.

В его немалом списке учебных заведений: кулинарное училище, высшая школа менеджмента, студия шенкурской росписи. Он не называет себя бизнесменом, но продает чай, одежду и посуду, которые лично расписывает, по всей стране. О пути к вере, о скрытом смысле росписи и силе интернета мы беседуем с Михаилом Бронским.

– Вас часто представляют бизнесменом, предпринимателем, но Вы себя, прежде всего, позиционируете как человека творческого и человека верующего. Как Вы пришли к вере?

– Мне было лет 8–9, было 31 декабря, вечер. Родители готовили салаты, ждали гостей. Я случайно поймал мысль: этот год прошел, пройдет следующий, потом еще, потом мамы не будет, папы не будет, меня не будет… И так мне грустно стало и жалко себя. Я ушел к себе в комнату, лег на кровать, слезы сами собой потекли. В какой-то момент мама пришла, спросила, в чем дело, почему плачу? Я с ней поделился своими мыслями. Она меня обняла и что-то сказала в утешение, завершив: «Вытирай слезы, скоро за стол сядем, будем праздновать». И вышла.

Мне было лет 8–9, когда Кто-то открыл в моей голове знание: человек живет вечно, есть Бог

Я не сразу за ней пошел. Стыдно же было, парень и плачет. Но пока какое-то время был в комнате, появилось четкое ощущение, что Кто-то, Кого я не видел, открыл в моей голове знание: человек живет вечно, и ты будешь жить вечно, есть Бог.

О Боге в нашей семье не говорили, хотя бабушка украдкой молилась, рано по утрам, пока все спали. Украдкой, чтобы не навредить внукам. 

– Какие люди, события, встречи укрепили Вашу веру и помогли в пути?

– О встречах, которые укрепили и наставили на путь веры, можно много рассказывать.

Детские и школьные годы мои прошли в Шенкурске Архангельской области. Молельную комнату, которая стала на долгие годы маленьким храмом, открыли верующие женщины, наверное, в начале 90-х, потом появился и батюшка. У горожан было свое представление о том, какой должен быть храм и каков должен быть священник, поэтому прихожан было мало. 

Но как-то я пришел на службу, особо ничего в ней не понимая, дождался ее завершения и подошел к священнику с просьбой: «Батюшка, покрестите меня». В ответ услышал: «А ты Евангелие читал?» Я: «Читал». (Да, детская Библия и «Ветхозаветные истории» на тот момент точно были прочитаны.) А священник мне в ответ: «Поди еще почитай».

Через год-два я снова к нему пришел с просьбой меня покрестить. Я тогда учился в Питере, и можно было пойти креститься в любой храм, но мне почему-то было важно креститься в Шенкурске. 

На тот момент я уже был научен, мне повезло, я пошел на курсы дополнительного образования при моем вузе, преподаватель которых была воцерковленным человеком, многое нам рассказывала, поясняла и дала мне совет: «Ну и что, что священник тебе отказал в Крещении? Он проверял твое смирение, ты бы еще попросил, это же тебе надо, а не ему!»

Поэтому во второй раз придя в храм в Шенкурске, проговорили мы тогда уже с настоятелем час. И я уже примирился с тем, что получу отказ. Но батюшка встал и неожиданно для меня, когда все мои ожидания развеялись, но было внутри тихо, сказал: «Приходи завтра в 11.00. Крестик-то есть?» 

После института работал в одном православном издательстве. Проехал по России как экспедитор с книгами от Питера до Байкала, и до Краснодара на юге… Попал к старцу, схиигумену Алексию в Пензе, и к отцу Адриану в Печорах… Много монастырей посетил, а в одном и пожил три месяца. 

Однажды ждал встречи с епископом в епархиальном управлении и разговорился с кем-то из ожидающих о старцах… Рассказываю, что самое удивительное, с чем столкнулся, – это бесконечная любовь у старца Алексия, которая покрывает всю твою жизнь. Чувствуешь, будто крылья появляются, хотя есть полное ощущение, что старец видит все твои прежние падения и будущее прозревает, но в нем при этом нет ни тени осуждения, тебе стыдно, а у него по отношению к тебе только любовь! Один священник услышал мои слова и из соседнего кабинета как выскочил, как начал меня отчитывать: «Что ты несешь?! Какие старцы?! Ты учился в духовном заведении? Нет?! Так молчи!»

Как тут слова апостола не вспомнить: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8: 35). В одном месте закрылась дверь, в другом открылась.

И сейчас за меня проповедуют мои росписи, и через курсы росписи я рассказываю людям о том, какое мировоззрение и какой образ жизни был у мастеров росписи в 19-м – начале 20-го века.

За меня проповедуют мои росписи, через них я рассказываю людям о мировоззрении и образе жизни мастеров 19-го – начала 20-го века

– А где Вы сами научились росписи и почему именно такой стиль выбрали? 

– Росписи я учился при Шенкурском краеведческом музее. Там в 1992 году всего год просуществовала студия росписи. И я в нее попал. Попал, потому что очень хотел рисовать, но художественной школы тогда в Шенкурске не было, а кто-то маме сказал, что при музее начали учить детей рисовать. Я был самым старшим. Мне тогда уже было 12 лет.

Поначалу я был разочарован – совсем не того ожидал. Я ж пришел с запросом, чтобы меня научили рисовать картины. Могли бы меня и отправить, тем более что я был старше всех и пришел не с самого начала учебного процесса… Но мне предложили взять кисть, сесть выполнять капельки…

А потом нам, детям, разрешали самим заходить в фонды и выбирать для копирования понравившиеся прялки. Видимо, атмосфера музея и доброжелательность меня никуда не отпустили. Хотя мне пришлось год работать кистью, чтобы у меня стало получаться то, что я видел в уме.

Шенкурская роспись – одна из самых непонятных росписей для верующих только в материальный мир и происхождение человека от обезьяны.

На шенкурских (важских) прялках изображены цветы и листики, которых нет в живой природе, но при этом цветы и листья образуют крестообразную композицию. Мастеров или детей мастеров, которые сохранили бы преемственность промысла, исследователи росписи не застали в живых, да и не сильно-то и искали, если честно.

На шенкурских прялках изображены цветы и листики, которых нет в живой природе, но которые образуют крестообразную композицию

Мне повезло, потому что в моей деревне жила бабушка Елизавета Григорьевна, и однажды, показав свою прялку, она рассказала: «Это писал мой дядя Михаил Андреевич Поромов. Он жил на Едьме. Делал и писал прялки вместе с племянниками. Брал заказы на ярмарках, а потом по зимнику развозил по деревням. Верующий был. Борода у него был вот такая. Мне маленькой он расписал зыбку (подвесная колыбель), а потом еще и лошадку».

С годами, сопоставляя сведения о других росписях, читая воспоминания мастеров, в частности Веселова о хохломской росписи, пришло понимание, что на шенкурских прялках тоже изображали Древо Жизни (излюбленный мотив во всех росписях), правда, здесь еще было указание на Древо Жизни, Древо Райское, Древо Крестное, на нем же был распят Христос.

Крестьяне, украшая свою одежду, предметы быта, жилье, словно расширяли границы икон, у которых на фоне и на обрамлении (рамочках) были изображены цветы и травки, не характерные физическому миру, похожие на земные, но как будто из другого мира.

И вот изображения цветов райского сада перетекало в жилище крестьян, как бы напоминая человеку, куда и к чему он должен стремиться, о чем должен помнить…

Знаете, что означают цвета в хохломской росписи? Какой смысл вкладывали мастера в 19 веке? Степан Павлович Веселов (1903–1993) – мастер хохломской росписи – говорил, что в свете Божественной благодати (золотой фон), который пронизывает весь мир, происходит постоянная смена жизни и смерти (чередование красного и черного цветов).

Северные росписи произошли от иконописи и северных традиций переписывания книг, мастера росписи были верующими людьми, соответственно, влияние христианского мировоззрения было в основе всего крестьянского искусства.

В 19 веке в Соловецком монастыре учили многих маляров, не все из них стали иконописцами, кто-то стал расписывать прялки, потому как быстрее можно было заработать на пропитание семьи. Роспись стала промыслом – делом, которое приносило доход. Прялки были востребованным товаром – тем инструментом, в котором нуждалась каждая женщина и девушка.

На Север России шли мастера-маляры (художники) из Костромы, их роспись была более живописная, более легкая, лихая, быстрая, чем у мастеров прялочного промысла. Пришлые мастера звались «отходниками», отходившими в другие губернии на промысел, промышлять, на заработки.

Я владею двумя росписями: шенкурской (важской) и росписью костромских отходников.

И та и другая росписи – свободно-кистевые, пишутся сразу кистью, правда, движение кисти начинается по-разному, в одной – от себя, а в другой – к себе. Одну роспись пишешь словно на всенощном бдении стоишь, а другую – словно Пасху празднуешь.

– Можно сказать, что Ваше владение техниками – это тоже ремесло, ведь Вы продаете расписанную посуду, одежду… Можете назвать себя бизнесменом?

– Все же я не совсем бизнесмен, я больше художник, мне нравится создавать, постоянно искать что-то новое, улучшать, а бизнесмен – это тот, кто организует систему одних и тех же выверенных действий, которые приносят прибыль. Бизнес – это рискованная деятельность, цель которой получение прибыли. 

Мы, я и моя семья, делам чай из растения кипрей узколистый (иван-чай) с добавлением наших северных трав и ягод. Все пакеты, в которые фасуем чай, я расписываю своими руками. Был период, когда часть пакетов расписывала мастер мезенской росписи, но почему-то чай в них не так хорошо расходился, поэтому я сейчас расписываю каждый пакет своими руками.

Поскольку росписью я занимаюсь уже 30 лет, я перепробовал все поверхности, практически все краски и кисти. В какой-то момент хотел делать набойку, но рука требовала кисти, и я стал расписывать одежду. Сначала это были платки, потом футболки, джинсовые куртки, брюки, а потом и рубашки, и пиджаки, и кожаные сумки, и обувь. Расписываю и мебель, и посуду.

10 лет я искал дизайнера, который бы мне смог помочь сделать принты на ткань. И вот два года назад в соцсетях я увидел профиль Яны Козловой и тут же ей написал. В итоге Яна мне помогла выпустить коллекцию тканей с мотивами росписи костромских отходников.

Что мы делаем из этих тканей? Шьем одежду по индивидуальным меркам и фасону. Пока нет речи о большом серийном производстве. Большой бизнес требует больших вложений.

Есть нечто, что объединяет все наши продукты. Будь то упаковка для иван-чая, одежда с ручной росписью или ткань с принтами – везде есть отголосок райского сада.

Есть нечто, объединяющее наши продукты, – везде есть отголосок райского сада

В Писании же сказано: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6: 21).

– Многие узнают о Вас из соцсетей, у Вас интересный блог, где место есть и для размышлений о религии, и для житейских историй, и для многих красивых работ, созданных Вами. А с какой целью Вы завели странички в соцсетях? 

– Сначала из любопытства, было интересно разобраться, как там все устроено. Первая соцсеть, где я зарегистрировался, была «ВКонтакте». Посоветовала одна знакомая художница. Когда она приезжала в гости ко мне в деревню, увидела мои работы и сказала, что есть вот такая соцсеть, мол, там тебе бы выставлять фото своих работ, глядишь, заказы пойдут из других городов. Кажется, что это все было в прошлой жизни… 

Моя страница – это мое творчество, мои мысли. Нет-нет да и услышу: «Лучше бы ты только публиковал свои работы и ничего не писал», и тут же: «А я благодаря вашим постам в храм пришла…» Отзывы всегда бывают диаметрально противоположные. Сначала переживаешь: хотелось же быть хорошим и правильным для всех. Увы, это невозможно. Даже Христос – Любовь Бесконечная – и то не угодил большинству. 

– Каким Вы видите будущее православного сообщества?

– Сложный вопрос. Пока от людей под видом послушания требуют беспрекословного подчинения, Дух Божией Любви такое сообщество будет избегать, а значит дом долго не простоит.

В истории Церкви не раз были отступления, но пока ради простых сердцем людей благодать Божия присутствует в храмах. 

Если православное сообщество будет прежде всего искать Царства Божия и Славы Его, то оно будет существовать и развиваться. В противном случае Бог, как садовник, лозу, не приносящую плода, выкорчует и бросит в огонь.

Всё о будущем можно найти в Священном Писании, но его же надо читать…

Беседовала Алина Темнова 

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить