Возвращаться не хочу

По тому узнают все, что вы Мои ученики
если будете иметь любовь между собою

(Ин. 13: 34)

Солнце клонилось к закату. У входа небольшой пещеры, которая из-за кустарника, растущего перед входом, еле виднелась, сидел на камне монах с посохом в руке и разговаривал с невидимым обитателем этого таинственного и неприступного места. – Отец, мои волосы уже седые, и уже двоих своих духовных отцов проводил я в жизнь вечную, но благодарю Господа, что не оставляет меня и послал тебя, чтобы смирить меня и показать, что в деле спасения я еще младенец. Ты в затворе на время или положил окончить дни свои в нем? И на каком поприще мне благословишь спасаться?

1.jpg

– Промысл Божий всегда ведет нас к спасению, нужно лишь, как ты знаешь, довериться ему. Мой путь – это мой путь, а тебе нужно будет пройти свой. Сейчас ты нужен будешь там, где укажет младенец, так возвестил мне Ангел.

– Какой младенец, чей?

– Когда услышишь, поймешь.

– Встретимся ли мы еще?

– Как Бог управит, как Бог…

***

Меня разбудил звук колокольчика, нежный и мелодичный, но, к сожалению, такая уж здесь сложилась закономерность: он не предвещал ничего хорошего.

И правда, через пару минут раздался жуткий крик за стеной, послышались ругательства и топот по коридору, потом звук возни, которая сопровождалась каким-то воем, и снова крик, переходящий на писк, от которого я снова вздрогнул. Немного спустя все стихло, и лишь голоса двух разговаривающих мужчин нарушали тишину, и их спокойная речь контрастировала с произошедшим несколько минут назад. 

Это было очередное обострение у больного, и санитары, чей топот я услышал, поспешили его утихомирить. Казалось бы, за месяц к этому можно было уже привыкнуть, но к страданиям и методам, которыми их усмиряют, не могу. Я взял себе за правило в таких случаях читать за них Псалтирь. Моя кровать была самой крайней у окна, а на соседней никого уже долгое время не было. Поэтому я хоть и немного, но был изолирован от других.

Еще будучи послушником в монастыре, я за очередную провинность получил необычную епитимию – вроде наказание, но с пользой, – игумен дал мне благословение выучить Псалтирь наизусть. Тогда мне это казалось невыполнимым, но благословение есть благословение, его нужно исполнять. И в самом деле, уже через три года я мог с закрытыми глазами прочитать любой псалом. Сейчас, когда нет никаких книг, я это очень оценил. Стоя у окна, перекрестившись, я начал: Боже, очисти мя грешного...

Молитва всегда оказывала действие, но по-разному. Иногда наступала тишина, а иногда поднимался такой крик, какой не всегда и в зоопарке услышишь. Я был уверен, что не только по моим скудным молитвам это происходит, но подозревал, что здесь есть «соучастник» в моих правилах, его присутствие и молитвенный дух остро ощущались. Возможно, в свое время Господь откроет его, а пока я просто наблюдал внимательно за всем происходящим и ждал своего часа.

Я подозревал, что здесь есть «соучастник» в моих правилах, его молитвенный дух остро ощущался

В одну из таких неспокойных ночей санитар, которого звали Василий, привел ко мне юношу: «Это мой племянник. Не хочу, чтобы его здесь закололи уколами. Мне кажется, он не психически больной, а бесноватый. Помогите!»

Мне не хотелось открывать, кто я. И хотел уже было отказаться, напомнив, что тоже являюсь пациентом, но, увидев взгляды обоих, понял – нельзя.

В ответ Василий дал мне маленький карманный требник и святую воду. Епитрахиль я сделал из длинной ленточки, а поручи – из двух поменьше, большой и нательный кресты пришлось сделать из деревянных линеек. Этого было достаточно для совершения чина.

2.jpg

Мы познакомились. Я назвал себя: «Схиигумен Тихон, можно просто отец Тихон». Молодой человек представился Олегом. Это был молодой, с некогда спортивной фигурой человек, бледным лицом с морщинами, начинающимися от крыльев носа и тянущимися глубокой бороздой к челюсти, бритой налысо головой со шрамами и потухшим взглядом.

В начале наших встреч ему приходилось нелегко. Постоянная отрыжка, какую производил в нем бес, и резкая головная боль сильно мучили его, потому что всякое упоминание Бога опаляет бесов, а я не только упоминал, но решил посвятить хотя бы пару дней разговорам только о Боге. Мне хотелось, чтобы он услышал об истинном Боге, а не о том, о котором говорят восточные верования или сектанты. Хотя, что и говорить, даже православные не все знают, в чем смысл нашей веры.

– Я надеюсь, ты понимаешь, в каком месте мы находимся, – начал я издалека, стараясь говорить на понятном Олегу языке и прибегая к аналогии, – и осознаешь всю тягость пребывания здесь. Но вспомни, для сравнения, самые прекрасные моменты своего детства. Возможно, это момент, когда ты сидел на коленях у своего отца, тебе было хорошо от того, что и мама рядом, ты чувствовал свою полную безопасность. Возможно, это был один из твоих дней рождения или, может, родителей долго не было, и вдруг они приехали с множеством подарков, и вот вы вместе сидите за праздничным столом, вам хочется поделиться радостью со всеми, этим ощущением, что в мире все прекрасно, и люди, и животные, и даже погода. У тебя лишь одна мысль: чтобы этот праздник никогда не кончался. Эти радостные моменты, хоть и не одинаковые, но есть у каждого человека.

3.jpg

И эти воспоминания еще более нагоняют тоску, потому что сейчас ты видишь лишь холодную, окрашенную в однотонные тона, закрытую снаружи палату с сумасшедшими людьми, и в ней, и по ту сторону двери вместо музыки слышатся крики и бормотание больных. Когда тебе плохо, тебя колют и связывают смирительной рубашкой, ты чувствуешь одиночество и, что самое страшное, ты понимаешь, что одержим и являешься рабом, но только не знаешь чьим.

Это является ничтожно малым и слабым подобием действительности всего человечества. Большая часть окружающих нас людей – психически больные, которые живут в своем иллюзорном мире, суетятся о ненужном, ругаются и дерутся по пустякам, создают проблемы там, где их нет, и гонятся за призрачными ценностями. Их гонит к этому душа, которая, имея память о рае, томится по нему, как ты по детским воспоминаниям. А понимать голос души мы разучились, поэтому из всех существ на земле лишь человек не имеет покоя, все пытается переделать мир, а не приспособится к нему, желает сделать рай здесь, на земле. Строит большие дома с бассейнами и пальмами, а душа смотрит и говорит: «Нет, это не то», покупает острова и строит замки, а в душе снова ответ: «И это не то». Так и гонится глупый человек за тем, что является временным и ненастоящим. Но есть другие, которые нашли его – Царство Небесное…

– И где же они нашли его?

– Ты не поверишь, внутри себя. Бог, Который является Творцом всего видимого и невидимого мира, указал нам путь. Более того, Он хочет, чтобы все мы спаслись. Между прочим, я очень часто слышу от невежд, от чего, мол, нас спасать, но в том-то и дело, что наша болезнь под названием грех мешает нам даже осознать свою гибель и необходимость в спасении. Осознание своей немощи – это уже прорыв, это пробуждение, потом идет обучение, затем точное исполнение – с борьбой, падениями и покаянием, терпением, лишениями и страданием. Но не всё так мрачно, это лишь со стороны так выглядит. Для того, кто идет этим путем, всё в радость. Господь Сам сказал: «Иго бо Мое благо, и бремя мое легко есть». Инструменты наши – это молитва и Евангелие. Молитва – это наш голос к Богу, Евангелие – голос Бога к нам.

Осознание своей немощи – это уже прорыв, это пробуждение

Меня порадовало его небезразличие к тому, что с ним происходит. Олег о многом переспрашивал и уточнял. К примеру, он сразу меня спросил:

– Зачем вам ленточки на запястьях и на шее?

– Дело в том, что без епитрахили и поручей священник не может совершать ни одно таинство, ни одну службу, тем более Литургию. Епитрахиль похожа на длинную широкую ленту, которая накинута на шею, а спереди на груди скреплена пуговицами. Шесть крестов, вышитых спереди, обозначают есть Таинств: крещение, миропомазание, Евхаристия (Причащение), покаяние, брак и елеосвящение, а крест на верхней части обозначает седьмое Таинство – священство. Но если нужного облачения нет, как в нашем случае, то его можно сделать самому из подручного материала, что я и сделал. Правда, потом его уже нельзя использовать иначе, но только как священное облачение.

Видеться нам, конечно, удавалось не каждый день, но я очень просил Василия сделать все возможное, чтобы Олег не принимал никаких препаратов, потому что человек от них становится неадекватным, а мне нужно было, чтобы его сознание было ясным.

И, слава Богу, после полной исповеди его состояние значительно улучшилось, хотя несколько раз с ругательствами он нападал на меня, а однажды, когда я молился, чуть не ударил, схватил меня за воротник и прорычал: «Оставь меня». Но я еще усердней продолжал читать молитвы. Кажется, на четвертый день после очередного молебна я как-то очень изнемог, но вместо того чтобы передохнуть, я сказал, как некогда Павел Препростый, ученик аввы Антония: «Боже, Ты же знаешь, что я не сойду с этого места, пока Ты не исцелишь его». И от себя добавил: «Без Тебя не могу творить ничесоже». И вдруг случилось чудо: Олег, прорычав грубым голосом, упал на пол и через несколько секунд просто уснул. Так с Божией помощью мы выиграли эту борьбу.

4.jpg

Помню, когда митрополит благословил меня отчитывать бесноватых, я впервые дерзнул перечить, просил не налагать на меня этого непосильного креста, на что высокопреосвященнейший владыка сказал: «Прими это как послушание». И я со смирением ответил лишь: «Как благословите».

Я посоветовал Олегу немедленно причаститься, чтобы благодать Святого Причастия укрепила его измученную душу. Для этого мы хотели пригласить священника, ведь по понятным причинам я не имел возможности его причастить. Но, слава Богу, на днях состоялся консилиум врачей, и, как мне кажется, не без помощи друзей Василия признание Олега здоровым и готовым к выписке было несколько ускорено, и Олег уже сам сходил в храм, где и причастился.

Санитар Василий был очень рад за племянника, потому что любил его и чувствовал себя виноватым в том, что случилось с ним. Очень часто он прокручивал в памяти, с чего все началось.

Я попросил его рассказать мне всё.

– Как только Олег немного подрос, – начал свой рассказ Василий, – я привел его в секцию вольной борьбы, где и сам занимался. Ему там сразу понравилось, и к борьбе он отнесся со всей серьезностью, да так, что уже через некоторое время тренер стал брать его на городские соревнования. Но пришли «лихие девяностые», годы развала и передела власти, борьба утратила свое спортивное значение, многие, в том числе и тренер, ушли в криминал. Но Олега это не заинтересовало, как оказалось, его больше увлекла мистика: восточный оккультизм, гипноз, астрология, магия и секты, в которых уживалось все вместе. В какую секту он попал, я до сих пор не знаю, но там практиковался оккультизм с использованием наркотиков. Олег стал замкнутым, на всех смотрел свысока, считал себя принадлежащим к избранным, мог пропадать на несколько дней, а то и недель. Несколько раз его арестовывали, но члены его секты с помощью денег и связей всякий раз его освобождали. Еще бы, ведь он помогал им добывать наркотики и деньги, время от времени выполняя поручения мафии, которая по-своему оценила его спортивную подготовку. Всерьез не влезая в их разборки, он все же играл с огнем. Мне кажется, если бы отец не отправил его за границу лечиться, мафия и убрала бы его как ненужного свидетеля. 

Через два года он вернулся, но уже с багажом новых знаний. На сей раз он увлекся черной магией и прочей эзотерикой. Это уже был не тот Олег. Он стал совершенно чужим. Иной раз, когда мне доводилось встретиться с ним взглядом, я испытывал страх или жуть, не знаю, как точно выразиться, но на меня как будто смотрело что-то, а не кто-то.

Когда мне доводилось встретиться с ним взглядом, на меня как будто смотрело что-то, а не кто-то

У него в доме было много мне непонятного: какие-то засохшие лягушки, лоскутки кожи, старинные книги. Запах от всего этого стоял, мягко сказать, неприятный.

И вот однажды на рынке я увидел какую-то старинную книгу. Кожаный переплет с медными защелками придавал ей некий мистический вид, и мне показалось, что если я подарю ее племяннику, то это будет неплохой возможностью как-то наладить с ним отношения.

Завернул книгу в подарочную обертку, вечером того же дня пришел в гости к брату и, узнав, что Олег дома, сразу направился к нему в комнату. Он лежал на диване с закрытыми глазами и в наушниках, но не спал, так как кивал головой в такт музыке. Я тихонько подошел к нему и положил рядом с ним на тумбочку свой подарок. Вдруг Олега всего передернуло, он резко сел, и мой взгляд встретился с его взглядом. Я вскочил и попятился назад. Его лицо исказилось в гримасе ненависти, он посмотрел на мой подарок и с криком пнул тумбочку, да с такой силой, что она отлетела в угол комнаты. Немного привстав и не поднимая глаз, Олег прорычал не своим голосом: «Ты что мне принес?»

Нервы мои сдали, ноги стали как ватные, а тело сковало от этого голоса. И как только я немного пришел в себя, пулей выскочил из комнаты.

Мне пришлось рассказать все брату, но, как я и ожидал, он объяснял действия сына нервным срывом. Но, видя мое волнение, все же пообещал показать Олега врачу.

Потом мне рассказывали, как сначала врач выскочил от племянника, держась за скулу, а потом три здоровых санитара полчаса боролись с ним, пока не связали. Так Олег и оказался тут.

У меня нет своих детей, может, поэтому я так привязался к племяннику, да и он больше любил общаться со мной, нежели с отцом. 

Я устроился в эту клинику санитаром, чтобы присматривать за Олегом, да и, честно говоря, не очень-то доверяю методам лечения этого угрюмого заведения. Кстати, книга, которую я ему принес, оказалась старинным Евангелием. Вот почему уже тогда я стал подозревать, что это не просто психическое расстройство.

Пока Василий рассказывал, в конце коридора снова послышался звон колокольчика. «Наверное, у Максименко снова начнется приступ», – спокойно констатировал Василий. Не прошло и пары минут, как мы услышали крик и стук алюминиевой тарелки обо что-то железное. Мне стало интересно, и я спросил:

– А кто такой этот дедуля с колокольчиком? Не подумайте, это не праздное любопытство, ведь я, как вы догадались, не больной и нахожусь тут неслучайно. У меня благословение, но для меня остается загадкой, выполнил я его или еще нет.

5.jpg

– С тех пор, как я узнал о вас, мне стало интересно, как вы тут оказались. Я научился определять, кто больной, а кто симулянт. Вы ни тот, ни другой, сейчас вы сами затронули эту тему, прошу вас, удовлетворите мое любопытство.

Я улыбнулся, потом посмотрев на Василия, сказал:

– Мой ответ вас еще более озадачит, но я могу сказать, что однажды после службы ко мне для благословения подошла женщина с мальчиком. Я благословил женщину, а потом, немного нагнувшись, благословил и мальчика, но он вдруг уцепился за мой рукав и потянул на себя, желая что-то сказать на ухо. Я услышал от него лишь одну фразу: «Тебе нужно быть в 3-й больнице».

– Вы хотите сказать, что, услышав от первого встречного мальчика такие слова, поспешили их исполнить?!

– Я предупреждал, что ответ мой будет необычным. Но могу лишь немного успокоить вас: все намного серьезнее. В конце концов, я посмотрел по справочнику, что это за больница и где она находится. То, как меня сюда пристроили, пусть будет еще одной моей тайной. Но вернемся к дедушке, слишком уж последовательны его колокольчик и обострения больных. Кто он?

– Честно говоря, Степаныч немного странноватый, но пользуется уважением у больных, они его даже любят, если можно так выразиться, да и мы часто прибегаем к его помощи. Сам он, как в народе говорят, «тихо помешанный», мало говорит, ничего не просит, но и ни в чем не отказывает, помогает выполнять самую грязную работу, которую мы, санитары, должны делать: и переоденет кого надо, и пол вымоет, и кровать застелет, даже покормить буйных зачастую его просят, а уж нас-то знает, как развеселить, хотя может и обозвать, но, как потом оказывается, обоснованно. Так однажды с утра как начал причитать: «Леха напился колючки, будет весь день в отключке». Мы уж думали укол ему сделать. И что вы думаете, приходит на работу наш заведующий отделением Алексей Романович, просит его не беспокоить и на целый день закрывается в кабинете. Потом выясняется, что накануне он встретил друга и они в баре напились текилы, которая делается из кактуса. Но что касается прошлого Степаныча, его никто не знает, карточки у него не было, родные не навещали, да и в больницу он сам пришел.

– Спаси, Господи! Хороший дедушка, с таким вам и легче, и веселей, но моя помощь ему вряд ли нужна.

– А можно я вам задам вопрос? Почему верующие называют себя рабами? Наш Степаныч, к сведению, тоже, когда спрашивают его имя, отвечает на славянский манер: «Аз есмь раб Божий».

6.jpg

– Очень хороший вопрос. Меня он тоже вначале интересовал, хоть и не так, как вас. Как мы представляем себе раба? Наверное, всплывает картинка: стоит грозный и злой рабовладелец с плеткой в руке, и перед ним раб на коленях и в кандалах. Не правда ли? Но на самом деле раб – это просто человек, который полностью зависит от своего господина и во всем ему подчиняется. История знает немало примеров, когда рабы жили не хуже знатных людей, а некоторые даже принимали живое участие в управлении, как например, Иосиф из библейского повествования. Его родные братья продали его в рабство, а спустя некоторое время сами пришли к нему с просьбой, кланяясь ему в ноги. Вы знаете, что в любом государстве при президенте есть маленькие и незаметные люди, но они могут сделать больше, чем любой директор, мэр или губернатор. Так и мы являемся рабами, потому что во всем стараемся быть послушны Господу и всю свою жизнь вверяем Ему. Но самое главное, мы не просто рабы, мы рабы Божии.

***

Олег уже неделю был дома и вот сегодня пришел. Вид его был очень взволнованным, и, как только мы остались наедине, спросил:

– Отец Тихон, у меня появилась новая проблема.

– Что, не знаешь, как дальше жить?

– Да. А как вы…? Хотя о чем это я? Я вдруг осознал, что у меня нет цели. В прошлом мне приходилось с утра думать, что бы провернуть, дабы добыть травку или спиртное, я был поглощен оккультизмом, витая где-то в облаках, ходил на всякие тайные собрания, в общем, жизнь кипела. Сейчас у меня как будто пелена слетела с глаз, хотя книги я не собираюсь выкидывать, что-то все-таки в них есть полезное, но в прошлые увлечения мне бы не хотелось возвращаться, это стало даже противным. А вот что делать дальше, чем заняться, не знаю. Я боюсь, что запью от уныния и безделья и снова попаду сюда.

– Я знал, что так будет, но не хотел тебя предупреждать, ты должен был сам это испытать и прочувствовать. Зато сейчас ты готов слушать меня дальше, и вот тебе мой первый совет: нельзя порвать с прошлым, если хоть одна ниточка связывает нас с ним. Не бойся выкинуть или сжечь эту свою дьявольскую библиотеку, если решил начать новую жизнь. Не уподобляйся бомжу, которого переодели во все чистое, а он на память оставляет себе грязные носки. Пойми, что среднего нет, Господь сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня». Свой выбор, я надеюсь, ты уже сделал. Неважно, как и где ты будешь жить. Возьми себе за правило, коль хочешь обрести счастье, в ошибках других ищи им оправдание, себя же не щади и за малейший проступок; когда трудно, найди того, кому еще труднее, и поймешь, за что благодарить Бога, а оказав помощь тому, кому труднее, обретешь радость в душе.

Нельзя порвать с прошлым, если хоть одна ниточка связывает нас с ним

– Вы знаете, отец Тихон, мне кажется, я не смогу сам справиться. Я пришел не только пожаловаться. Прошу вас, будьте моим духовным отцом и позвольте мне хоть некоторое время пожить возле вас.

– А знаешь ли ты, кто такой духовный отец и что требуется от духовного чада?

– Из чтения святых отцов я понял, что без духовного отца почти невозможно жить подлинно христианской жизнью: сам себя не смиришь, не благословишь, не увидишь своих ошибок и много еще «не». От меня потребуется доверие, послушание и откровенность.

– Почти все правильно, и я думаю, что к этому вопросу мы вернемся, когда я выйду.

– Думаю, нечего ждать, пора выходить. 

От этого голоса и отец Тихон, и Олег вздрогнули. На пороге стоял Степаныч. Когда он подошел, никто не услышал. Но Олег вздрогнул не от испуга, а от того, как отреагировал на этот голос отец Тихон: он уставился на Степаныча, и вдруг по его щеке потекла слеза.

– Я узнал этот голос и не верю своим глазам. Благодарю Тебя, Господи! Олег, познакомься, это мой духовный отец.

***

В тот вечер мы сидели на кухне, пили чай и смотрели наши старые семейные фотографии. Мы, честно говоря, все плакали, стараясь каждый по-своему это скрыть, хотя нет, мама не скрывала. Я всё не переставал просить прощения у обоих своих, сейчас так любимых родителей. Папа утром должен был отвезти маму в санаторий, но мы словно забыли о времени, всё сидели и сидели. Наконец я предложил прочитать вечерние молитвы и ложиться спать, все-таки дорога неблизкая. Кстати, папа и мама почти год ходят на Литургию, исповедуются и причащаются. Папа стал благотворителем строящегося храма в нашем районе, прихожанами которого мы и являемся.

7.jpg

Утром я проводил родителей в дорогу, а сам возвратился в монастырь. Перед обедом отец Тихон позвал меня в свою келью, в ней уже был мой дядя Василий. Я не удивился, так как впереди нас ждало общее дело.

– Присядь, пожалуйста, мне только что звонили из города. Твои родители...

Я вскочил.

– Нет!

– Машина на трассе перевернулась. Обстоятельства выясняются. Прими наши соболезнования.

Дядя Вася вытер слезу, вздохнул и перекрестился. Отец Тихон ему первому рассказал о случившемся и хотел, чтобы именно он мне сообщил, но дядя не смог. Я и сам ничего не мог сказать, долгое время я просто стоял, а перед мысленным взором как бы застыла картина: наше последнее чаепитие за кухонным столом.

…Прошло три месяца, и мы с дядей снова были в келье отца Тихона, но сейчас разговор был о другом, мы с нетерпением ждали его почти три года. Разговор был о постриге в монашество. Когда я, отец Тихон, мой дядя и отец Мелхиседек, которого мы все знали как Степаныча, пришли к владыке на прием с просьбой определить нам приход, он посмотрел на нас и сказал:

– Есть у меня в епархии старинный храм с хоздвором и жилыми постройками, очень уж красивое место там, но священнику с матушкой да детьми не справиться, а вот вам даже полезно, думаю, с Божией помощью сделать там монастырь. Так что благословляю тебя, отец Тихон, на игуменство. Возьми двух своих духовных чад, а я от себя дам вам иеродиакона, хотел сделать его соборным диаконом, но вижу, что томится он такой жизнью, любит больше уединение, так что он с радостью пойдет к вам. Отец Мелхиседек, будьте для обители и для всей епархии духовником. Не скрою, сам желаю поскорее побеседовать с вами наедине. Василий с Олегом будут вам помогать в строительстве, а там как Бог управит.

8.jpg

…И Бог управил. Чем дольше я жил тут, тем больше понимал, что возвращаться не хочу. Когда я поделился своими мыслями с дядей, то удивился, узнав, что он, оказывается, уже беседовал с духовником о намерении принять монашество.

Я очень люблю своих родителей, но в этом, наверное, тоже есть Божий Промысл: их смерть стала последней ниточкой, которая связывала меня с внешним миром. Сейчас у меня другая жизнь, сейчас у меня другая семья!

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Владимир   7 ноября 2022, 15:11
Рассказ со счастливым концом, скорее детский, без вопросов с готовыми инструкциями. Хорошие поступают правильно, плохие неправильно. Для Сони Мармеладовой места нет. Монаха в этом мире психов даже три, к явному Тихону и неявному Степанычу можно добавить ещё санитара Василия. Этот рассказ напомнил добрую евангельскую тему, когда друзья больного разобрали крышу, чтобы больной смог предстать перед Целителем. Рассказ оставляет ощущение солнечного октябрьского дня, когда знаешь что всё будет хорошо, но пора готовиться к новой жизни, без холода и грязи.
Ольга   7 ноября 2022, 15:11
Прекрасно, отец Алексий!
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить