Как читать жития святых с детьми

В разнообразии методик преподавания житийная педагогика стоит особняком. Учить детей на примере святых – задача не из простых, но, как уверяют опытные педагоги, умение правильно читать жития святых, соотносить их дела и поступки помогает ребенку в сложных жизненных ситуациях вставать на сторону добра. Говорим на эту тему с преподавателем кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, городским методистом Основ религиозных культур и светской этики, основ духовно-нравственных культур народов России, отцом пятерых детей Игорем Тихоновским.

Фото 1 (7).JPG

– Игорь Владимирович, современные дети чтению все чаще предпочитают видео. Застать ребенка с книгой можно гораздо реже, чем с планшетом. И прежде, чем будем искать ответ на вопрос, как читать жития святых с детьми, разберемся: можно ли научить современного ребенка любить книги?

– Да, конечно, можно. И многие заблуждаются, что это невозможно и что ребенок сидит в телефоне, планшете. Да, в наш цифровой век бумажные книги уходят на второй план. На мой взгляд, нужно тоже соответствовать нашему электронному времени и читать книги на электронных носителях, если ребенок не читает традиционные книги. Очень помогают в приучении к чтению и экранизации книг. Ребенок смотрит фильм по книге и хочет обратиться к оригиналу. В этом случае взрослому стоит сказать, что это интересный фильм, но там и половины нет из книги. Ребенку становится интересно: что же там еще дальше? Чего не было в фильме?

– Но тут должен быть взрослый, который тебя заинтересует.

– Обязательно. Родители должны искать разные формы привлечения. Например, можно сказать, когда все ложатся спать: «А ты можешь почитать книжку». Телефон нельзя, но у тебя есть нечто, заменяющее телефон, и тебе можно после отбоя еще почитать. И подростков это привлекает.

– А Вам, как человеку поколения любителей бумажных книг, не грустно, что этот формат, признаемся честно, немножко уходит на второй план?

– Грустно, конечно. Потому что все-таки бумажная книга, в отличие от электронной, – это другой формат, другое восприятие текста. И другое соотношение себя с произведением. Жаль, потому что в электронном формате все равно есть какое-то расстояние.

– Между тобой и героем?

– Да. Между тобой и героем и вообще этим произведением. Совсем другое дело, когда ты держишь конкретную книгу или конкретный рассказ. В электронной книге все идет сплошным текстом. Для меня это совсем иное. Мне интереснее взять книгу, посмотреть ее. А если есть иллюстрации! Например, в издательстве Сретенского монастыря вышла замечательная книга «Жития святых» архимандрита Клеопы (Илие). Это яркий пример житийной педагогики.

Очень важно адаптировать житие для современных реалий, для современного читателя

Мы воспитываем детей на житиях святых, и детям нужно помочь отождествлять свою жизнь с событиями, которые были в жизни святых. Как они решали проблемы, с которыми сталкивались в разные периоды жизни. Очень важно адаптировать житие для современных реалий, для современного читателя. Мы не говорим, что надо что-то перевирать, додумывать. Мы должны оставлять канву, но важно делать детям акценты. Как жил святой, о чем он переживал, о чем он думал, какие решал проблемы? Архимандрит Клеопа как раз очень мудро написал. Он пишет понятным языком для детей о событиях, которые происходили много сотен лет назад.

– Велика роль родителя, который сам знает житие святого, в честь которого назван его ребенок. Он подобрал соответствующую литературу и может сам поговорить с ребенком на эту тему.

– В житийной педагогике мы всегда можем задавать вопрос, почему этот святой человек так поступает. Что побудило его сделать этот жизненный непростой выбор? Мы должны подвести ребенка к ответу. Чтобы быть христианином, нужно доверять Богу, и тогда Он будет рядом в самые трудные моменты.

– Вы в начале разговора произнесли словосочетание «житийная педагогика». Это очень редкое направление.

– Вы правы, это не распространено. И мало педагогов, которые могут так донести житие до детей, чтобы объяснить и показать положительные стороны, связать житие святого со своей жизнью. Но одно могу сказать, что духовную литературу обязательно нужно с детьми читать. Сейчас много изданий Библии для детей, но нужно смотреть, чтобы книги были одобрены издательством Русской Православной Церкви. Такие книги обычно продают в крупных монастырях Москвы, таких, как Сретенский, Данилов. Там уже проверенные книги, их можно спокойно покупать. Я очень люблю Сретенский книжный магазин, потому что там очень много редких книг, которые не найдешь в других местах. 

Фото 2.jpg (3).PNG

– Житие святого, как правило, заканчивается мученической смертью. Как правильно подходить к этому моменту?

– Может быть, я нестандартный родитель, но я детям уже с 6 лет говорил о смерти. И я объяснял, что смерти нет, что не нужно ее бояться. Как можно бояться того, чего нет? Главное, нам надо правильно озвучить нашу христианскую православную позицию о смерти. А на сам факт истязаний мучеников не нужно делать акцентов. Маленький ребенок не всегда понимает, что значит мучение, что это такое, как это физически происходит, не понимает серьезность боли. Мы не должны в красках ребенку описывать подробности мучений.

– Житие каких святых Вы бы посоветовали любому ребенку читать в адаптированном варианте? Помимо того, что он должен знать житие того святого, в честь которого он назван.

– Святых князей, как воинов, как тех людей, которые взяли на себя ответственность за целый народ. Это воспитывает патриотизм, любовь к своей Родине. Жизнь святых князей неразрывно связана с долгом, с ответственностью за свою страну и за тех людей, которые в ней живут.

Также нужно изучать жития монахов, подвижников, преподобных. На молитве святых монахов держится наше государство. Патриарх – глава Церкви – монах, любой архиерей – монах.

Мы воспитываем детей на житиях святых, и детям нужно помочь отождествлять свою жизнь с событиями, которые были в жизни святых

Одни жития учат заповеди о том, что нет большей любви, чтобы жизнь положить за друзей своих. А вторая заповедь учит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (см.: Мф. 22: 39). Вот на этих двух заповедях все эти жития и построены.

– Я бы почитала для ребенка еще и жития Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Матроны Московской, Ксении Петербуржской.

– Конечно, и Димитрия Донского, и Бориса и Глеба. Я имею в виду наших русских святых. Это важно, потому что по менталитету они ближе к нам и понятнее для детей. Можно посетить места, где жил святой много лет назад. А жития святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского, любимых многими святых, конечно, нужно знать всем.

Беседовала Наталья Шатова

Игорь Тихоновский 1 апреля 2024
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить