Сегодня любой среднестатистический житель современного цивилизованного города сталкивается со множеством страхов, неврозов, фобий, находится в состоянии постоянной тревожности. Городского обывателя, работающего и семейного, в частности, крайне волнует страх за собственное будущее. Такие ощущения усиливаются во время экономических кризисов или общей политической и, как следствие, социальной нестабильности в государстве. Насколько такие страхи оправданы и естественны? Существует ли реальный повод у главы семейства для бессонных ночей и периодов эмоционального самоедства? Проблема довольно сложная и парадоксальная.
С одной стороны, психическое явление «боязни будущего» кажется очевидным и оправданным. Современный человек живет в комфортной среде со множеством необходимых (и не сильно) товаров, предметов, гаджетов, потребностей, услуг. Буквально несколько поколений назад большая часть населения жила в холоде и впроголодь. А теперь нас окружает целая область цифровых развлечений (музыка, кино, игры), мы живем в отдельных квартирах с удобствами (пусть и купленных в ипотеку), в конце концов, мы даже варьируем наши пищевые привычки (к примеру, нынешние веганы как массовое движение суть явление современное, возможное лишь в «обществе изобилия»). Совершенно естественно, что в нас закрадываются внутренние страхи потерять удобства, комфорт, изобилие, к которым мы так привыкли.
В нас закрадываются страхи потерять удобства, комфорт, изобилие, к которым мы так привыкли
Грубо говоря, в нашей бытовой жизни мы все меньше сталкиваемся с проявлениями материального (стихийного) зла (голод, холод, болезни, смерть), соответственно, в нашем разуме пропорционально возрастает боязнь будущих возможных угроз этого зла. Опять же, чаще всего речь идет не о моральном зле (нарушение незыблемых заповедей Декалога, попрание таких традиционных институтов, как семья), но о зле материальном, таком как дефицит, дискомфорт, расстройство. Речь в определенном смысле идет о потустороннем зле.
Стандартного городского обывателя в основном не волнуют духовные сферы, но, напротив, лишь личностный или семейный материальный комфорт. В этой иерархии ценностей если и находится место религии, то, опять же, исключительно с точки зрения ее способности или эффективности воздействовать на потустороннюю сферу, улучшать материальный комфорт жизни. Приведем простой пример подобной адаптации: как вы считаете, много ли христианских душ среди паломников к блаженной старице Матронушке, занятых духовными запросами и невзгодами, а не житейскими просьбами и несчастьями? Ответ, по-моему, очевиден.
Таким образом, «страх за собственное будущее» есть явление совершенно очевидное в современной жизни. Он ощущается естественным, когда человек живет исключительно посторонними вещами. Если существуют богатство и комфорт, то существует возможность их утраты.
Страх за собственное будущее ощущается естественным, когда человек живет исключительно посторонними вещами
Однако у человека религиозного действительность не ограничивается потусторонним, хотя человек религиозный может любить материальный комфорт, так же как и светский. Христианин верит в существование иного, духовного измерения, он верит в необходимость особого пути, связанного с нравственным совершенствованием личности и обретением благодати Божией. Такая жизненная установка отсекает распространенные светские фобии, в частности боязнь утраты личностного комфорта. Здесь и проявляется различие в целеполагании. В Евангелии от Иоанна эта мысль подтверждается следующей фразой Господа: «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36).
«Страх за собственное будущее» – логичное следствие рационального, прагматичного поведения городских жителей в условиях глобального капитализма, где господствует жестокая конкуренция, где «всё продается и покупается», где действует принцип спроса и предложения. В этих условиях верховодит кредо достижения максимального количества материальных благ, однако всегда будьте готовы к возможности тяжелого социального поражения или моральной усталости от бесконечной гонки за «материальными благами».
Вышеописанные негативные следствия не затрагивают жизнь истинного христианина, потому что его жизненная мотивация, его личностные установки, его экзистенциальный выбор связаны со служением Высшему Благу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.