Вечер христианина

Очередной день окончен. Было в нем немало трудов и хлопот, были события и встречи радостные для нас, но были также огорчения и искушения. Как провести конец дня с пользой для души? О чем обязательно надо позаботиться? О чем помолиться? С каким настроем отходить ко сну?

1. Вечер. Золотой Плес. И. Левитан, 1889 год.jpg
Вечер. Золотой Плес. И. Левитан, 1889 год

День духовной жизни, жизни в Церкви, жизни с Богом начинается с вечера.

Вечером не предавайся тотчас покою, как бы много ты ни утомился от дневных занятий. Христианину неприлично поступать так неблагодарно. Окончив дела, всегда возвышайся мыслями к Богу и благодари Его за всё полученное тобою от Него в течение дня: за то, что остаешься живым, за твои духовные и телесные силы, за здоровье, за пищу, за питье, за все душеспасительные мысли, за все святые желания, за земной и небесный свет, за помощь и защиту – за всякое благодеяние.

В конце каждого дня нам нужны уединение и тишина

Вечером мы начинаем подготовку следующего дня. Для этого в конце каждого дня для отдыха, духовного чтения, размышления и внимательной молитвы нам нужны в какой-то мере уединение и тишина.

В конце дня полезны уединенные прогулки. Во время прогулок или в минуты отдыха нужно творить Иисусову молитву, или размышлять над более полезными для себя духовными темами, или изучать свой внутренний мир с духовной точки зрения.

После ужина, как и поутру, займи свое сердце духовными мыслями: «Вот я целым днем стал ближе к смерти. Что, ежели Господу Богу угодно будет поставить меня в наступающую ночь на Свой праведный Суд? Устою ли я? Поутру намеревался я провести весь нынешний день свято. Как же я провел его? Не прогневал ли чем-нибудь Господа Бога?»

После таких вопросов:

а) Молись в своем сердце Всесвятому Духу, чтобы Он просветил твой ум и верно – до подробности – привел тебе на память, как ты провел весь прошедший день. Как ты вставал поутру; как убирался; как совершал утреннюю молитву, как вел себя во время учебы или работы; как – во время обеда и отдыха, как – в обращении с домашними, с соседями, с посторонними, особенно в случаях для тебя опасных; не подвергся ли греху, не ослабил ли намерения уклоняться от греха; как ты вел себя, когда тебе грубили, не слушались тебя, смеялись над тобою, и т.п.

б) Молись, чтобы Святой Дух верно привел тебе на память: что ты в нынешний день думал, что говорил, что делал, как старался или не старался сохранять принятое тобою намерение удаляться от греха; что особенно увлекало или увлекло тебя в грех; какой способ предпринимал ты против обольщений греха или против препятствий исполнить волю Божию и почему тот способ оказался недостаточным.

в) Молись, чтобы Святой Дух верно привел тебе на память: в чем и почему ты согрешил; чего и почему не исполнил; не согрешил ли питанием в себе дурных мыслей и желаний; не согрешил ли словами, делом; не согрешил ли опущением сделать что-нибудь доброе или должное; не согрешил ли против заповеди первой, второй, третьей и т.д.; не принимал ли участие в каких-либо чужих грехах и т.п.

г) Особенно молись, чтобы Святой Дух привел тебе на память: какое особенное тобою принято было поутру святое намерение, что тебе способствовало исполнить его, если ты исполнил его; в противном случае – что препятствовало или воспрепятствовало тебе исполнить его; предпринимал ли ты что-нибудь против представлявшихся тебе препятствий, что именно, и почему предпринятое тобою оказалось не сильным.

От прилежного исследования себя зависит наше духовное совершенствование

Именно от такого прилежного исследования себя зависит наше нравственное духовное совершенствование.

Вспоминая, как ты вел себя в прошедший день, ты найдешь в себе и доброе, и худое. Доброе все приписывай Богу, а худое – себе. И снова принимай решительное намерение противиться грехам, особенно тому, в который чаще впадаешь. Придумывай всевозможные меры и способы избавиться от него. В то же время усердно молись Господу Богу, чтобы Он Сам открыл тебе надежные способы утвердиться в твоем добром намерении так крепко, чтобы ты готов был лучше умереть, чем снова делать прежние грехи свои и снова оскорблять Господа.

Соверши вечернюю молитву по готовым церковным молитвам или своими словами, только смотри, чтобы твои молитвы были непременно святые и обстоятельные.

а) Прежде всего благодари Господа Бога за все оказанные Им тебе и всем людям благодеяния: за искупление, за веру, за Таинства и за все внушения ко спасению.

б) Молись, чтобы Господь простил тебе все твои грехи, как ты прощаешь всех согрешивших против тебя, и не попустил тебе умереть во грехах.

в) Молись, чтобы Он избавил тебя от вражиих искушений, но послал тебе твоего ангела-хранителя, который всегда молится за тебя, вразумляет и защищает тебя от всякого зла.

г) Молись, чтобы Господь благословил всех близких к твоему сердцу: родителей, братьев, сестер, родственников, знакомых, благодетелей, друзей, начальников. Помолись и за врагов своих.

д) Молись, чтобы Он помог бедным, скорбящим, путешествующим, больным, обижаемым, чтобы утешил несчастных, приютил сирот, укрепил надеждою умирающих, упокоил умерших, чтобы благословил всех детей, направил к добру всех юношей, укрепил в святой жизни взрослых и всех старцев сделал образцом святой жизни, чтобы всех грешников привел к покаянию, истребил тьму, в которой живут неверующие, еретики и раскольники, чтобы просветил их Своим Светом, всех ввел в познание Своей истины, всех направил на истинный путь спасения и спас.

По окончании молитв принеси Богу еще раз покаяние за грехи прошедшего дня, перечисляя их перед лицом Бога, прося простить их.

Наконец предай себя Господу Богу совершенно, так, как бы настоящий вечер был последний в твоей жизни. Ознаменуй себя и постель крестным знамением, ложись и засыпай, памятуя смерть и суд Божий. Всевозможно старайся засыпать с хорошими мыслями: что мельнице засыплешь с вечера, то она и мелет всю ночь.

Хорошо почитать какую-либо назидательную книгу или житие святого, который празднуется завтра.

В котором часу надо ложиться спать? Всего здоровее жить жизнью природы и ложиться по возможности рано, чтобы иметь возможность рано и вставать.

Сколько времени надо спать? Это зависит от состояния здоровья, возраста, работы, окружающей обстановки.

Норму 6–7 часов рекомендовал для иноков преподобный Серафим Саровский. Праведный Алексий Мечёв советовал своим духовным детям спать 7 часов. 7 часов – минимум для вполне здорового взрослого человека.

Когда случается ночью проснуться, то всегда тотчас обращай свои мысли к Богу

Когда случается ночью проснуться, то всегда тотчас обращай свои мысли к Богу, заботясь, чтобы не вошла в твое сердце какая-нибудь дурная мысль; знаменуй себя крестным знамением и твори краткие молитвы.

Всего больше старайся засыпать в преданности Господу Богу. Тогда, что бы ни случилось с тобою во время сна, тебе нечего бояться; тогда ты спишь как бы на руках Божиих; тогда Господь Бог Сам смотрит за тобою, бережет тебя; тогда какое бедствие ни постигло бы твое тело, твоя душа безопасна: она у Господа Бога.


Составлено на основе: Григорий (Постников), митрополит. День святой жизни;

Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия

Подготовил Алексей Макаров

Алексей Макаров 26 февраля 2019
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Лена   6 марта 2019, 14:03
Спасибо, очень назидательно.
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить