О проповеди Нового Завета накануне Богоявления

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы только что услышали грозную проповедь Иоанна Крестителя, прозвучавшую в храме сквозь пелену тысячелетий. Взору нашему предстает вид Иоанна. Хотя в Евангелии не так часто встречаются описания одежды или пищи, про Предтечу апостол и евангелист Матфей пишет, что Иоанн жил в суровой Иудейской пустыне, имел одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, питался саранчой и диким медом, который чрезвычайно сложно добывать. Евангелист дает эти описания для того, чтобы показать, что Иоанн не просто ходил и проповедовал, как делали и духовные учителя Израиля - фарисеи и книжники. Иоанн жил совсем не так, как прочие люди. Он был велик. Он создал для себя чрезвычайно сложные условия, чтобы освободиться через аскезу от земных привязанностей и комфорта, ведь чем больше мы отнимаем от себя физического удовольствия, тем больше даем возможностей себе для духовного роста.

И эта инаковость и неотмирность заставили людей обратить внимание на проповедь Иоанна Предтечи. Потому что тот человек, который слова свои, особенно грозные и предостерегающие, подтверждает жизнью, наполненной лишений и трудностей, взятых на себя ради этих слов, - очевидно, имеет основания для того, чтобы учить.

И вот, пишет евангелист, видя, как к нему подходят религиозные люди и священнослужители того времени, фарисеи и саддукеи, Иоанн не встречает их с распростертыми объятиями и не радуется вслух тому, что они намерены принять крещение. «Порождения ехиднины, - говорит им Предтеча, - кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3:7). И дальше он произносит слова, которые должны напоминать о чем-то чрезвычайно важном и нам, современным христианам, современным прихожанам и священнослужителям. Ведь мы порой считаем, что если ходим в церковь, соблюдаем церковные правила, а особенно, если носим духовные одежды, то это всё уже отделяет нас от других людей. Делает нас, некоторым образом, более приближенными ко Господу, чем прочие. Делает нас более достойными. Вот с такими же мыслями о собственном избранничестве, подкрепленными осознанием себя сынами народа избранного, идут к Иоанну и фарисеи.

И он встречает их словами: «Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю, что Бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира лежит при корнях деревьев. И всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:9-10).

Эти слова Иоанна не совсем понятны современному слуху, потому что мы не совсем понимаем, что значит думать «отец у нас Авраам». А между тем, люди избранного народа – и есть дети Авраама, родоначальника дома Израилева. Считать своим отцом Авраама – значит считать себя частью сообщества людей, избранных Богом, отмеченных им и благословленных на особое служение, на особую близость к Творцу и Владыке мира. И считать так для сынов народа избранного – совершенно естественно, ведь Сам Господь давал Израилю эти благословения, Сам Он избрал этот народ в качестве Своих детей.

Так ведь и мы считаем, что избраны Богом и являемся новым народом избранным. И нам об этом говорит апостол, называя христиан царственным священством, избранным народом, новым Израилем. И мы будто бы имеем все основания для того, чтобы, подобно древним фарисеям и саддукеям, рассчитывать на богосыновство. Мы тоже можем думать о том, что мы «дети Авраама», но в несколько другом ключе. Мы можем считать, что мы христиане, члены Церкви Христовой, продолжатели славной истории или глубоких традиций нашего общества, продолжатели подвигов наших святых предков, мучеников или новомучеников.

Но вот мы слышим сегодня то, что разительно отличает Новый Завет от Ветхого. Ведь именно с проповеди Иоанна, с его гласа, вопиющего в пустыне о близости Царствия Божиего, с его крика «Покайтесь!» и начинается Новый Завет. И вот этот Новый Завет начинается с предостережения людям, живущим во времена этого Завета. То есть и к нам с вами. И предостережение это звучит так: «Бог может сделать из этих камней детей Аврааму, всякое дерево, не приносящее доброго плода, будет ввержено в огонь». То есть не по названию «христианин», а по делам и плодам мы будем судимы. Не за соблюдение закона, правил, религиозных предписаний и традиций, которые с очевидностью для всех соблюдали фарисеи и саддукеи, причем соблюдали очень ревностно, а за плоды христианской жизни мы будем помилованы или отвергнуты Судией мира в страшный день Суда.

Ведь заповеди Христа, закон Нового Завета, в отличие от Завета Ветхого, учат нас не тому, как поступать в быту, а тому, какими быть по сути. Фарисеи и зилоты, верующие люди Израиля, считали, что судить и наказывать Бог будет язычников. Иоанн же проповедовал, что объектом суда станет Его народ, и в первую очередь те, кто говорит от Его лица.

И особенно всем нам стоит обращать внимание на то, являются ли наши представления о церковных правилах, о принципах благочестивого и богоугодного поведения – действительно правилами Церкви, заповедями Бога, преданием апостолов и святых. Ведь сегодня мы вновь слышали в послании апостола Павла предостережение о том, что христианам не стоит брать на себя лишних предписаний и правил, подобно тому, как это случилось с народом Израиля, настолько повязавшим себя и друг друга по рукам и ногам бесчисленными религиозными правилами, что уже и лишили себя всякой свободы духа:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4:1-5).

Аминь.

// Проповедь наместника Сретенского мужского монастыря архиепископа Верейского Амвросия, произнесенная после чтения Евангелия за Божественной литургией в Крещенский сочельник 18 января 2020 года в храме Новомучеников и исповедников Церкви Русской


Размер пожертвования: рублей Пожертвовать
Комментарии
Написать комментарий

Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все поля обязательны к заполнению.

Введите текст с картинки:

CAPTCHA
Отправить