Подвиг новомучеников: смысл и значение

XX век стал для России и Русской Церкви кровавым. В субботу 4-ю по Пасхе воспоминается Собор новомучеников, в Бутове пострадавших. Сотни тысяч людей пострадали за веру во Христа. Сегодня настало время осмысления. Почему крещеные люди стали убивать священников, разрушать храмы? Почему они приняли богоборческую власть? Почему новомученики, лучшие люди России, святые люди, так кроваво пострадали? Что это было? На эти сложные вопросы в рамках проекта «Говорим» Духовно-просветительского центра Сретенского монастыря отвечает протоиерей Андрей Ткачев.

Фото 1.jpeg

Конечно, никто не ожидал в Российской империи предреволюционных времен, не подозревал, что такое возможно. Люди находились в каком-то благодушии и расслабленности, находились под магией цифр. В наши времена мы часто слышим фразу: «На дворе XXI век!» Это говорится с такой интонацией и пафосом, как будто века сами по себе что-то меняют к лучшему. Механическое течение времени ничего не меняет. Также в XIX веке можно было сказать: «Позвольте, сударь! Цивилизованные же люди, паровозы бегают, телеграф стучит. Не в Средневековье живем!» Такому мысленно-блудному примитивизму были подвержены очень многие люди. Церковная часть общества не была исключением. И те люди, которых мы чтим за пролитую кровь и за перенесенные муки, включая первого мученика митрополита Владимира (Богоявленского) и будущего патриарха Тихона (Белавина), выносили кресло императора из помещения Священного Синода. После Февральской революции именно эти люди находились либо в покорном послушании происходящему, либо в тайной радости о происходящем, либо подплясывали от того, что наконец-то Церковь освободилась. Если посмотреть на всю историю Церкви, то подавляющее большинство тех, кого потом убивали, томили голодом или сгноили как гумус на тяжелых работах, воспринимали всё это февральское беснование как радость. Люди были отравлены ментально, не исключая даже самых хороших. В этом, кстати, и заключается причина поражения белого движения, потому что среди белых – анархистов и православных было меньшинство. В основном это были декабристы, кадеты или аполитичные люди. У них была только общая ненависть к красным узурпаторам. А всё остальное у них было совершенно разное. Они не понимали, что за политическая платформа ожидает их впереди, за что они воют.

Так же было и в Церкви. Мы находимся под какой-то магией и не отдаем себе адекватного ответа, где мы живем. Мы и сегодня, в XXI веке, уверены, что мы культурнее, изящнее, цивилизованней, эстетичнее, умнее и мягче по всем параметрам, чем люди, жившие раньше. У нас есть туалет, ванная, два телефона и компьютер, дипломы об образовании, и мы считаем, что люди, которые жили до этого, были просто несчастны. Мы уже живем по уши в Апокалипсисе, но всё еще считаем, что жившие раньше были глупее и несчастнее нас.

Фото 2, превью.jpeg
Собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской

С новомучениками всё очень печально. Печаль заключается в том, что люди соответствуют своей эпохе. Это очень плохая характеристика. Если человек не реакционен, не старомоден, не ретрограден, ни в чем не странен, это значит, что у него нет веры. Он растворен в своем мире и болеет всеми болезнями этого мира. Многие из нас верят, что европейский мир – это законченное и оформленное царство гармонии, красоты и справедливости, что это и есть цивилизация, и туда нужно стремиться. За последние 10–15 лет произошло много всего кошмарного, что сейчас уже не кажется таким страшным. Недавно в Йельском университете профессор японского происхождения заявил, что для того чтобы облегчить социальные статьи бюджета и уменьшить количество койко-мест в больницах, нужно просто убивать стариков. И мир не встрепенулся от ужаса! Это сказали на Западе, в цивилизованном мире, а мы до сих пор продолжаем его любить.

Такими же были и люди XIX века. Они считали, что жизнь – это Париж. И когда они въехали в зону мучений, то все эти гуманитарии и сверхсубтильные веруны в счастье человечества, цивилизацию, культуру и прогресс приплыли туда, куда должны были приплыть. Люди заменили Бога Авраама, Бога Исаака, Бога Иакова верой в «культурку», прогресс, техническое совершенствование. Люди верили в ложь, и она их «съела». Никто в XIX веке не думал, что он будет мучиться и что впереди будет плохо.

Никто не думал, что будет мучиться. Люди верили в ложь, и она их «съела»

Новомученик митрополит Вениамин Петроградский был сыном священника, архиереем и очень простым человеком. Он крестил, венчал, причащал на дому. Делал то, чем архиереи вообще не занимаются. Когда он сидел в тюрьме и ждал расстрела, он молился в камере по 8 часов. Все удивлялись этому святому человеку. Из тюрьмы он писал, что нужно больше веры. Он читал жития святых и жалел о том, что нет Домициана, Траяна, Нерона и он не может за Господа стать перед лицом нечестивых мучителей, чтобы ему отрезали ухо, потом второе, потом отрубили палец, а он будет молиться и хвалить Бога, проклинать мучителей и торжествовать в Духе Святом. Но когда появились новые нероны и диоклетианы, всё было совсем по-другому. Это был страшный психологический перепад для людей, которые воспитывались на восторженных житиях.

Фото 3. Митрополит Вениамин Петроградский.jpeg
Священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский

XX век очень удивил людей, как и XXI век, а люди цепляются за свои фантазии и всё еще не хотят понять, что Запад сатанистичен. Там действительно будут убивать стариков, детей во чреве, менять пол. Мы служим некой парадигме, как и наши предки, которые восторгались Европой. На самом же деле всё ужасно и не нужно строить иллюзий. Мученики узнали это на себе. Первая мировая война воспринималась современниками как последняя война человечества. Люди верили, что после этого наступит вечный мир, но с тех пор ни одного дня мир не жил в мире. Война является перманентным и незатухающим явлением человеческой истории. Сегодня уже никто не верит в этот мир, потому что он просто невозможен и нереален.

Мы часто говорим, что человек сам кузнец своего счастья и сам виновен в своих неприятностях. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Крест, лежащий на твоих плечах, сделан из дерева, которое выросло из твоего сердца». Народы в этом смысле ничем не отличаются от людей. Крест, который понес в XX веке русский народ, вырос из русского сердца. Церковь смыла это кровью, но теперь нужно понять, что это было. Нужно хорошо изучать историю XX века, историю в судьбах. Нужно прочесть «Тихий Дон», «Хождение по мукам», множество биографий. Нужно интересоваться страшной историей XX века.

Крест, который понес в XX веке русский народ, вырос из русского сердца

Например, ренегаты – священники, которые слагали с себя сан и переходили на гражданскую службу, – часто выполняли функции бухгалтеров, начальников и директоров музеев, клубов. По воспоминаниям, это были самые ярые враги того, что связано с памятью о предках. Например, они беспощадно ровняли могилы. Это все не умещается в голове. Но современный человек живет так, как будто этого не было. Он этого не знает и знать не хочет. Этого не знают и церковные люди. Мы ничего не знаем, а незнание – это твердое предчувствие возможности повтора. Это очень больная тема, потому что мы сами во всем и виноваты.

Фото 4. Уничтожение архиерейского кладбища.jpeg
Уничтожение архиерейского кладбища у Спасо-Преображенского Кафедрального собора, г. Пермь. 1931 год. Фото: градблагпермь.рф

Когда приходят наказания Божии, они касаются всех: и праведных, и грешных. Можно ли так думать? С одной стороны, Писание говорит, что Господь знает, как избранных избавлять. Это прерогатива именно Господа. С другой стороны, святой равноапостольный Косма Этолийский говорил, что в тяжелые времена мокрые и сухие будут гореть вместе. Это к вопросу о гибели невинных младенцев. Если все грешат, то будьте готовы, что все и погибнут. Никто не будет разбираться, кто сколько молился. Если видишь, что всё сбывается, то надо иметь страх Божий или хоть немного воспитывать его в себе. Новомученики расплатились за многое. Петровская эпоха была чревата многими страданиями. Отделили интеллигентный класс от простого народа, расслоили людей, вбили «трещины» в народное тело, отделили белое духовенство от черного.

Недавно я читал дневники святителя Николая Японского. Когда он приезжал в Санкт-Петербург и в Москву и беседовал с разными архимандритами в 80-е годы XIX века. Он говорил, что социалисты и террористы грозятся взорвать Новодевичий монастырь, а те смеялись над его словами. А потом Страстной монастырь снесли под корень. Эти люди даже не могли представить, с кем имеют дело. Они страдали не только за общие грехи, но и за свои собственные. Они были очень благодушны и не понимали, на что способен человек. Видимо, свирепство диавола было далеко от них. Тогда торжествовало гуманистическое мировоззрение, и это плотно осело в большинстве голов. Для них было страшным удивлением, что диавол еще жив и жестокость его слуг не имеет предела.

Я понимаю, что новомученики заложили фундамент возможного будущего воскресения России. Часто человек делает что-то святое, не желая этого. Преподобный Андрей Рублев, когда написал «Троицу», тоже вряд ли понимал, что написал лучшую в истории христианства икону. Он просто писал ее и теперь с Небес удивляется, что его икона оказалась эталонной и настолько хорошей, что священник Павел Флоренский говорил: если есть такие иконы, значит есть Бог.

Новомученики заложили фундамент возможного будущего воскресения России

Никто из нас до конца не понимает, что он делает, ни в хорошем, ни в плохом. Некоторые люди всё понимали, но ничего не могли сделать. Говорят, что митрополит Филарет (Дроздов), видя перед собой младенцев, которым предстояло возмужать в начале XX века, не мог сдержать слез. Он не понимал в деталях, что именно придет, как убьют царя, как будут стрелять из пушек по Кремлю, но он прекрасно чувствовал, что грядет нечто неумолимое и без аналогов жуткое. Но больше никто не плакал.

Фото 5. Святитель Игнатий (Бренчанинов).jpeg
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

До революции было огромное количество архиереев, но только святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что внешнее здание Церкви поколеблется решительно и внезапно. Никто в это не мог поверить. Люди были настолько бездуховны и уперты в свои земные интересы, настолько непрозорливы. Когда уже пришла беда, многие встали на защиту Родины, пошли крестные ходы, раньше всегда ими спасались от бед и напастей. Столько молодых архиереев готовы были умереть за веру, вывели на улицу крестные ходы, но они даже не могли представить, что по людям будут стрелять из пулеметов.

Я считаю, что Церковь должна быть неким сейсмологом, то есть должна слушать и предупреждать. Даже сейчас понятно, что гонения на Церковь на Украине нескоро закончатся. Но мы находимся в каком-то детском инфантилизме, балуемся и верим, что всё будет хорошо. А нужно заранее всё это чувствовать. Революция не могла случиться внезапно. Достоевский задолго до нее изобразил всю механику овладения ею душой русского народа. Кто-то отреагировал на это, кто-то – нет, а потом горели все вместе. Я ненавижу, когда люди балуются с серьезнейшими вещами и делают вид, что их нет. С точки зрения духовенства и вообще верующих людей – это какой-то заговор преступного молчания перед лицом надвигающейся беды. Именно за это наказывается мир. Господь велел быть «псами лающими». Революция сломала хребет народу, сначала уничтожив духовенство, а потом уничтожила всех, кого хотела. Под удар пошли инженеры, партийные деятели, простые крестьяне. Когда духовенство уничтожается силой, всех остальных можно брать голыми руками. Самый плохой человек в данном случае тот, кто говорит, что всё в порядке, несмотря на происходящее вокруг.

Врага не надо искать, он здесь – это мы сами. Наша лень, хамство, дурость, незнание, пренебрежение Божьими заповедями, неучастие в богослужении. Так что займитесь Священным Писанием и обязательно выучите богослужение, ходите в Церковь часто, со вниманием молитесь Богу. А еще можно ходить на кладбище. Иногда между живыми не с кем поговорить. На каждом кладбище лежат очень интересные люди, особенно на Даниловом, Донском, Новодевичьем. Поговорите с ними и помолитесь за них, почитайте там Писание, и они послушают. Будьте духовными людьми, ведь Россия без Бога не бывает Россией.

Будьте духовными людьми, ведь Россия без Бога не бывает Россией

Наша элита десятилетиями была отравлена идолопоклонничеством, которое приводит к жутким вещам, о котором фантасты стыдились писать. Человечество построило вавилонскую сатанинскую систему. Если вы чувствуете, что живете как-то не так, тогда у вас есть Священное Писание и воскресная Литургия. У вас есть возможность, чтобы осуществлять пожертвования, подежурить у больного в больнице. Кто вам запрещает исполнять заповеди Господни всегда, везде и повсюду? Находите себе возможность в чем-то послужить Богу.

Россия – это континент христианской молитвы, это дом Божией Матери. Прочитайте «Богородице Дево, радуйся!», поклонитесь и попросите Богородицу сделать так, чтобы все содомские мерзости на Руси прекратились. Если бы все делали так хотя бы раз в день, то видели бы другую Россию, другую вселенную, других себя. Но мы почему-то думаем, что кто-то за нас повоюет, что-то решит и помолится. Без вашего участия ничего не будет, и ваше сердце должно болеть о том, что мир такой плохой. Вы должны найти применение своему сердцу, если вы верующие люди, и это спасет вас. Молитва есть у всех. У кого-то нет денег, образования, но молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» каждый может запомнить. Давайте делать Россию страной молящихся людей!

Фото 6.jpeg

Многие живут во тьме язычества, хотя живут в христианской стране. И есть множество крещеных людей, которые ни разу не причащались. «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог», – говорится в молитве. Люди боятся всего чего угодно: болезней, электронных мошенников, ядерной войны, и в этом страхе они превращаются в параноиков. Их настолько раздергали эти мелкие страхи, что в душе не осталось места для молитвы Господу.

Нужно ли нам сегодня подражать новомученикам? Не надо им подражать, надо их чтить. Надо прочесть и узнать о них. Кто-то будет вам ближе, кто-то дальше. К кому-то вы почувствуете тягу. Если вы живете в Рязани ли в Туле, там есть свои расстрельные полигоны и кладбища, храмы, стоящие на крови убитых за Христа людей. Каждому человеку в любом регионе России нужно открыть для себя эту тему, найти места захоронений. Мощи священномучеников находятся не так далеко от нас. Один человек рассказывал о селе Меркушино на Урале. Это место подвигов праведного Симеона Верхотурского, очень почитаемого народом. Там начали восстанавливать приходскую церковь, чтобы вернуть мощи. И когда ковш экскаватора рыл землю, то произошло удивительное. Он докопался до гроба и ювелирно снял его крышку. В этом гробу лежал священник в облачении, нетленное тело. Видно было пулевое отверстие в черепе. Начали искать о нем сведения, и оказалось, что это молодой батюшка Константин Меркушинский, лет двадцати отроду. Была карательная акция, его расстреляли. Он сам себя успел отпеть. Больше про него ничего неизвестно. Рядом нашли еще один гроб. По церковным книгам оказалось, что там был похоронен меценат этого храма. Он весь истлел, от него остался только пиджак. А убили их примерно в одно и то же время. Люди идут к этим мощам как к очевидному чуду, поют молебны, просят за свои проблемы и болезни и получают ответ.

В антиминсах у нас есть мощи святых. Недавно я поинтересовался, чьи мощи там находятся. Среди них священномученик Владимир Четверин – священник из симбирской губернии. Был народным учителем, с супругой они родили 11 детей, дети тоже пошли по стезе народного учительства. Он был расстрелян без суда и следствия в 1918 году, а мы на его костях служим Литургию. Духовенство должно знать, на каких мощах мы совершаем Святую Жертву, а потом мы расскажем об этом людям. Подражать новомученикам никак нельзя, но мы можем узнавать о них и чтить их память.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить