Торжество Креста Господня +АУДИО

Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении

Фото 1.jpg

Торжество Креста Господня. Проповедь игумена Павла (Полукова). (Продолжительность 00:12:49 мин, размер 17,6 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодняшнее воскресенье, братья и сестры, называется воскресеньем или Неделей по Воздвижении. Мы видим посередине храма Крест, Крест украшенный, Крест красивый. В основе христианства лежит проповедь о покаянии, о событии Воскресения Христова, и мы знаем, что в центре всех этих событий Крест Христов, поэтому празднование Воздвижения Животворящего Креста в Церкви длится продолжительное время: воскресенье перед Крестовоздвижением, само событие, отдание праздника, которое приходится на 4 октября. И все время в храме находится Крест. Крест как напоминание нам о жертве Христовой, Крест как напоминание о силе Божией, которая дается нам. И везде, даже в самом небольшом деревенском храме, где, может быть, не такой величественный и красивый Крест, а небольшой напрестольный, Крест обязательно украшается хотя бы самыми скромными цветами, показывая нам торжество Креста Господня.

Крест – напоминание о жертве Христовой и о силе Божией, которая дается нам

Сегодняшнее Евангелие начинается, наверное, самыми пронзительными словами, обращенными к нам, ко всем последователям Христа: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Надо сказать, что слова эти были сказаны до крестной смерти и Воскресения Христова. Если сейчас, через 2000 лет после этих событий, мы знаем, что такое Крестная жертва, мы почитаем Крест Христов, у нас есть нательные крестики, крестами украшаются храмы, то тогда крест был действительно страшным орудием. Слова, сказанные до Распятия, действительно могли восприниматься как юродство. Это была не только мучительная, но и позорная казнь, особенно в Иудее, потому что это казнь, которую придумали римляне и принесли с собой на территории, которые они оккупировали, захватили. Они казнили подчиненный народ, конечно, за преступления через крест. И, конечно, казнь через крест воспринять было труднее, чем сейчас. Но и сейчас эти слова у нас тоже вызывают смущение. Неужели это правда, когда говорят, что христианство некая унылая религия, которая призывает к смирению, которая призывает к тому, чтобы смиренно нести скорби и страдания? Неужели это правда религия страдания?

Фото 2.jpg

Ефрем Сирин, преподобный IV века, один из учителей Церкви, сказал замечательные слова: «Слава Божия присутствовала в ветхозаветные времена сначала в Скинии Божией, в Ковчеге Завета. Потом слава Божия присутствовала в Иерусалимском храме. А после разрушения храма и после Крестной смерти эта сила и слава Божия перешла на Крест». То, к чему люди стремились и шли за многие тысячи километров, чтобы помолиться в единственном храме Истинному Богу, сейчас есть в каждом храме, есть у нас на груди, нам доступно. И нам доступно не просто знамение креста, а сила и слава Божия, которая пребывает с нами.

Если мы посмотрим на сегодняшнее Евангелие немножко шире, чем на текст, который предлагается для чтения в сегодняшнее воскресенье, а посмотрим на несколько стихов раньше и несколько стихов позже, то увидим, что Христос исцеляет слепого на глазах апостолов, ближнего окружения. И затем начинает задавать вопросы: «А за кого Меня почитают люди?» Только что Он совершил явное чудо, свидетельствующее о Его Божественности. «За кого Меня почитают люди?», и апостолы говорят: «Кто-то за Иоанна Крестителя, кто-то за Илию пророка, кто-то за другого великого пророка». «За кого почитаете Меня вы?», – задает вопрос Спаситель. И Петр, этот самый горячий апостол, удивительный человек, отвечает кратко, емко и в самую точку: «Ты – Христос».

Нам доступно не просто знамение креста, а сила и слава Божия, которая пребывает с нами

Спаситель не просто так задал этот вопрос. Я совершил чудо, вы признаете Меня Христом, Мессией, о Котором был весь Закон и Пророки. И после этого Он и открывает, что скоро Ему подобает пострадать, быть распятым и потом воскреснуть. И вот здесь тот же Петр, который только что исповедовал Его Христом, отзывает Его в сторону и начинает Ему противоречить, потому что он не вмещает в себя этого распятия, помня о том, насколько мучительна, позорна и бесславна эта казнь, которая вроде бы не подходит для Мессии, для Того, Кто пришел спасти их. Именно после этого Спаситель говорит ему, одному из первых апостолов: «Отойди от Меня, сатана! Ты мне соблазн», то есть твое понимание не совпадает с Промыслом Божиим. И после этого Спаситель говорит те самые слова: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест, и следуй за Мной».

Фото 3.jpg

И дальше в Евангелии от Марка за этими словами читаем: «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними» (Мк. 9: 2). На горе Фавор апостолы увидели славу Преобразившегося Спасителя, и тот же апостол Петр опять так эмоционально, так ярко говорит: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17: 4). Он не знал, что еще сказать. «Сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17: 4). И вот здесь Господь открывает, что Ему нужно пострадать, что для дела спасения Промыслом Божиим избран этот путь, что этот путь Он заповедует нам в меру наших сил, и что этим страданием все не заканчивается, за этим следует слава, слава человека и слава Бога, и такое состояние, когда кроме как сказать, что хорошо нам здесь быть, других слов нет.

И мы говорим, что несем крест, имея в виду разные события в жизни, которые доставляют какую-то скорбь. Не каждая скорбь крест. Допустим, человек злоупотребил алкоголем, сел за руль, и в этом состоянии сбил насмерть человека, и попал в заключение. Это крест? Нет. Это наказание. А вот, наверное, для его жены и детей это крест, потому что, вне зависимости от произошедшего, их муж, кормилец, отец на какое-то время выбыл из поля зрения, не может кормить свою семью. И вот такой крест мы можем и должны нести. Для чего? Для совершенства. Не для того, чтобы быть в скорбях, нет, для того чтобы не опускать руки, для того чтобы бороться. И через эту борьбу, через это преодоление скорбей возможно настоящее совершенствование человека. Человек может совершенствоваться в познаниях, в карьере, в каких-то других сферах, но это совершенствование будет внешним. Внутренне он останется тем же.

Через преодоление скорбей возможно настоящее совершенствование человека

Задача человека на земле действительно вырасти в меру возраста Христова. И мы знаем многие примеры. Мы знаем многих блокадников Ленинграда, которые перенесли тяжелейшие страдания, и многие стали знаменитыми, но самое главное – эти люди могут понять другого человека. Если ты сам испытал скорбь, слабость, голод, что-то другое, то по-другому относишься к окружающим. Я уже не говорю о наших мучениках, новомучениках Церкви Русской, которые как под копирку в своих воспоминаниях (если они не были расстреляны) писали: «Лагерь – лучшее время в моей жизни». Почему? И тоже как под копирку отвечали: «Потому что Бог был близко». Многие деятели искусства, культуры, например, Дмитрий Лихачев, конструктор Королев – это прекрасные люди, которые прошли через лагеря, не потеряли человеческий образ и действительно выросли и профессионально, и духовно.

Фото 4.jpg

Не бывает так, чтобы не было скорбей и страданий. Не бывает. И Господь через Крест дает нам силу и помощь, дает нам уверенность, дает нам какое-то даже дерзновение. И нам нужно не опускать руки, не сдаваться, преодолевать и расти, расти и расти в меру настоящего человека, как раз для которого и готовится Царствие Божие. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить