Об отречении от мiра

Эти строки я пишу, находясь на Святой Горе Афон. Этот полуостров в Греции считается монашеским государством и населен только монахами. Усердная монашеская жизнь началась здесь еще в десятом веке. Согласно церковному преданию, эту Гору посещала Пресвятая Богородица и выбрала ее духовным садом для Себя. Женщинам сюда въезд воспрещен.

1 (73).jpg

Тот, кто приходит с целью монашества на эту Гору, выбирает полное отречение от мiра, чтобы пережить подвиг духовного очищения. Цель этого отречения – совлечься всего, что связывает человека с мирской жизнью, то есть отрезать старые связи с миром, дабы создать новые.

Как человек должен оставить своих отца и мать, чтобы привязаться к своей жене, и по благодати Божией они смогли бы составить одно тело, так и тот, кто стремится стать монахом, должен оставить своих родителей, свое имущество, деньги, положение, авторитет в обществе и прилепиться к Богу, стать единым с Ним.

Таким образом, монахи являются пустынниками этого мира. Они есть те, кто ищет единства с Богом. В одной из молитв Православной Церкви говорится: «Благословенно житие пустынников, яко восстань и вознесись в Божественной любви», а в другой молитве мы слышим, что монахи «воздают любовью на Любовь».

Монахи «воздают любовью на Любовь»

Принцип монашеского отречения от мира заключается в том, что Царство Божие – это не пища и не питие, а праведность и святость. Это означает, что человек оставляет преходящее и непостоянное в поиске прочного и вечного. Но не существует ничего более непоколебимого и вечного во всей Вселенной, кроме личности Господа нашего.

Этот мир придет к концу, потому что он возник из ничего и существует не иначе, как по воле Божией. Но человека Бог создал из праха не для того, чтобы вернуть его обратно в ничто, а как раз наоборот: Он создал его, чтобы даровать ему вечную жизнь. Если бы человек не отверг Бога как источник своей жизни, то смерть и тление не вошли бы в человеческое тело. Но дух живет всегда, даже если тело умирает, потому что «Бог не есть Бог мертвых, но (Бог) живых» (Мф. 22: 32).

Бог создал человека не для того, чтобы вернуть в ничто, а чтобы даровать ему вечную жизнь

То, что переживают монахи в отречении от мира, есть умерщвление всего старого. Они стремятся к очищению бытия через молитву, пост, покаяние, добровольные обеты и послушание своему духовному отцу.

Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9). Это то, что призваны искать верующие. Это то, за что борются монашествующие, и, надеюсь, с большим желанием.

Вообще говоря, опыт серьезных, настоящих монахов, когда они выберут такую жизнь, значительно превосходит опыт мирян (это, конечно, не отменяет наличие исключений). Этот опыт касается познания души человеческой, духовной борьбы со злыми духами, стяжания Божественной любви, дарующей им радость и внутренний покой. Он относится также и к овладеванию добродетелями любви, кротости, смирения, терпения, целомудрия и глубокой, твердой веры во всех обстоятельствах жизни.

Все это поставляет их маяками, сияющими во тьме мiра сего, и привлекает к ним утомленных и обремененных, приходящих отовсюду, чтобы исцелиться, укрепиться, утешиться и встретить трудности с терпением, надеждой и верой. Упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам (Рим. 5: 5).

Святая Гора принимает в своих двадцати монастырях и в своих скитах тысячи паломников ежегодно. Они приезжают в поиске наставлений, полезных для спасения, и возвращаются обратно в мир укрепленными, утешенными Божьим присутствием, силой монашеской молитвы и пережитым опытом безусловной любви.

2 (68).jpg

Мир сегодня, как никогда ранее, нуждается в монастырях и монахах, потому что мужественных людей становится все меньше день ото дня. И тех, кто свидетельствует об истине Евангелия через полное отречение и отчуждение от мiра и его духа, становится все меньше и меньше.

Все мы призваны к отречению, так или иначе. Потому что тот, кто стремится построить основание жизни на непостоянном, будет посрамлен. Но тот, кто отрекается от преходящего в поисках вечного, не будет посрамлен никогда. Как вы думаете, который из них является действительно мудрым?

Перевела с английского Александра Калиновская

Блог арабского православия

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить