Пасхальный храм «Кулича и Пасхи»

Снова пришла к нам весна, а вместе с нею Воскресение Жизни – Пасха Господня! Вся вселенная ликует и торжественно восклицает: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»

Фото 1.JPG

Мы называем Светлое Воскресение Христово «Царем дней», «Праздником праздников». В России Пасха – самый любимый и близкий сердцу народа праздник. В честь Воскресения Христова по всей нашей стране освящено множество храмов. Но в Санкт-Петербурге есть единственный храм, который в народе назван «Кулич и Пасха», потому что его ансамбль по форме очень схож с церковно-обрядовой пищей – куличом и пасхой.

Этому архитектурному своеобразию храм обязан своему заказчику – генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское. В конце XVIII века село находилось на левом берегу Невы, в десяти верстах от столицы. Здесь Александр Алексеевич начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк. В самом его центре князь решил возвести храм, посвященный празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Князь Вяземский служил по ведомству юстиции, был генерал-прокурором. И ему очень хотелось в этом храме отразить свое земное служение. Воплощение своей идеи он поручил архитектору Н. А. Львову.

Постройка церкви велась в 1785–1787 годах на средства Екатерины II. Освящение его, по желанию императрицы, состоялось в 1790 году во имя Святой Живоначальной Троицы.

Фото 2.jpg.PNG
Церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха»

Церковь сохранилась до наших времен в своем первозданном виде почти без изменений. Она представляет собой круглое сооружение в виде ротонды, охваченное со всех сторон колоннадой из 16 колонн ионического ордера и увенчанное плоским куполом. Внутри храма – круглый зал, высота которого равна диаметру; над проемом алтарной апсиды – фигуры парящих ангелов. Подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поэтому в 1858 году к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего. Звонница храма имеет форму четырехгранной пирамиды, прорезанной с четырех сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня.

Зодчий вложил в свое творение тайный смысл. Как мы уже говорили, князь Вяземский служил в юстиции, и по замыслу архитектора ротонда символизировала храм правосудия, а «твердая призматическая пирамида» – «неколебимую купность... трех добродетелей»: истины, человеколюбия и совести.

Но православное русское сознание не приняло этих архитектурных и смысловых изысков, уводящих куда-то в страну далече. Очень скоро в народе церковь прозвали «Куличом и Пасхой», и это имя закрепилось за ней в веках. Действительно, по своему внешнему виду ротонда напоминает кулич, а четырехгранная пирамида колокольни – творожную пасху. Посмотришь на этот храм, и радостно станет на сердце от воспоминания о светлом празднике Пасхи Господней.

Эта церковь была одной из немногих в Петербурге, где долгое время не прекращалось богослужение

Судьба этого храма в советское время, по сравнению с другими церквями, пострадавшими в годы репрессий, была не так трагична. Она была одной из немногих в Петербурге, где долгое время не прекращалось богослужение. Правда, в марте 1938 года ее закрыли на восемь лет, в здании храма организовали клуб, но 17 апреля 1946 года храм открыли вновь.

1 июня 1946 года торжественное освящение храма совершил митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Но все святыни, хранящиеся по сей день в церкви, собраны из других храмов, поскольку с ее закрытием были убраны все церковные ценности, которые затем бесследно пропали. Синий с золотом иконостас середины XVIII века был перенесен сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове.

На левом клиросе находится почитаемая икона святителя Николая Чудотворца. Она пребывала в Никольской кладбищенской церкви города Колпино, а затем в декабре 1947 года ее в этот храм передали верующие сестры Пискаревы, жительницы Колпино, у которых она хранилась в годы Великой Отечественной войны.

Фото 3.jpg.PNG

В храме есть еще один особо чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), который был перенесен туда 14 июня 1946 года из Спасо-Преображенского собора. Богоматерь на этом образе изображена на темно-зеленом фоне в рост, стоящей на круглом коврике, без Младенца и без короны. Она предстоит перед молящимися в обычной одежде Своих земных дней, на голове – белый плат. Позади Нее изображены вечнозеленые ветви райского сада. Христос Спаситель изображен над Богородицей на облаках, в сиянии славы с благословляющей десницей и Евангелием. На иконе имеется надпись: «Нагим одеяние, больным исцеление».

Фигуры ангелов и людей по размеру значительно уступают Ее изображению. Справа ангел прикрывает трех обнаженных людей белым покрывалом, ниже другой ангел утешает седовласого старца и некоего мужа средних лет. Слева третий ангел указывает юноше и мужу на Царицу Небесную. Божия Матерь изображена как Мать рода христианского. Каждый молящийся перед иконой может узнать на ней и свою скорбь, найти себе место среди взывающих к Богородице. Но самое необычное – это монетки, чудесно приставшие к иконе. И еще нечто поразительное – глаза Пречистой Девы. Они написаны так прекрасно, что кажутся живыми.

Фото 4.jpg.PNG

Храм «Кулича и Пасхи», ставший в Петербурге воплощением пасхальной радости в камне, явился новым Домом Божией Матери, дарующей радость всем скорбящим. Здесь Богоматерь приветливо встречает всех, приходящих к Ее теплому заступничеству, труждающихся и обремененных, которые получают через Ее чудотворный образ и душевное успокоение, и помощь в тяжелых земных нуждах.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить