«Сохрани меня в вере»

Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский:

Будьте как дети. Детям что говорят, то они и делают. Без дитячей веры нельзя попасть в Царство Небесное. А вера – от смирения.

Пред людьми себя поведем смиренно, если нужда случится. А пред лицем Божиим холодны, недоверчивы, неискренни. Отчего так неверны Богу? От гордости сердца. Нет живого чувства совершенной зависимости нашей от Бога во всех потребностях жизни духовных и телесных и сердечного желания иметь то. Но как иметь, если забываем, что ничего своего не имеем по природе?

152710_onufrie.jpg
Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский

«Святым Духом всяка душа живится» – это забывается. Земные отношения людей – пробный камень и мера нашего отношения к Богу. Если верен в малом, то верен и в большом. Кто чтит родителей, тот способен подобающим образом чтить и Бога. Гордость сердца – первая причина неверия. А смирение – первая причина послушания и благоговения пред величием Божиим. Кто мы? Ничто. Но, может быть, и нечто – в связи с Богом.

*

Человек должен быть как дитя у Бога. Без смирения не может быть искренней веры, а без такой веры невозможно угодить Богу: «Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царство Небесное», – говорит Спаситель (Мф. 18: 3). Боже, Боже наш, Господи, Иисусе Христе! Даруй нам быть дитятей верой, простыми, доверчивыми. Дети так просты, что им ни скажут, тому они верят. Таковы должны быть люди по отношению к слову Божию.

Неверующий не хочет признавать сердечно, всей душою, во всех отношениях Превосходнейшего, чем он, Существа – Бога. В тайном сердечном неверии скрывается гордость сердечная. При смирении не может быть неверия, только гордость смеет не верить. Как же много нужно заботиться о чистоте сердца!

*

По вере, добрым мыслям, словами и делами я близок Богу. Я Божий. А когда свой (самость), т. е. когда удаляюсь от Бога сомнением, неверием, недобрыми мыслями, желаниями и делами, тогда худо мне, скорбь и теснота бедной моей душе.

Наибольшая часть людей не знает, как должно знать, Спасителя. Он не составляет для них необходимой приятной потребности их сердца, как для малых детей потребность – родители.

Вот вам задание: привить и развить эту потребность, чтобы жить Спасителем и гнаться за Ним, как дитя за оставляющею его матерью. Ей (душе) должно быть больно, когда Спаситель оставляет нас, оскорбленный или холодной молитвой, или сердечным неверием… потому что маловерием, неверием, гордостью, пресыщением или другими грехами преграждаем путь Ему, Чистому, к нам, нечистым. Который каждую минуту, как струя окружающего нас воздуха, готов при нашей готовности (если есть такая налицо) наполнить нас, наше сердце, пролить сладость во внутренность нашу, как действительно часто наполняет (когда достойны мы) вдруг, мгновенно разливая в душе животворную теплоту, свет, мир, сладость, радость.

К Которому когда бы ни воззвали с верою, всегда воззовем в уши Его, и никак не мимо. Но к Которому без ключа веры нельзя подойти и соединиться. Который стоит всегда при дверях сердца каждого человека и толчет в него, ожидая отверзти его ключом веры, надежды и любви. Не надо выпускать из мысленных очей Господа, всегда надо иметь в уме Его, иначе плохо бывает. Учитесь быть в любви у Господа, бежать в объятия Его сладостной, животворной любви от горечи прилогов диавольских, от яда угрызений злого духа, полагать во Господе упование спасения нашего.

Священномученик Сергий Мечев:

Вера есть дар Божий, о котором должно просить; вера зависит от того, как мы смиряемся, и пути, ведущие к вере, лежат через память смертную, через неприлепление к мирским благам и даже к самой жизни в мире сем, через готовность к смерти за веру во Христа.

152710_onufrie.jpg
Священномоченик Сергий Мечев

Смирение есть вера и вера – смирение. Препятствие же для веры – не в естестве, а в том, что мы сами вложили в себя, – в гордости. Вся трудность заключается в стяжании смирения.

*

Мы своими силами не можем ни приобрести, ни сохранить веру и должны молиться о том Господу, как молились святые отцы и мужи евангельские.

*

Наша вера зависит от того, насколько чиста наша совесть. Очищение и хранение совести – вот на чем должна быть основана борьба за веру.

Преподобный Никон (Беляев), исповедник:

Веру соблюсти может тот, кто горячо и искренно верит, кому Бог дороже всего, а это последнее может быть только у того, кто хранит себя от всякого греха, кто хранит свою нравственность. О, Господи! Сохрани меня в вере благодатью Твоей!

Священномученик Михаил Чельцов:

Нельзя быть христианином без веры во Христа как Сына Божия. Каждая строка Евангелия говорит читателю о Божественном Лице Его, в каждом пункте учения верующий стоит пред Ним.

*

Быть христианином – это значит не только веровать во Христа, держаться учения Его, но, веруя в Него, согласно с этой верой жить и действовать. Можно веру всю содержать, быть наилучшим богословом, даже и тайны Царствия Небесного разуметь, но если с этим не будет соединяться истинно христианская жизнь, то тщетна вера будет.

Священномученик Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский:

Слова Иисуса Христа «кто исповедует Мя…» и обратное: «кто постыдится Мене…» Не подпадаем ли мы под второй приговор? Мы стыдимся многого: и ходить в храм, и звания христианина, и крестного знамения, даже иерей стыдится своего звания, рясы… Вера есть мудрость, превышающая человеческую всякую, а мы ее стыдимся; вера есть дар Божий; за нее умирали сонмы мучеников, она открывает истину бытия, Царство Божие, а мы стыдимся и считаем себя верующими… и бесы веруют… Мы стыдимся Христа, а Он не постыдился принять плоть, ясли, пелены, Крест. Верой крепкой по морю ходили мученики, преподобные, и нам надо держаться веры, силы ея.

152710_onufrie.jpg
Священномученик Николай (Могилевский)

Без веры невозможно угодить Богу. «Кто веру имеет и крестится, спасен будет» (Мк. 16: 16). Нужно веру хранить в чистоте и полноте. Апостолы ее хранили в чистоте. Преемники их, мученики, умирали за веру.

«Покажи веру от дел твоих» (Иак. 2: 18). «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!.."» (Мф. 7: 21). Содержанием веры является жизнь каждого. Возьмем веру апостолов: веруя во Христа, они установили Таинства, богослужения, они почитали Матерь Божию, храмы, чтили праздники, посты. Весь уклад жизни Церкви идет от них. Это и есть то, что называется православием. За все это мученики и исповедники умирали. Все это принято Святой Церковью и для всех верующих должно быть обязательным.

*

Есть люди, которые, или по недомыслию, или по гордости ума, вольно живут, не желая подчинить свое сознание общему сознанию Церкви, учат и других сему. Таковые не будут признаны Христом, поскольку не признают Святой Церкви как Божьего учреждения. Церковь – корабль, носительница благодати Святого Духа. Пребудем верными Святой Церкви, апостолам, мученикам. Этим мы выражаем единение с ними. Отказ от Церкви – гибель для души. Будем верить, искать пути спасения, исполнять уставы Святой Церкви. Будем чтить Божию Матерь, будем верить в Ее заступничество за нас, будем надеяться на нашу великую Заступницу рода христианского. Будем надеяться и верить святым, за чистоту веры у Господа просиявшим.

*

Веровать – значит иметь живую уверенность в бытии Бога, Его действиях, свойствах, принимать Его Откровения, заповеди, доверять Его слову. Такая вера открывает тайны мироздания, человек узнает себя, что он есть образ Божий, узнает смысл жизни, в нем умирают все волнения духа, и он в Боге почувствует себя как пловец, переплывающий бурное море. Мы знаем Бога, мы верим Ему, – в Нем наша отрада, надежда, Он призвал нас: «Приидите ко Мне…» (Мф. 11: 28). И мы пришли и нашли покой в Нем.

Священномученик Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский:

Какое великое сокровище – вера наша!.. Во всех обстоятельствах она приносит нам успокоение, утешение, радость. Верующий всегда скажет со святым апостолом: «Злословят нас – мы благословляем; гонят нас – мы терпим; хулят нас – мы молим…» Слава Богу за все и всяческих ради! И какое великое утешение – вера наша! Мы и в бедах не унываем, и в скорбях благодушествуем.

152710_onufrie.jpg
Священномученик Афанасий (Сахаров)

Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской:

Три сестры

Горя, страданья, отчаянья полны
Моря житейского бурные волны,
Брызги их – слезы и кровь!..
Но человеку в юдоли томленья
Чудные сестры даны в утешенье:
Вера, Надежда, Любовь!
Первая в доле суровой, унылой
К людям приходит могучею силой,
Светом небесным полна.
И, ободряя унылых душою,
Вера приносит им бодрость с собою,
Гонит сомненья она.
В жизни суровой, в тоске безысходной
Светит вторая звездой путеводной,
Эта звезда нас ведет.
Смотрим вперед мы с надеждой смелее,
Темная даль и ясней, и светлее,
Легче нам бремя невзгод.
Третья сестра это – Божье дыхание.
С ней не страшны никакие страдания.
Храм ее – наши сердца!..
В ней сострадание, жалость, участие,
В ней красота всепрощенья и счастия,
Царство любви без конца!..

Подготовила Александра Калиновская

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить