Нельзя быть христианином вполсилы – тут либо всё, либо ничего

13 августа 1934 года появился на свет будущий иеромонах Серафим (Роуз). 

Он крайне строго подвизался, принимал пищу один раз в день, после захода солнца, никогда не ложился спать на кровать, не мылся – только обливался холодной водой. Никогда не раздражался. Прихожане много раз видели сияние возле него во время молитвы в церкви. В Рождественский и Великий посты употреблял в пищу только просфоры. Обладал даром прозорливости и молитвой, которую Господь слышал и по прошению Своего угодника исполнял. Непрерывно молился. Всегда был радостен, лицо его словно сияло. Никогда не разговаривал в алтаре и совершал все суточные богослужения. Много потрудился, чтобы восстановить православие на Западе. Вместе со своим сомолитвенником создал Свято-Германовскую пустынь в Платине в Америке. 

Американец, но болел душой за Россию. Почитал всех русских святых. 

По кончине иеромонаха Серафима согласно монашескому правилу должны были закрыть лицо воздУхом, но не сделали этого, потому что его лицо источало невероятный «свет» и радость неотмирную.

3.jpg
Иеромонах Серафим (Роуз) сразу после преставления

О иеромонахе Серафиме (Роузе) рассказывает матушка Мария Котар, близко знавшая его.

Как святитель Иоанн Шанхайский привел в нашу семью будущего иеромонаха Серафима (Роуза)

Я не могу назвать святителя Иоанна Шанхайского своим духовным наставником, поскольку при его жизни была слишком мала для духовных бесед и наставлений, но благодаря святителю Иоанну такой наставник и духовный отец у меня в юности появился. Это был отец Серафим (Роуз). И именно владыка Иоанн привел его в нашу семью. Произошло это так. 

Будущий иеромонах Серафим, а тогда еще просто молодой американец Евгений (Юджин), учился с 1956 по 1961 год в Калифорнийском университете в Беркли (кстати, я тоже окончила этот университет, только позднее). Жил он в Сан-Франциско, где жила и моя семья. 

Вырос Евгений в протестантской семье, но с юности искал истину и как-то увидел в книжном магазине книгу образом Пресвятой Богородицы и Младенца Христа. От всего сердца помолился он Божией Матери: 

–  Если у Тебя Истина, то, пожалуйста, укажи мне путь, чтобы оставшиеся дни жизни мне прожить со смыслом! 

И Божия Матерь ответила на его искреннюю молитву: вскоре после этого Евгений зашел в наш собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», который был построен святителем Иоанном Шанхайским. Зашел –  и остался. Начал постоянно посещать службы, перешел в 1962 году в Православие и стал верным духовным чадом святителя Иоанна. 

3.jpg
Евгений Роуз – выпускник Помоны. 1956 год

Евгений начал также читать духовные книги, изучать русский и церковнославянский языки, которыми впоследствии прекрасно овладел. Нужно заметить, что он был очень умным и образованным человеком и в совершенстве знал множество языков: читал конфуцианские тексты на древнекитайском языке, а книги о первых христианских святых –  на латыни. В совершенстве знал и французский язык. После окончания университета его оставили учиться в аспирантуре как кандидата на профессорскую кафедру, но всю эту блестящую академическую карьеру он поменял на скромную монашескую рясу. 

После окончания университета его оставили учиться в аспирантуре, но блестящую академическую карьеру он поменял на скромную монашескую рясу

В годы моего детства Евгений был поставлен чтецом в нашем соборе, куда мы ходили на службы. Когда муж моей старшей сестры, американец, пожелал креститься в православную веру, владыка Иоанн Шанхайский и привел к нам Евгения, чтобы он стал его крестным отцом. Так Евгений вошел в нашу семью. 

Тогда он еще не был в постриге и не был рукоположен в священство. Мы знали его как чтеца-псаломщика собора и нашего доброго, глубоко верующего и очень умного друга. 

Мой духовный отец –  Серафим (Роуз)

В 1966 году Евгений Роуз писал: «На следующий год у нас нет новых планов. Вероятно, еще не наступило время для создания нашего монашеского братства... пока что мы все еще слишком заняты, трудясь над созданием книжного магазина и журнала. Когда придет время, Бог укажет нам путь, как лучше служить Ему. Здесь, в Сан-Франциско, у нас есть владыка Иоанн, который духовно руководит нами, и на данное время это все, что нам нужно». 

3.jpg
Прощание с архиепископом Иоанном. Слева от гроба в белом стихаре – Евгений Роуз

После блаженной кончины святителя Иоанна Евгений Роуз и Глеб Подмошенский приобрели в 1967 году в лесу, недалеко от небольшого городка Платина (на севере Калифорнии), участок земли и построили там скит в честь подвижника благочестия Германа Аляскинского, который был прославлен РПЦЗ в лике преподобных в 1969 году. Позднее скит был преобразован в монастырь. 

В 1970 году Евгений принял монашеский постриг в честь преподобного Серафима Саровского, а через семь лет был рукоположен в священника и стал иеромонахом Серафимом (Роузом). 

В те годы я, юная студентка университета, уже нуждалась в духовном наставнике –  и мне не пришлось его долго искать: им стал отец Серафим.

Что говорил отец Серафим (Роуз) по поводу «конца света»

В семидесятые годы все почему-то ожидали конца света, думали, что близится апокалипсис –  везде витали какие-то предчувствия последних времен, сильные тревоги и страхи. Но отец Серафим призывал нас не бояться конца света. Он напоминал, что о конце света не знают даже ангелы, это открыто только Отцу, а тем более мы, люди, не можем этого знать. 

Нужно жить так, словно каждый твой день может стать последним. И ведь это действительно так: мы никогда не знаем, какой именно день или какая ночь станут для нас последними. Господь милосерден и прощает нам грехи, в которых мы каемся, но никому из нас не обещан завтрашний день. 

Боязливых отец Серафим утешал и говорил: 

–  Не бойтесь страшных времен! Смотрите вперед! Ведь если действительно близится конец света –  то чем это все закончится? А закончится это Пришествием Христа во всей Его славе! И Пришествие Его –  это же величайшая радость для нас, христиан! Поэтому, говоря о последних временах, не нужно ужасаться, а нужно иметь веру и надежду, что, когда придет время, Господь все покроет Своей милостью и любовью. 

Не бойтесь страшных времен! Ведь если действительно близится конец света, то это закончится Пришествием Христа во всей Его славе!

Говорил также: 

–  Нам нужно ждать не ужасного конца, а радости встречи с Христом! 

И еще отец Серафим часто повторял: 

–  Никогда не впадайте в крайности! Нужно жить осторожно, выбирать средний –  царский –  путь, избегая крайностей. С одной стороны, не впадать в фанатизм и осуждение. С другой стороны, не расслабляться и не становиться теплохладными. А для того чтобы выбрать царский путь, нужно иметь духовное рассуждение, недаром его считают высшим из духовных даров. Стяжать такой дар –  трудно, но все же нужно стараться не впадать в крайности. 

Любимыми словами отца Серафима были: 

–  Ищите царский путь! 

Хотя сам отец Серафим жил как аскет и очень строго постился, но никогда не требовал такого же аскетизма от других –  подходил к другим людям с любовью. 

Хотя сам отец Серафим очень строго постился, но никогда не требовал такого же аскетизма от других – подходил к другим людям с любовью

В первую неделю поста они в своем скиту вообще не ели, может, съедали там какую-нибудь горсть орешков. Редко кто из паломников ездил к ним на первой неделе Великого поста –  не могли понести суровости их жизни. От нас, своих духовных чад, отец Серафим (Роуз) не требовал подобных подвигов. 

Он мало обращал внимания на свой внешний вид, ходил в старом, заношенном подряснике, не подстригал бороду –  и его внешним видом некоторые даже соблазнялись, особенно когда он приезжал в город из своей пустыньки. 

4.jpg

Отец Серафим (Роуз) жил Россией

Отец Серафим учил нас быть православными. Он, американец, жил Россией. Для него Православие в России было самым главным. Он учил русский и церковнославянский языки. Понял значение русского Православия и во времена гонений на Церковь и верующих ждал возрождения православной России. 

У меня сохранилось письмо, которое он написал мне по-русски. 

Отец Серафим часто говорил о том, что нужно постоянно хранить память о Боге, с Ним должна быть связана каждая минута нашей жизни. Это открывало нам, молодым паломникам и паломницам, глаза на то, что быть православным христианином –  это не просто ходить в церковь по воскресным дням, а постоянно хранить память Божию. 

3.jpg
Иеромонах Серафим (Роуз) с братией и паломниками в Вербное воскресенье. 1982 год

Он наставлял нас также об Иисусовой молитве –  как это важно. Предупреждал об опасности, о том, что нельзя с этим играть и пытаться сразу взобраться на какую-то духовную высоту, как ее себе представляют новоначальные, которые начинают читать исключительно «Добротолюбие» и сразу пытаются достичь умно-сердечной молитвы, о которой говорили святые отцы. 

Напоминал о постепенности, о трезвении, о царском пути, а также о необходимости духовного руководства.

Из книги: Живые свидетельства о святителе Иоанне Шанхайском, иеромонахе Серафиме (Роузе) и подвижниках благочестия Русского зарубежья. Изд-во Сретенского монастыря, 2022.


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить