Церковь – место, где мы становимся родными друг другу +Аудио

Проповедь в день Святой Троицы

Церковь – место, где мы становимся родными друг другу. Проповедь иеромонаха Иринея (Пиковского) (Продолжительность 00:17:27 мин, размер 23,9 Мб)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! 

Сегодня Церковь воспоминает событие новозаветной истории, событие ниспослания Святого Духа от Отца, а также рождение Церкви. Это слово «Пятидесятница» означает, что прошло 50 дней со времени Пасхи. Основа праздника лежит в Ветхом Завете, в ветхозаветной традиции трижды приходить в храм Иерусалимский для поклонения Богу.

1. Иерусалимский храм.JPG
Иерусалимский храм

Одним из главнейших праздников был праздник, связанный с седмицами, или по-еврейски «Шевуот». Праздник седмиц говорил о том, что через семь седмиц, то есть через 49 дней, на 50-й день, евреи собираются в храм, чтобы принести Богу начатки плодов от урожая. И после сбора плодов первой пшеницы они представляют пред Господом сию жертву, а в последующем вспоминают дарование Завета Моисею на горе Синай при исходе евреев из Египта.

Основа праздника лежит в Ветхом Завете

Содержанием христианской Пятидесятницы является событие Сошествия Святого Духа на апостолов, как описывает это Лука в Книге Деяний. После Вознесения Господа с горы Елеонской, примерно через 10 дней, как мы можем себе это представить, собираются все ученики и они ожидают Утешителя, неотступно находясь в храме в молитве по обетованию Спасителя. И вот на 50-й день, когда они все вместе были собраны в горнице, явился шум с небесе, шум грозный, который врывается  в горницу, и появляются языки как бы огненные, почивая на всех собравшихся в этой горнице. И тогда апостолы начинают говорить на языках, и эти разные наречия слышат собравшиеся в Иерусалиме. Благочестивые иудеи, пришедшие как паломники с разных краев света: от Киренаики и Малой Азии, от Аравии до тех мест, которые мы могли бы назвать тогдашней Вселенной, – слышат каждый свое наречие и недоумевают, может быть, они пьяны, апостолы, но, с другой стороны, они понимают, что здесь что-то большее. Апостолы пророчествуют, они принимают Святого Духа и начинают благовествовать по всему миру. И в этом благовестии разным народам мы узнаем какую-то совершенно иную природу Церкви.

Слово «Церковь» – собрание, могло употребляться в древнегреческом языке для обозначения самых обычных гражданских собраний. Но Святая Церковь означает нечто иное: такое собрание, в котором стираются национальные, расовые, местные различия. Когда люди, вне зависимости от того, иудеи они, элины или рабы, собираются вместе для того, чтобы прославить Творца. В том и святость, и природа Церкви, что она объединяет самых разных людей, отделяя их от греха. Быть святым, по еврейски «кадош», значит быть отделенным, но отделенным не от прочих человеков, как делали это фарисеи, а отделенным от греха и всякой нечистоты, чтобы одежду Крещения сохранить белой до самой смерти. Дух Божий просвещает каждого человека, желающего стать гражданином Его Царства, и те, которые принимают Крещение в Иисуса Христа во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, как нам говорит завершение Евангелия от Матфея, принимают Дар Святого Духа.

Фото 2.jpeg

Итак, Церковь призывает всех к единству. Она по природе объединяет, и в этом ее принципиальное отличие явления Святого Духа от Вавилонского столпотворения. Как поется в кондаке сегодняшнего праздника, когда сошел Всевышний, Он смешал все языки, и мы вспоминаем событие, связанное с Вавилоном, когда люди возгордились и Господь лишил их возможности понимать друг друга. И враждуя друг с другом, они говорят словно на иных языках, расходятся по разным странам, и тогда уже национальные языковые отличия становятся стеной, мешающей им коммуницировать. И вот в явлении Святого Духа снисходят огненные языки, которые призывают к единству, чтобы все согласно славили Всесвятого Духа. И этот день, который тогда был первым днем Церкви, стал знаменательным ещё тем, что по проповеди апостола Петра крестились 3000 человек.

Церковь призывает всех к единству

Пятидесятница – один из древнейших праздников Церкви. О том, что он отмечается вслед за Пасхой вместе с Богоявлением, мы находим свидетельство у мужей апостольских уже начиная со II–III века. Так, священномученик Ириней Лионский говорит, что наряду с Пасхой мы не преклоняем колен на Пятидесятницу. А Ориген, как и Тертуллиан, причисляют Пятидесятницу к одному из главных церковных праздников. По свидетельству писем испанской паломницы Этерии на Пятидесятницу совершается торжественное стационарное богослужение. Стационарное, то есть по станциям, по остановкам. От 8 до 10 было остановок шествования христиан с соответствующим пением антифонов, псалмов от горы Елеонской до храма Воскресения Христова. И мы узнаем в этом шествовании особое христианское торжество. Святитель Иоанн Златоуст в конце IV века свидетельствует нам, что по образу ветхозаветных праздников: Кущей, Пасхи и Пятидесятницы христиане чествуют Богоявление, Пасху и Пятидесятницу, и тем самым мы понимаем, что этот праздник появился даже раньше, чем праздник Вознесения Господня.

Фото 3.Jpeg

Итак, изначально этот праздник был связан с воспоминанием о Сошествии Святого Духа на апостолов и о проповеди апостолов всему миру, благодаря которой присоединялись верные в разных концах вне зависимости от своего языка и своего бэкграунда.

Начиная с VIII века появляются церковные песнопения, которые прославляют Святую Троицу. И мы уже в конце VII и в VIII веке встречаем песнопения, в которых есть такие слова: «Видехом свет истны, нераздельной Троице покланяемся, та бо нас спасла есть», или дальше: «Троице Единосущной песнословим, приидите людие, Триипостасному Божеству поклонимся». Эти стихиры изначально были службе понедельника, но поскольку вся седмица после Пятидесятницы, вплоть до начала Петрова поста, считается праздничной, то постепенно они свою идею переносят и на праздничную службу Пятидесятницы. Таким образом мы и сейчас отождествляем Пятидесятницу с воспоминанием о Святой Троице, и идея Пятидесятницы соединяется с идеей чествования Троицы.

На Руси, начиная с XIV века, распространяется иконографический образ ветхозаветной Троицы. Мы с вами знаем один из самых знаменитых образов преподобного Андрея Рублева, на котором изображаются три Ангела. Андрей Рублев показывает символ единства лиц Святой Троицы, единства в любви, единства в реализации Их воли. В последующем икона Святой Троицы из дня Святого Духа переносится на день Пятидесятницы, и в этот день, мы, придя в храм, на центральном аналое встречаем  именно эту икону Троицы.

Когда мы почитаем Святую Троицу, мы, конечно же, вспоминаем проповеди и слова святителя Григория Богослова, который в защиту Святой Троицы говорит о том, что мы поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество. Мы не смешиваем три ипостаси воедино, как пишет святитель Григорий, и Единого не делим на три сущности, разнородные и чуждые друг другу, чтобы не дойти до Ариевого безумства. Действительно, если мысль явления Отца, Сына и Святого Духа как лишь явление Бога в разные этапы Его присутствия в мире, в таком случае и сами слова эти излишни. Перед нами монада, но тогда и лишается силы само Евангельское благовестие. Если мыслить как Арий о том, что Сын когда-то был рожден во времени, в таком случае мы делаем Сына причастным не Божеской, а человеческой природе, умаляя Его существо, и тогда и слово «Сын» оказывается неуместным, потому что он тогда становится не Сыном Отцу, а Его творением.

Мы не смешиваем три ипостаси воедино

Святитель Григорий постоянно подчеркивает, когда мы говорим о Сыне рождающемся от Отца, мы подчеркиваем свойство Одного и Другого. Отца как не рожденного от века, и Сына как происходящего от Отца. Но в этому случае мы никак не можем говорить о том, что Сын произошел во времени, потому что таким образом и время властвовало над Сыном. Но Сын является властелином времени с Отцом, и поэтому мы мыслим о них не в человеческих категориях, а в категориях Вечности, а иногда бывает и смыкаем уста, сохраняя молчание, лишь созерцая тайну Святой Троицы, глядя на соответствующий образ Рублева. И в этой иконе мы узнаем, как бы стоящего в стороне, но самого близкого после ухода Спасителя на небеса, после Вознесения к Отцу Небесному, Утешителя Духа. Ведь Сам Спаситель, как мы слышим неоднократно в Евангелии от Иоанна, обещает приход Утешителя после того, как Сам уйдет, и Утешитель наставляет человека на всякую истину. Он не просто наставляет, в смысле учит, Он сподобляет человека какого-то очень глубокого проникновения в это Таинство, эту тайну, когда человек преображаясь изнутри словно становится сродным Божественной энергии, Божественному присутствию, становится причастником Божеского естества через соединение соответствующими тайнами и Таинствами.

Фото 4-превью.JPG

И для нас одним из таких Таинств, посредством которого мы усвояем через Святого Духа тайну Христа, является, конечно, Евхаристия. Мы приходим храм Божий для того, чтобы причаститься. Не для того, чтобы лишь освятиться сами в себе, но для того, чтобы через кровное родство со Христом, вкушая от Его крови, сродниться друг с другом. И очень часто, к сожалению, наблюдается в наших современных храмах проблема, что люди, редко приходящие в церковь, воспринимают это здание как особое место для оказания ритуальных услуг или получения какой-то благодати для себя лично. Но Церковь – это то место, где мы становимся родными друг другу. Когда мы приходим в храм и говорим о том, что мы любим друг друга, или о том, что мы даем друг другу лобзание мира: «Возлюбим друг друга, да едино мыслим и исповемы», – это предполагало в Древней Церкви реальные действия по приветствию друг друга, по обниманию, целованию друг друга, чтобы мы и внешне, физически выразили свое родство. И слова «братья и сестры» не оставались пустым звуком, но это родство выявилось и в деятельном соучастии жизни друг друга внутри христианской общины как единого тела Иисуса Христа.

Церковь – это то место, где мы становимся родными друг другу

И таким образом, причащаясь от Его тела, мы становимся родственными друг другу, и страдает ли кто-то один из нас, страдает все тело, и те дары Святого Духа, которые даются Церковью в ее полноте, – это дары не какому-то человеку одному индивидуально, священнику или мирянину, это дары, которые даются на служение всей Церкви. Одному дается дух разума, другому – говорение языков, третьему – истолкование языков, кому-то дается дар исцеления, пророчества, изгнания духов, каждому дается на потребу, чтобы все служили в Церкви друг другу, а Церковь была миссией по освящению всего мира.

Неслучайно на древних иконах Пятидесятницы апостолы словно собираются вокруг друг друга, оставляя место для невидимого Христа и под ними нечто черное, на фоне которого Царь-Космос. Они словно находятся над миром для того, чтобы через принятие дара Святого Духа быть светом миру.

Что же такое плоды Духа? В посланиях апостола Павла мы неоднократно читаем: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5: 22), в тех царствует Новозаветная благодать. А она двигает человека, чтобы прежде всего он был не только проповедником, но и исполнителем мира во всем мире.

И первое, о чем пишет нам преподобный Феодор Студит: мы должны примириться с Богом, и только тогда, когда мы с Богом сможем примириться, преодолевая средостения и стену греха, и именно поэтому на вечерне понедельника седмицы по Пятидесятницы мы совершаем впервые коленопреклонные молитвы, чтобы покаяться перед Ним в своих согрешениях, чтобы попросить прощения и примириться с Богом, и это примирение с Богом ведет нас к тому, чтобы мы примирились друг с другом: брат с братом, сестра с сестрой. Христианская Церковь проповедует о равенстве полов, и в Книге Деяний мы читаем, что Дух Святой нисходит как на мужчин, так и на женщин. По преданию Сама Пресвятая Богородица сподобляется в день Пятидесятницы дара Духа Святого, чтобы показать нам собою и всему миру, что все в Церкви равны пред Богом, но тогда мы будем по-Божески жить и тогда в нас узнают, что мы ученики Христовы, если будем иметь мир между собою (см.: Ин. 13: 35).

Фото 5.JPG

Взирая на икону Святой Троицы, дорогие братья и сестры, давайте попробуем в созерцании Этих равных Лиц равночестных, достопоклоняемых, единых по существу, увидеть ту Божественную любовь, которая есть среди Отца, и Сына, и Святого Духа, которая и является в том, что «так Бог возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3: 16). И благодаря Святому Духу усвоим эту тайну, усвоим это таинство, станем причастниками Божеского естества и по-настоящему будем друг другу братьями и сестрами. Аминь.

Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить