Может ли христианин испытывать страх за будущее

1 (87).jpg

Сегодня любой среднестатистический житель современного цивилизованного города сталкивается со множеством страхов, неврозов, фобий, находится в состоянии постоянной тревожности. Городского обывателя, работающего и семейного, в частности, крайне волнует страх за собственное будущее. Такие ощущения усиливаются во время экономических кризисов или общей политической и, как следствие, социальной нестабильности в государстве. Насколько такие страхи оправданы и естественны? Существует ли реальный повод у главы семейства для бессонных ночей и периодов эмоционального самоедства? Проблема довольно сложная и парадоксальная.

С одной стороны, психическое явление «боязни будущего» кажется очевидным и оправданным. Современный человек живет в комфортной среде со множеством необходимых (и не сильно) товаров, предметов, гаджетов, потребностей, услуг. Буквально несколько поколений назад большая часть населения жила в холоде и впроголодь. А теперь нас окружает целая область цифровых развлечений (музыка, кино, игры), мы живем в отдельных квартирах с удобствами (пусть и купленных в ипотеку), в конце концов, мы даже варьируем наши пищевые привычки (к примеру, нынешние веганы как массовое движение суть явление современное, возможное лишь в «обществе изобилия»). Совершенно естественно, что в нас закрадываются внутренние страхи потерять удобства, комфорт, изобилие, к которым мы так привыкли.

В нас закрадываются страхи потерять удобства, комфорт, изобилие, к которым мы так привыкли

Грубо говоря, в нашей бытовой жизни мы все меньше сталкиваемся с проявлениями материального (стихийного) зла (голод, холод, болезни, смерть), соответственно, в нашем разуме пропорционально возрастает боязнь будущих возможных угроз этого зла. Опять же, чаще всего речь идет не о моральном зле (нарушение незыблемых заповедей Декалога, попрание таких традиционных институтов, как семья), но о зле материальном, таком как дефицит, дискомфорт, расстройство. Речь в определенном смысле идет о потустороннем зле.

Стандартного городского обывателя в основном не волнуют духовные сферы, но, напротив, лишь личностный или семейный материальный комфорт. В этой иерархии ценностей если и находится место религии, то, опять же, исключительно с точки зрения ее способности или эффективности воздействовать на потустороннюю сферу, улучшать материальный комфорт жизни. Приведем простой пример подобной адаптации: как вы считаете, много ли христианских душ среди паломников к блаженной старице Матронушке, занятых духовными запросами и невзгодами, а не житейскими просьбами и несчастьями? Ответ, по-моему, очевиден.

Таким образом, «страх за собственное будущее» есть явление совершенно очевидное в современной жизни. Он ощущается естественным, когда человек живет исключительно посторонними вещами. Если существуют богатство и комфорт, то существует возможность их утраты.

Страх за собственное будущее ощущается естественным, когда человек живет исключительно посторонними вещами

Однако у человека религиозного действительность не ограничивается потусторонним, хотя человек религиозный может любить материальный комфорт, так же как и светский. Христианин верит в существование иного, духовного измерения, он верит в необходимость особого пути, связанного с нравственным совершенствованием личности и обретением благодати Божией. Такая жизненная установка отсекает распространенные светские фобии, в частности боязнь утраты личностного комфорта. Здесь и проявляется различие в целеполагании. В Евангелии от Иоанна эта мысль подтверждается следующей фразой Господа: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36).

«Страх за собственное будущее» – логичное следствие рационального, прагматичного поведения городских жителей в условиях глобального капитализма, где господствует жестокая конкуренция, где «всё продается и покупается», где действует принцип спроса и предложения. В этих условиях верховодит кредо достижения максимального количества материальных благ, однако всегда будьте готовы к возможности тяжелого социального поражения или моральной усталости от бесконечной гонки за «материальными благами».

2 (82).jpg

Вышеописанные негативные следствия не затрагивают жизнь истинного христианина, потому что его жизненная мотивация, его личностные установки, его экзистенциальный выбор связаны со служением Высшему Благу.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить