Три искушения +АУДИО

Проповедь в среду 2-й седмицы Великого Поста

4.jpg

Три искушения. Монах Василий (Немец). Проповедь в среду 2-й седмицы Великого Поста.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Прошла неделя с тех пор, как мы вступили в период Великого поста, Святой Четыредесятницы. Эти сорок дней поста, конечно же, напоминают нам о сорока днях, которые Спаситель провел в пустыне. В пустыне ничто не отвлекает человека. Забота о материальных вещах, развлечения и прочие отвлекающие факторы сведены к минимуму. И во время Четыредесятницы мы стремимся подражать Господу, Который провел сорок дней в пустыне, сосредоточив свое внимание на том, что действительно важно – на нашей духовной жизни, на своего рода смене приоритетов, на очищении себя от страстей так, чтобы наше сердце в первую очередь принадлежало Богу, а не чему-то другому в этом мире.

Что касается сорокадневного пребывания Спасителя в пустыне, то мы видим Его здесь в моменте испытания, сталкивающимся с искушениями. И мы, обращаясь к этому моменту Его жизни, учимся тому, как противостоять искушению, бороться с ним.

После сорока дней, в течение которых Христос постился, к Нему приходит диавол и искушает Его. Диавол говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4: 3).

Порой самое большое искушение для человека заключается в сосредоточении жизни на материальных вещах и удовлетворении чувственных потребностей, плотских желаний. Многие люди на протяжении всей истории и по сей день сбиваются с пути этими искушениями. Естественные физические потребности сами по себе не являются чем-то плохим, однако они порой похожи на маленьких детей, настойчивых и желающих удовлетворения своих желаний сразу же. Если эти желания постоянно удовлетворять, то они начинают управлять нашей жизнью и мало-помалу овладевают нашей душой. Некоторые люди делают главной целью в жизни удовлетворение плотских желаний и живут исключительно ради этого. Но поступая так, мы лишаем себя полноты жизни, ограничиваем себя очень плоским измерением.

Если желания постоянно удовлетворять, то они начинают управлять нашей жизнью

Христос, отвечая на искушения сатаны говорит: «Не хлебом одним жив будет человек» (Мф. 4: 4). Хлеб, пища являются благом, но если мы позволяем чувственным желаниям преобладать, и это, конечно, не ограничивается только едой, то что происходит? Любовь, вера, стремление к Богу, молитва, нравственное совершенство, все эти и прочие возвышенные ценности начинают отступать на второй план. Насколько это трагично, когда жизнь сводится лишь к удовлетворению физических желаний и ограничивается столь плоским измерением! И именно от этого здесь предостерегает нас Господь. Это первое искушение.

3.jpg

Затем диавол в одно мгновение показывает Христу все царства мира и предлагает дать все это Ему, если Он только поклонится ему. Здесь мы оказываемся в более тонкой области, перед уже более изощренным искушением – искушением властью. Наверное, все мы временами поддаемся этому искушению, и, к сожалению, иногда, какой бы маленькой ни была наша власть, она нам нравится и нам хочется ею обладать. Но стоит задуматься о том, что происходит с нами, когда мы позволяем стремлению к власти становиться столь важной частью нашей жизни? Духовная жизнь предполагает предание себя Богу, позволение Богу руководить нами, но если этот акцент смещается и более важное место занимает наше желание господствовать над другими, то мы оказываемся в очень опасном духовном устроении, которое нередко приводит к пренебрежительному и даже жестокому отношению к другим. Господь учит нас, что истинное величие приходит от служения другим, а не от властвования над ними. Священное Писание также всячески остерегает нас от искушения искать власти и контроля над другими, так как это приводит к гордыне, к ложному чувству собственной значимости, что, конечно, противоречит добродетели смирения. Лишь Бог обладает высшей силой и властью, и наше внимание главным образом должно быть сосредоточено на подчинении себя Ему и Его всеблагой воле.

Истинное величие приходит от служения другим, а не от властвования над ними

И, наконец, последнее искушение – это искушение славой. Диавол здесь приводит и поставляет Христа на самый верх иерусалимского храма, говоря Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз» (Мф. 4: 6). Ни одно другое место для еврейского народа не было более центральным и важным, чем иерусалимский храм. Экономически, политически, культурно и религиозно храм занимал центральное место в жизни общества. И когда Христос был поставлен диаволом на самый верх храма, то, по слову некоторых толкователей, диавол тем самым как бы предложил Ему занять место на самой вершине общества. Соблазн здесь не столько во власти, сколько в получении славы и почестей – то есть в том, чтобы быть всеми видимым и восхваляемым.

2.jpg

Для многих людей чувственное наслаждение не так важно, и их даже не так сильно волнует власть, их в большей степени интересует честь, им хочется быть значимыми, быть на вершине общества, где все смотрят на них. Для многих людей это настолько важно, что они готовы на все, чтобы добиться такого почитания. И далее, что говорит диавол? Он говорит, что Бог «Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф. 4: 6). Обратим внимание на то, что он говорит: Ангелы будут оберегать Тебя, и даже Сам Бог позаботится о Тебе. И здесь мы видим, до какой невероятной степени диаволом раздувается состояние гордыни.

Слава, однако, сама по себе не всегда является отрицательным явлением, поскольку слава может служить свидетельством и признанием чего-либо добродетельного или достойного похвалы. Она может являться средством, указывающим на что-то положительное, и может вдохновлять других следовать за этим. Однако поиск славы для себя является признаком гордыни. Стремление к личной славе приводит нас к высокомерию и отсутствию заботы о благополучии других. Ведь когда человек стремится к славе, он может поставить собственный успех и признание превыше всего, даже в ущерб другим. Стремление к славе также может стать некой навязчивой идеей, заставляя человека сосредоточиться исключительно на каких-то своих личных достижениях, а не на более важных аспектах своей жизни.

Итак, в течение жизни человек неизбежно сталкивается с тремя искушениями, которые предполагают изменение жизненных приоритетов в сторону чувственных удовольствий, власти или славы. Но какое место эти три вещи занимают в нашей жизни сейчас? Это, кажется, очень важный вопрос, на который нам стоит постараться ответить для себя в течение этих сорока дней поста. И да просветит нас, и да поможет нам в этом Своей благодатью Господь Бог. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить