«Наш пост есть стояние на страже души»

Мысли святителя Иоанна Шанхайского о посте

Сей род изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17: 21). Эти слова Спасителя для святителя Иоанна Шанхайского были одними из главных. Сейчас, Рождественским постом, давайте вспомним, что говорил о посте святой архипастырь, и то, как постился он сам.

1.jpg

Пост святитель Иоанн определял как «наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи»[1].

Также владыка Иоанн для лучшего понимания значения поста приводил мирские определения слова «пост»: пост как важная и ответственная административная должность и пост как место и время, порученное часовому для охраны и выполнения своих обязанностей. Владыка Иоанн говорил: «Как высокий государственный деятель, так и особенно часовой на страже должны зорко наблюдать за всем происходящим, чтобы ничего не произошло во вред того, что ему поручено. Так и наш пост есть стояние на страже души. Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничего не повредило нашей душе»[2]. Так святитель показывает, что пост должен нами восприниматься со всей ответственностью, как занимающий важное место в деле нашего духовного возрастания. При этом православный христианин уподобляется часовому на посту, и как последний ревностно стережет и защищает вверенный ему пост, так и мы должны охранять себя постом от искушений и соблазнов.

Святой архипастырь говорил, что пост должен стать дорогой к покаянию, изменению ума. Как луч света озаряет темную комнату и в ней все становится ясно и видно, так и в нашей душе все становится понятным, когда луч Света Божия проникает в нашу душу.

Святой архипастырь говорил, что пост должен стать дорогой к покаянию, изменению ума

О Рождественском посте святой неоднократно говорил в своих обращениях и проповедях. В частности, он обращается к примеру трех отроков Анании, Азарии и Мисаила, а также пророка Даниила, которые воспеваются в ирмосах праздника Рождества Христова. Владыка говорил: «Вы знаете, когда они были детьми и воспитывались при дворе царя Навуходоносора, то отказались от всех изысканных яств царского стола и питались только овощами, чтобы не нарушить закон Ветхозаветной Церкви. За такое воздержание и послушание церковному закону Бог наградил их, дав им мудрость, в коей они превзошли всех своих сверстников»[3].

Далее владыка обращается к детям, говоря, что они находятся в схожей ситуации. Вокруг них находятся люди, не знающие православной веры, не соблюдающие постановлений Церкви. Святые отроки свободной волей выбрали соблюдение церковных постановлений, в отличие от окружавших их людей. «Великое мужество и сила характера потребовались от трех отроков, чтобы они смогли исполнить церковные законы и отеческие предания: в конце концов они остались среди бесчисленного множества неверующих. За это Бог в Своей милости прославил их пред всем миром на века. Господь наградит и каждого из вас, если вы последуете примеру тех юношей», – говорит святитель[4].

2.jpg

Святой архипастырь внимательно следил за тем, чтобы гражданские праздники и какие-либо торжества не препятствовали соблюдению поста и не нарушали его. В католической и протестантской традиции Рождество празднуется 25 декабря, и владыка Иоанн – так как значительная часть его паствы находилась в западных странах, в окружении людей, принадлежащих к католическим или протестантским общинам, – говорил: «Нужно нам соблюдать установленный Церковью пост, с помощью которого сдерживаем мы свои страсти, воздерживаясь как от недозволенной постом пищи, так и от увеселений. Ни в коем случае не должны нарушать поста и тогда, когда в здешних местах часть населения уже по-своему отмечает праздник Рождества Христова… Нельзя одновременно и готовиться к настоящему его празднованию, и веселиться по-светски, попирая предания и уставы Церкви!»[5].

Так же твердо владыка определил отношение православных христиан ко Дню Благодарения – празднику, знаменующему собой начало праздничного рождественского периода у американцев, когда этот день впервые за долгое время пришелся на первый день поста, хотя в предыдущие года случался до наступления поста. Святитель Иоанн обратился к своей пастве с таким словом: «Вознесем Богу благодарность за Его благодеяния, оказанные нам в нашей жизни и особенно в здешней стране, но не нарушим при том установлений церковных. Благодарность Богу выражается не столько словами, сколько делами. В другие годы, когда праздник Благодарения не совпадает с постом, дозволяется всякая пища, но когда он совпал с постом, благодарность Богу должна выражаться в соблюдении поста, особенно нужного нам сейчас, когда под влиянием бесплотных сил тьмы разгорелись здесь страсти, потрясающие нашу жизнь, ибо сам Господь сказал: "Род сей (бесовский) не изгоняется иначе, как молитвою и постом[6].

«Благодарность Богу должна выражаться в соблюдении поста, особенно нужного нам сейчас»

Также важный пример нам дают воспоминания очевидцев о том, как рассудительно владыка Иоанн поступал в вопросах поста с пасомыми: в каждом частном случае он проявлял необычайную мудрость и проницательность. Эту историю в свое время рассказал протоиерей Георгий Ларин, один из духовных чад святителя Иоанна: «Владыка Иоанн стал для меня идеалом, и я решил во всем ему подражать. Однажды во время Великого поста я перестал спать на кровати, а ложился на пол, перестал обедать со своей семьей, перешел на хлеб и воду и т. д. Мои родители расстроились и привели меня к доброму епископу. Услышав их жалобы на меня, он приказал служителю пойти в магазин и принести болонскую колбасу. В ответ на мои слезы – "сейчас все же Великий пост!", – мудрый архипастырь велел мне съесть принесенную колбасу и всегда помнить, что послушание родителям важнее самовольного поста...»[7]. Эта история показывает, что владыка послушание родителям ставил выше пусть искреннего и строгого, но самовольного поста.

Так вспоминал явление святителя во сне Владимир Наумов из Сан-Франциско, исцеленный архипастырем от артрита: «Я всегда строго соблюдаю посты, установленные нашей Церковью. Но однажды съел по недосмотру немного мяса в Великий пост и в ту же ночь увидел блаженного Иоанна. Он подошел ко мне, укоряя, что я нарушил пост. И я видел его так отчетливо и ясно, как если бы он стоял передо мной живой»[8].

Владыка Савва Эдмонтонский вспоминал: «Кто, если не владыка Иоанн, поборол тело свое? Он, как вы знаете, не давал ему покоя ни днем, ни ночью. Одна тень осталась от него. Телесные члены его изнемогли от поста и труда бденного»[9].

Сам святитель был примером великого аскета, призывал народ к тщательному соблюдению поста, при этом предлагая тем, кто не имеет в себе сил полностью соблюдать пост, обращаться за помощью к духовникам и священникам[10].

3.jpg

Владыка учил тщательному соблюдению поста, однако по своей мудрости полагал, что не каждый человек имеет силы соблюдать пост по уставу, поэтому к каждому конкретному случаю относился с рассуждением и вниманием, советуя каждому полезное для него.


[1] Игумен Герман (Подмошенский), иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. 2-е изд. М.: Издат. дом «Русский Паломник», 2008. С. 571.

[2] Там же.

[3] Там же. С. 258.

[4] Там же. С. 259.

[5] Из Рожественского обращения святителя Иоанна «Христос с небес, срящите!», 1963 г. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimovich/slova-i-propovedi/.

[6] Игумен Герман (Подмошенский), иеромонах Серафим (Роуз). Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец. 2-е изд. М.: Издат. дом «Русский Паломник», 2008. С. 727.

[7] Там же. С. 212.

[8] Там же. С. 232–233.

[9] Там же. С. 15.

[10] Там же. С. 572.

Николай Степанов 18 декабря 2022
Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить