День усыновления рода человеческого Богу +АУДИО

Проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

Фото 1 (34).JPG

День усыновления рода человеческого Богу. Проповедь иеромонаха Павла (Щербачева), 7 апреля 2023 г. (Продолжительность 0:14:18 мин , размер 19,8 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы с вами, дорогие братья и сестры, приближаемся к концу поприща Великого поста, и в субботу будем вспоминать воскрешение праведного Лазаря, в воскресение – Вход Господень в Иерусалим, а затем Крестные страдания и Славное Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. А праздник Благовещения, который мы отмечаем сегодня, не стоит в ряду этих событий, он стоит особняком, он может совпасть и с Пасхой, и такое совпадение мы называем Кириопасха, может быть и после Пасхи, может быть и до Страстной седмицы, как сегодня.

Фото 2 (34).JPG

Праздник Благовещения Господня имеет особое значение в учении Церкви. Тропарь этого праздника начинается с удивительных слов: «Днесь спасения нашего главизна». Что это значит? Это значит, что сегодня начало, основание – такое значение в русском языке имеет церковнославянское слово «главизна» – начало, основание полагается спасению рода человеческого. И неслучайно, если мы обратим свой взор на Царские врата почти любого храма, мы увидим изображение благовествующего Архангела Гавриила и Божией Матери.

Сколько великих дел и чудес совершил Господь Бог на Небе и на земле от века: посылал Своих ангелов людям в помощь, и в просвещение, и во вразумление, но не одно из этих великих, а порой значимых не только для отдельных людей, но и для целых народов дел не названо Церковью началом, основанием нашего спасения. А почему? А потому, что не настало в то время, до пришествия Спасителя, полнота времени: «Егда же прииде кончина лета – полнота времени в переводе на русский язык – посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемаго от Жены, бываема под законом да подзаконныя искупит, да в всыновление восприимем» (Гал. 4: 4). Сегодняшний праздник – это день усыновления рода человеческого Богу. Человечество страдало и томилось до пришествия Спасителя, и причиной этого томления, страдания был грех Адамов. Как блудный сын в евангельской притче тосковал по отчему дому и отеческой любви… Помните слова пророка Давида, который как пророк необыкновенно остро чувствовал это: «Душа моя яко земля безводная Тебе» (Пс. 142: 6), – возглашал пророк в своем плаче, в Псалтири. И пророку Даниилу Архангел Гавриил сообщал о семидесяти седминах, но не имело это пророчество такой силы, как то событие, которое мы вспоминаем сегодня.

Сегодня полагается основание спасению рода человеческого

Всякий человек, даже после греха Адамова, имеет некий залог, искру в глубине своего сердца. Эту божественную искру преподобный Макарий называл Божественной душой. У всякого человека, даже если он далек от Бога, даже если он не крещен, даже если он живет вдалеке от тех, кто может проповедовать слово Божие, эта искра, вложенная десницей Самого Бога, горит или тлеет в сердце, и нужно что-то, что заставит ее загореться. Но даже до прихода Спасителя люди чувствовали эту искру, чувствовали некое несовершенство, томление в глубине своей души.

Фото 3 (32).JPG

К принятию Спасителя человеколюбивым Промыслом Божиим был уготован не только иудейский народ, но и язычники. Об этом свидетельствую повествования Ветхого Завета о первосвященнике Мелхиседеке, об Иове, о тесте Моисеевом Иоафоре Мадиамском, о Валааме. Помните повествование о Валааме и ослице, которая пророчествовала о Мессии: «Вижу Его, но Его еще нет; Зрю Его, но не близко» (Чис. 24: 17). Предание о грядущем Искупителе и ожидание Его пришествия мы встречаем и в сочинениях античных философов, таких как Платон, античных поэтов Вергилия и Овидия, античных историков Плутарха и Страбона и даже, как это ни кажется странным, среди китайских философов. Не так давно один православный игумен, по национальности американец, написал книгу, в которой он исследует учение даосизма (а мы знаем, что основателем этого учения был китайский мудрец и философ Лао-Цзы), где он приводит множество цитат на китайском языке, свидетельствующих о том, что Лао-Цзы чаял пришествие Избавителя на землю. Он понимал, что это должно было свершиться, потому что не мог Бог устроить человека несовершенным, не имеющим входа в то бесконечное царство, о котором обетовал Деве Марии Архангел Гавриил.

Фото 4 (ПРЕВЬЮ).jpg

И сказал Ей Ангел: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и царству Его не будет конца» (Лк. 1: 30–34). Это царство, которому не будет конца, с давних пор манит людей, заставляет их задуматься в самых сокровенных глубинах своего сердца, что есть нечто, чего они не наследуют, что есть нечто, что может дать им счастье, ощущение полноты бытия, блаженство, все то, что было нам открыто в Евангелии Спасителя Господа нашего Иисуса Христа. Что же это значит: «И даст Ему престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова»? Ветхозаветное человечество после спасительного подвига Иисуса Христа входит в совершенно другой период жизни.

«Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется», – читаем мы в послании к Римлянам апостола Павла (Рим. 9: 21). Отсюда ясно, что Израилем и доныне являются те праведные люди, живущие неоскудевающей жаждою общения с Богом.

Неслучайно святые отцы единодушно, несмотря на разные направления своего богословия, называют Израилем ум, зрящий Бога. Кто такой Новый Израиль? Новый Израиль – это уже не плоть и кровь, не люди, а ум, зрящий Бога. И каждый из нас может быть этим самым Новым Израилем, домом Иакова, о котором пророчествовал Архангел Гавриил Пречистой Деве Марии.

А что же престол Давидов? Почему же даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его? Действительно, Давид был праотец по плоти Спасителя, но Давид царствовал над верными, а только верные, зрящие Бога здесь на земле, пребывающие в живом общении со своим Творцом, Промыслителем и Искупителем, наследуют то самое бесконечное Царство Сына Божия, о котором мы слышали сегодня: «Днесь спасения нашего главизна».

Фото 5 (15).jpg

В событиях сегодняшнего праздника человечеству открывается тайна воплощения Сына Божия. Это не только тайна, но и целый догмат учения Церкви – тайна Боговоплощения. Начинается земная жизнь Сотворившего эту жизнь, Сотворившего время, пространство, ангельский мир. А что же Мария? Мария говорит: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38).

Начинается земная жизнь Сотворившего эту жизнь, время, пространство

Святитель Филарет, митрополит Московский, будучи необыкновенно глубоким богословом, отмечает неслучайное значение слов «да будет». Они повторяют те слова, которые мы читаем в Библии на греческом языке в первой главе книги Бытия: «Потому что во дни творения Слово Творца, – говорит митрополит Филарет, – "да будет" производило в мир твари, но в этот день, в день Благовещения, кроткое слово творения Пречистой Девы Марии "да будет" низводит в мир Творца». И сила этого слова в полной преданности Марии Богу. «Верою вселяется в сердце Христос», –  учит нас апостол Павел в послании к Ефесянам (см.: Еф. 3: 17). И Дева Мария явила высочайшее послушание веры, и это послушание преклонило душу Ее под осенение Духа Святаго, соединило волю Ее с волей Божией, и Слово стало плотью, и обитало с нами (Ин. 1: 14). Непослушание благой воле Божией привело в мир смерть, а врачевание смерти должно было, по справедливости Божией, начаться с послушания.

Отложим собственную волю, восприимем волю Божию и приимем в себя Небо. «Бог даровал нам свободу выбора, – пишет митрополит Филарет, – между добром и злом, между тварью и Творцом, между самими собой и Богом изберем добро, Бога и Его волю, и не утратим, а расширим и утвердим свою свободу, "где Дух Господень – там свобода", – учит нас Священное Писание». Будем отметаться лживой человеческой свободы и жить через послушание и смирение, пример которых дала нам Пресвятая Дева Мария, чтобы стяжать нам Всесвятый Дух Божий, и тогда мы почувствуем великую Божественную свободу, и станем истинным Израилем, и обретем ум, который зрит Бога и имеет общение с Ним лицем к лицу. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить