Воспоминания о старце Паисии Святогорце. Часть 1
Своими воспоминаниями о старце Паисии Святогорце, встречах с ним, поучениях и словах геронды делится митрополит Арголидский Нектарий (Андонопулос).
Преподобный Паисий Святогорец
|
Старца Паисия спросили:
– Геронда, когда нам молиться?! У нас работа, учеба, уроки… У нас нет времени для молитв. А вечером мы уставшие, обессиленные, и нам трудно молиться.
– Будьте немного смелее, оставьте в себе немного сил для молитвы, не тратьте все силы на мирскую суету. Дайте Богу плод, а не кожуру. Это мы нуждаемся в Боге, а не Он в нас. Господь хочет, чтобы люди молились. Он может вмешиваться в нашу жизнь, но не хочет давать диаволу такого же права. Не то чтобы Он был озабочен этим, но так проявляется благородство Божие.
– Отче, а что нужно говорить во время молитвы? – спросил господин С.
– Господи, помилуй.
– Только это?
– Да, включая и это.
Господин С. настаивал:
– Но, отче, я хочу сказать Богу только о том, что меня беспокоит.
– Господь знает, в чем ты нуждаешься. Ему не надо об этом говорить.
Господин С. упорствовал. Старец прервал его и с улыбкой сказал:
– Благословенный, скажи: «Господи, помилуй», – эти слова содержат в себе все необходимые «витамины»!
Теперь будет больше возможностей для освещения текущих событий из жизни обители
– А что делать, когда к нам приходят помыслы?
– Помысел – это телеграмма от диавола, которая приходит извне. Его нет в нас. А что мы должны делать? Прогнать от себя помыслы, а не держать их в себе. Не надо вступать в разговор с диаволом, потому что, если даже соберутся вместе все адвокаты со всего мира, они не смогут справиться с диаволом.
Ты можешь заставить диавола молиться и делать добро. Как? Когда он будет тебе внушать разные помыслы, ты молись. Когда он снова придет к тебе, то ты скажи ему: «Диавол, хорошо, что ты напомнил мне о Христе!» Тогда лукавый проговорит: «Вместо того, чтобы причинять человеку зло, я делаю ему добро». И он отойдет от тебя.
Если ты чувствуешь Божию милость как необходимость, тогда молитва станет для тебя видом отдыха, смирением, а не принуждением. Молитва – это соприкосновение, общение, а не требование. Ее цель – соприкосновение с Богом. Независимо от того, спишь ты или бодрствуешь, продолжай молиться.
Совершенство не одинаково для всех. Вспомните притчу о талантах. Для одного отличный успех – это десять талантов, для другого – два таланта. И тот, кто приобрел десять талантов и «сделал» из них девять, хуже того, кто приобрел два и «сделал» из них четыре таланта.
***
Все зло – из-за отсутствия веры. Когда человек не верит в Бога, он хочет в удовольствиях проводить свою жизнь. Оттого и совершает много грехов.
Самое главное – думать о другом человеке, считать себя последним из людей и не любоваться собой. Это основа духовной жизни.
Божия благодать приходит не к каждому. Она приходит только к тем, кто подвизается с самоотречением, жертвенно, с усердием, со смирением. Христос вставил вилку в розетку, но наши духовные провода заржавели, и Божия благодать не может пройти по ним. Давайте очистим провода от ржавчины, то есть отсечем свои страсти, будем подвизаться, чтобы приобрести добродетели, и тогда придет и Божия благодать.
Когда кто-то начинает вести духовную жизнь, тогда Господь из любви к нему позволяет ему узнать свою греховность. Но Господь также подает такому человеку многие дары и благодеяния, чтобы он не отчаивался, особенно если это чувствительная душа.
***
Авва Исаак говорит о глубочайшем смысле жизни. Многие из тех, кто попал в психиатрические лечебницы, даже и христиане, оказались там, потому что они не поняли глубокого смысла жизни. Те, кто читал труды аввы Исаака, могут исцелиться. Некоторые заболели, потому что потерпели неудачу в учебе, на профессиональном поприще и так далее. Но это не лишает тебя рая. Если бы не было других святоотеческих текстов и были бы только тексты аввы Исаака, то мне было бы достаточно их и я не читал бы других трудов.
Старец Паисий принимает гостя в своей келлии
|
Старец не только в теории хорошо знал труды аввы Исаака, но и на практике проживал их. Я вспомнил отрывок из одного текста аввы Исаака: «Что есть сердце милующее?.. Возгорение сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого страдания умаляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и очистились; а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, которая возбуждается в его сердце до уподобления в сем Богу».
Я слышал, что старец не мог видеть и малого «ущерба» природе. Один монах рассказывал мне, что сердце старца буквально разрывалось от боли при виде убитого муравья.
Сердце старца буквально разрывалось от боли даже при виде мертвого муравья
Как-то и мы стали свидетелями трогательной сцены. Старец Паисий разговаривал с нами, вдруг он вскочил и отбежал метра на три-четыре. Что он там увидел? Старец увидел, как несколько муравьев поймали большую осу и тащили ее в свой муравейник. Он взял сухую ветку и с ее помощью попытался отогнать муравьев от осы. Но не преуспел в этом. Тогда старец наклонился, взял всех их в руки и принялся сильно дуть на них. Но и это не дало нужного результата. Затем, молясь, старец Паисий пошел к колодцу, достал из него ведро с водой, бросил эту компанию в ведро и тотчас же вылил воду на землю, чтобы… они не утонули. Так оса была спасена, и старец, радостный, вернулся к нам.
Тут подошел один богослов средних лет. Он подсел к нам и, будучи человеком не слишком учтивым, принялся рассуждать о разных вещах. Мы рассердились и хотели сказать ему, что приехали послушать старца, а не его. А старец Паисий оставался невозмутимым. Он, смиренно склонив голову, слушал его. Богослов, наверное, почувствовал наше недовольство и замолчал. Вскоре он ушел. Геронда очень по-доброму отозвался об этом человеке:
– Он очень хороший богослов и верующий человек. Многие ко мне приезжают. Мне не по душе любопытные, те, у кого нет духовных интересов. Вчера, в Страстную пятницу, приехали ко мне двое и ждали два часа. Я не открыл им. В Страстную пятницу, чадо мое, мы «распинаемся» на кресте.
Он разрешил мое недоумение. Старец Паисий вообще не приходил на богослужения в Страстную пятницу, и своим скудным умом я не мог себе этого объяснить. Но у старца было другое устроение. И только он и Бог знают, как он проживает этот день. «В этот день мы плачем», – очень часто говорил он.
Теперь будет больше возможностей для освещения текущих событий из жизни обители
***
– Сейчас, когда вы молоды, вы должны бороться со страстями: когда состаритесь, не сможете победить их. Позавчера я чистил молодую картошку. Кожура очень легко отделялась от картофелин. А несколько дней назад у меня был старый картофель, и я с трудом почистил его. Не говорю уж о том, что половина картофелин была подгнившей. Подвизайтесь сейчас, пока вы молоды. Когда состаритесь, вам будет мешать даже ветер, задувающий через замочную скважину!
***
Заговорили о браке. Старец Паисий сказал:
– Не смотрите на внешнюю красоту женщины или на ее богатство, но смотрите, добрая ли она и есть ли у нее страх Божий. Страх Божий – это не ужас, а благоговение, уважение, которое ребенок испытывает к своему отцу. Однажды ко мне пришел некий благочестивый человек, который хотел развестись с женой. Было у них уже двое детей. Его жизнь с ней была ему невыносима. Он ходил ко многим духовникам в Афинах, и все они советовали ему быть терпеливым и говорили, что этим он стяжает венцы от Бога. Я спросил его: «Почему ты женился на этой девушке?» И он ответил мне: «Из-за ее красоты». Таков был его критерий выбора супруги. Тогда я сказал ему: «И какую же награду ты ожидаешь получить? Ты получишь суд и осуждение от Бога. Иди, помолись, покайся и попроси прощения у Бога».
Он так и сделал. И всё в их жизни изменилось. Сейчас они живут счастливо.
Духовники совершенно справедливо призывают людей жениться молодыми. Дети «задыхаются» от учебы и отчаиваются. Старайтесь жениться молодыми. Знаете ли вы, что когда мужчине 30 лет, то 30 человек заставляют его жениться. Когда ему 40 лет, то 60 человек заставляют его жениться!
Преподобный Паисий Святогорец
|
Старец спросил меня о семинарии. Я рассказал ему немного об этом учебном заведении и его учащихся, высказал некоторые мысли и размышления о том, как оно работает. Он сказал, что окончившие школы для священников (семинарии) должны пойти в монастырь на три года, чтобы читать духовные книги, молиться, жить с монахами, а уже после проповедовать, используя духовный опыт, накопленный в святой обители. Сегодняшние проповедники поверхностны и поверхностно проповедуют. Богословие стало наукой для мозгов. Как юрист и филолог преподают свою науку, так и богослов ее преподает. Вот почему мир не меняется. Проповедь стала передачей знаний, поэтому люди остаются жестокими. Говорят, у людей есть потребности. Пусть имеют их. Пусть будет не так много священников, но чтобы они были достойными. Лучше, чтобы в селе раз в месяц служил иерей, но иерей достойный. Селом, в котором нет священника, управляет Бог, а селом, в котором служит плохой иерей, управляет диавол.
И неженатые должны оставаться в монастырях, а не жить в обычных квартирах. Кто-то может принять малую схиму, жить в монастыре и с благословением старца работать в миру. Но заниматься одним делом. Сегодня священники имеют по четыре-пять обязанностей и, ничего не делая, с разных мест получают по три-четыре зарплаты.
***
– Когда я был маленьким, я жил в Конице и читал жития святых. Однажды я тяжело заболел, и мне надо было пить молоко, но, поскольку был пост, я не хотел его пить, и родные силой пытались заставить меня это сделать. Они думали, что книги, которые я читал, побудили меня так поступать. Они принялись рвать мои книги и выгонять меня из дома. Я выходил из дома, шел в лес и там тайно читал жития святых. Книги прятал в дуплах деревьев и на следующий день снова приходил туда и продолжал читать. Мои друзья издевались надо мной и обзывали меня: отец Исаия, батюшка Акакий, отче Аввакум…
Здесь, около Капсалы (на Афоне), и в других местах живут святые и простодушные старцы. Чуть ниже по тропинке живут два румынских старца. Один из них прикован к постели, а другой ухаживает за ним. И обоим трудно. Но Господь не оставляет их. Однажды к ним спустился ангел и сказал им: «У тебя есть любовь, а у тебя (он обратился к больному) – терпение».
Когда им что-то дают, они стараются расплатиться за принесенное. Если, например, принесешь им килограмм апельсинов, они скажут тебе: «О, брат, ты принес нам килограмм апельсинов. Они стоят 15 драхм. Поэтому мы сделаем для тебя пятнадцать четок» – то есть пятнадцать раз помолятся о тебе по четкам. Вам следует познакомиться с ними.
(Окончание следует.)
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Православен свят
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.