Священный материализм

(Окончание. Начало см.: Что такое человек)

Что же говорит святитель Григорий Палама об этом Платоновом пути? Он характеризует всё это восхождение одним словом – «воображаемое». Всё это измышления. Это воображаемое движение является проекцией; подобно тому как «я» (психоаналитики знают это) по сути является воображаемым и формируется вереницей отождествлений, так и это восхождение является самым великим и последним отождествлением. В конце «я» отождествляется с Единым и заявляет:

– Я бог, бог – это я. Я и Бог – одно.

Почитайте Плотина, его последний трактат, чтобы увидеть, как точно он описывает это явление.

В «Апологии против Варлаама и Акиндина» святитель Григорий говорит, что это безумие. Нет никакого смысла восходить к Богу одной только душой, потому что «по образу» принципиально относится не только к душе, но и к телу. Первое, что здесь велико, это то, что Бог создает не только душу, он ваяет составное существо, которое и материально тоже.

Согласно святым отцам, душа не нематериальна. Она материальна, просто она – эфирный дух. Так учат и отцы VII Вселенского Собора. Душа не совершенно нематериальна. Она нематериальна по отношению к телу. «Только Бог нематериален во всем».

Итак, Бог создает существо по Своему образу. Если «по образу» относится ко всему человеческому существу, это значит, что мы ничего не можем отнимать у человека.

Здесь свет, здесь святоотеческое писание, и это поразительно. Человек не должен выбрасывать из себя ничего. Святой Максим Исповедник говорит, что подвижничество не должно становиться причиной того, чтобы мы повреждали свое естество. Всё создано Богом. Другими словами, Бог создал не только мой ум. Он создал и любовь во мне, создал и мои ногти, волосы, зубы, всё. Воплощение совершилось ради всего этого. Он этого не пересоздавал, а воспринял. Придал этому определенный способ существования, провел всё это через смерть, воскресил! И не просто воскресил, но и вознес на небо!

Это нечто великое. А поскольку это так, то вы понимаете, что мы не можем предстать пред Богом с половиной своего существа и сказать Ему:

– Я привел Тебе свой ум, Господи, вот он, здесь! Привел свое воображение, вечером буду думать о Тебе, Господи!

О, это пресловутое «религиозное чувство»! Нет ничего хуже него. «Религиозное чувство» – это хуже всего. Религия. Я не могу понять религии. По мне, если Бог создал всё мое существо, тогда единственный вопрос, который встает, это: может ли всё мое существо быть частью вечности? Вся та вселенная, которую я собой представляю, весь микрокосмос, которым являюсь, все то неизмеримое, что связано со мной, что я чувствую и понимаю, – есть ли у всего этого какое-то будущее?

Если это не так, тогда, значит, одно из двух: или Бог не создавал всего моего существа, а следовательно, Бог не существует, или Бог не может спасти всё мое существо, а следовательно, Он не Бог, не всемогущ.

А что означает, что Бог меня спасет? Это очевидно означает, что всё мое существо пребывает пред Ним в вечном общении диалога и любви. Так ли это? И если я действительно цел и бессмертен, значит, то, что должно быть побеждено, – это смерть. Я вознесусь к Богу, но, как говорит святитель Григорий Палама, «вместе со всяким видом творения, чтобы это “по образу” было целостным».

Мне очень нравится, что он говорит не просто «полным», а «целостным», чтобы человек мог констатировать, что он действительно «по образу» существует в целостном виде. Я взойду к Богу только всем своим существом. Только целым, совершенно целым, таким, каким Он меня сотворил, только так.

Я взойду к Богу только всем своим существом. Только целым, совершенно целым, каким Он меня сотворил

Вы видите здесь, что исихазм – это совершенно идеалистичное, но в то же время и самое глубокое материальное усилие. Заметьте это! Исихазм – это вид священного материализма, потому что ничто из меня не должно погибнуть.

Не забывайте, что первое и самое крупное обвинение, которое когда-либо выдвигали против христиан, это то, что они привязаны к плоти, материалисты. Другими словами, они люди, которые по какой-то причине не ограничиваются духовной связью с Богом, а служат Ему.

Согласно святителю Григорию Паламе, у тела имеются духовные предрасположенности, т.е. на нем напечатлены склонности к духовному общению. Не только на душе, не только на уме. Вот почему этот способ восхождения к Богу имеет такое большое значение. Первый способ – воображаемый, через ум, а второй я бы назвал евхаристичным, или глубоко диалогичным способом. Давайте немного взглянем на этот диалог и его этапы. 

Первое событие – это я сам, неожиданный дар самому себе. Нет никого и ничего, что предначертало бы мое присутствие. Я происхожу буквально из ничего. Из Божия намерения. И я – совершенно другое, совершенно свободное и совершенно самоопределяющееся намерение. Точно так же я – великий дар самому себе; дар, который имеет начало, но не имеет конца.

Есть такое выражение: «Ты будешь жить моей любовью». «Я люблю тебя, и этого тебе достаточно», – говорят некоторые пары, оказавшись в критической ситуации. Но Бог не останавливается на этом, Он проявляет Свою любовь в конкретных дарах. Чтобы мы Его увидели. Сначала у нас есть один великий дар – я. Но я мог бы остаться просто пульсирующим сознанием во вселенной, подобным одинокому пульсару. Однако я вижу, что есть и что-то другое. Второй дар – это мир. Бескрайний мир с бескрайними словами, с бескрайними Божиими глаголами; огромное любовное письмо, которое говорит и говорит. Ручейки, реки и горы…

Вы видели, что делают влюбленные? Они говорят бессмысленные вещи. Но какие красивые бессмысленные вещи! Некоторые из них стали лучшими литературными произведениями всех веков. Я хочу сказать, что здесь встает вопрос о некоем превосходном состоянии.

Второй дар – это мир. Мало того, что я, по сути, создание, всецело желающее, всецело свободное, всецело готовое усомниться во всем, что находится вне меня, всецело вольное отринуть и Самого Бога. Но у меня есть еще и второй дар – дар мира, который наполняет меня богатством, восхищает меня и делает мудрым. Я действую вместе с ним. Я вмешиваюсь в него через науку, через искусство, делаю его еще лучше или, соответственно, уничтожаю.

Но и это не всё. «Помощник, подобный ему» – вот третий дар, еще более великий (ср.: Быт. 2: 18). «Помощник, подобный ему» – это другой человек. Это принципиально другой пол. Не случайно в книге Бытия второй человек имеет другой пол. Другой par excellence (преимущественно); другой, который отличается от меня настолько, насколько это необходимо, чтобы я еще больше нуждался в нем. Понимаете? Чтобы он мог как можно больше помогать мне, существовать рядом со мной как можно полнее.

Но что бы я делал сейчас со всеми этими дарами, если бы не было Кого-то, Кому я мог бы сказать:

– Вот! Это всё – для Тебя, я отдаю всё Тебе!

Бог знал, что никто не может радоваться, если он один. И так, в онтологическом смысле, Он подает нам великий дар общения с другим человеком, с другими людьми. И человек становится несказанно богатым, потому что может радоваться полноте образа Божия в другом человеке. Вот как Бог постоянно заряжает меня страстью, выводит меня из себя, чтобы я смотрел на всё извне собственных границ, чтобы становился мудрее, становился глубже. Всё, чего у меня нет, я получаю в благодатных дарах, которые есть у других.

И человек становится несказанно богатым, потому что может радоваться полноте образа Божия в другом

Дары, однако, и на этом не останавливаются, но, словно этого мало, Бог предлагает и Церковь. Не религию, а именно Церковь. Он предлагает и вечную перспективу для всего этого. В одном месте святой Никодим Святогорец пишет так: «Это удивительно. Бог мог бы сказать: “Я создаю тебя, чтобы ты счастливо пожил 100 лет, и больше ничего”». Перспектива в том, чтобы этот мир стал Его Телом. Самый невероятный и самый великий дар из всех!

Воплощение свидетельствует, что Любовь Божия не имеет границ. У Нее нет причины и цели, и Она не требует ничего. А что могла бы взять Себе Любовь, когда Она хочет Собой пожертвовать? Любовь, Которая даже не ждет, чтобы мы поняли глубину этого дара.

Перевела с болгарского Станка Косова
Православие.Bg

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить