Ради единства идеала церковного + АУДИО

Проповедь в день памяти священномученика Серафима (Чичагова)

1.jpg

Проповедь в день памяти священномученика Серафима (Чичагова). Иеромонах Ириней (Пиковский). Верный церковному единству. 11 декабря 2022 г. (Продолжительность 00:12:40 мин, размер 17,4 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшний воскресный день Церковь совершает память священномученика Серафима (Чичагова). Родился святитель и исповедник веры в 1856 году в Санкт-Петербурге в аристократической семье кавалерийских артиллеристов.  Он получил хорошее воспитание и, как сам потом вспоминал, воспитывался и обучался в той среде, которая была близка к православию, хотя, возможно, с формальной точки зрения и была лишена религиозного духа. После этого он сделал карьеру в военной службе, дослужился до чина полковника, был участником Русско-турецкой войны, получал ордена не только Российской империи, но и иных государств, ездил на учение во Францию, участвовал в сооружении бастионов на западных границах России. Этот человек тем не менее постоянно искал Бога, что привело его к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, с которым он поддерживал связь в течение 30 лет. Именно он и побудил Леонида Михайловича, будущего священномученика Серафима, к принятию священного сана.

Он был женат, у него было четверо детей, и, так как он находился в аристократической среде военнослужащих элитных кавалерийских артиллерийских войск, конечно, для него вопрос принятия сана был непростой. Но, написав прошение, в 35 лет он приехал из Петербурга в Москву, где со временем стал дьяконом, а после и священником в одной полковой церкви, окормлял артиллерийские войска Московского округа. Вскоре он овдовел и остался один с четырьмя детьми: старшей дочери было 15 лет, младшей – 9. Через какое-то время он решил посвятить себя монашеству и, приняв постриг, стал настоятелем Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Очень непростой жизненный путь привел его к такому решению. Ему пришлось пристроить своих детей, чтобы они воспитывались в благочестии и вере. Надо сказать, что впоследствии он сохранил со своими детьми хорошие отношения, но продолжить свой жизненный путь он хотел в монашеском чине.

Известно, что именно благодаря священномученику Серафиму была подготовлена летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Именно эта книга стала тем «ключом», который помог получить согласие российского императора Николая II на канонизацию преподобного Серафима Саровского. Так что во многом благодаря заслугам священномученика Серафима и состоялась в 1903 году канонизация преподобного. Он сам лично, вместе со священномучеником Владимиром (Богоявленским) и другими в последующем исповедниками веры, участвовал в открытии мощей, организации соответствующих торжеств. И несмотря на то, что многие члены Священного Синода были против канонизации, благодаря Серафиму (Чичагову) эта канонизация состоялась.

Во многом благодаря священномученику Серафиму состоялась канонизация Серафима Саровского

Через какое-то время он был определен епископом сначала на Сухумскую кафедру, потом на Орловскую, затем был направлен в Кишинев, а после стал митрополитом Тверским и Кашинским. Во время проведения Поместного Собора Русской Церкви в 1917–1918 гг. он был его активным участником, но недовольные его монархическими взглядами священнослужители и миряне не захотели видеть его снова на Тверской кафедре. Благодаря святителю Тихону он был определен митрополитом Варшавским. До своей Варшавской кафедры он так и не доехал, оставался в Москве, несколько раз подвергался заключениям, ссылкам и только благодаря ходатайству святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, был освобожден. Позже, в 1928 году, уже решением патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского) он был назначен на кафедру в родной город Петербург, где пять лет был правящим архиереем и, будучи сильным, волевым человеком, военным по своему устроению, занимался тем, что пытался остановить иосифлянский раскол, примирить «красную церковь» с «непоминающими», привести всех к церковному единству.

Такая позиция ему давалась непросто, потому что приходилось находить какие-то компромиссы с советской властью. Но делать это приходилось для того, чтобы сохранить Церковь в период нарастающих гонений. Святитель Серафим оставался верным церковным идеалам и церковному единству.

2.jpg

В 1933 году он ушел на покой, а в 1937 году по доносу его же собственного собрата, которого он в течение месяца укрывал в своем доме в Подмосковье, был арестован и приговорен к расстрелу. 82 года было священномученику, когда его на носилках вынесли из дому и в карете скорой помощи доставили в НКВД, а потом повезли на Бутовский полигон, где он и был расстрелян. В 1997 году Серафим (Чичагов) был причислен к лику святых.

Жизнь этого святого учит нас, как нам, современникам новомучеников и исповедников Церкви Русской, не только оставаться стойкими в вере, но и справляться с какими-либо жизненными перипетиями. Священномученик Серафим был человеком весьма разносторонне образованным, и, хотя у него не было систематического богословского, семинарского образования, он обладал широким кругом интересов, а это помогает и сейчас, если человек развивается, справиться с такой страстью и немощью, как уныние.

Будучи еще молодым военным, он занимался изучением медицины, в частности лекарственных трав. Его медицинские записки были изданы в 2013 году в Сретенском монастыре в сокращенном виде, а всего в его труде более полутора тысяч страниц. Записки были направлены на то, чтобы дать религиозную основу для лечения человека естественными продуктами растительного происхождения.

Затем священномученик пробовал себя как иконописец. Сохранились две иконы в храме пророка Божия Илии в Обыденном переулке: это икона Спасителя в белом хитоне и икона преподобного Серафима Саровского.

На склоне лет, в последние пять лет жизни, он не расставался с фисгармонией и по несколько часов практиковал исполнение тех или иных церковных музыкальных композиций. До сих пор издаются его аранжировки Херувимской песни, «Достойно есть» и некоторых других церковных текстов.

Но самое важное в этом человеке – это любовь к Богу, Дивному во святых Своих, и любовь к преподобному Серафиму Саровскому. Благодаря ему была создана самая первая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, потом он написал житие преподобного, а уже в советские годы была подготовлена и вторая версия летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. Трагедия заключается в том, что сам он преподобного не видел, и в последующем, когда он хотел отправиться на покой в обитель, когда-то вдохновленную Серафимом Саровским, игуменья монастыря, его же ставленница, не смогла его у себя приютить. Итак, он завершал свою жизнь не там, где была похоронена его супруга, то есть в Серафимо-Дивеевском монастыре.

3.jpg

Мы видим, как он сохранял связь со своими родными и, несмотря на принятие монашеского чина, не разрывал семейных уз. Одна из его дочерей стала монахиней Серафимой, его внучка стала доктором наук и профессором, она часто бывала у него и, когда сама стала игуменьей московского Новодевичьего монастыря, подготовила документы к канонизации своего деда.

Любовь к Богу сподвигала священномученика Серафима на то, чтобы искать не только личного благочестия (а он никогда не забывал, что он аристократических кровей), но и единства идеала церковного. То же мы читаем в трудах священномученика Илариона (Троицкого), который ставил единство Церкви превыше всего. Он писал, что именно в Церкви и посредством Церкви человек обретает спасение: встречается здесь с живым Христом и, соединяясь посредством Таинств с Его Телом, находясь в самом теле Церкви, становится причастником Божественной благодати, посредством Святого Духа преображается из ветхого человека в нового, возрастает от силы в силу, приобретает спасение души.

Священномученик Серафим дает нам, как и многие другие святые новомученики и исповедники Церкви Русской, ориентир, чтобы мы, изучая их письменное наследие, изучали и их жизнь и подражали им, подражали не по форме, а по содержанию. Священномученик Серафим – это человек, который не в молодых летах пришел к служению Церкви и сейчас для нас является ориентиром, чтобы мы не оставляли свои духовные поиски, но так или иначе искали правды Божией, истины и, обращаясь к своим духовным наставникам, к своим руководителям, взывая к небесным нашим заступникам и покровителям, даже если мы не можем их видеть лицом к лицу, верили, что Господь всегда рядом. Когда человек твердо стоит в вере, когда он идет, ища истину, до конца, он обретает спасение, становится примером для других людей, он объединяет вокруг себя и близких, и дальних, вокруг него водворяется мир и тишина.

Когда человек идет, ища истину, до конца, он обретает спасение

Пусть же Господь по молитвам святого священномученика Серафима (Чичагова), по молитвам преподобного Серафима Саровского, по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадтского и нас наставит, чтобы мы, не унывая, но будучи тверды в вере, сохраняя единство Церкви, обрели спасение и мир в душе. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить